В понедельник, 17 января, в 19 часов в Москве в Сахаровском центре состоялось очередное занятие лектория "Автоном".
Феминистка и исследовательница самоуправления Нина Гадаева рассказала о женской анархистской организации периода испанской революции и ее борьбе за освобождение женщин от "тройного порабощения: как трудящейся, как женщины и как рабыни невежества"; о специфике 30-х годов прошлого века и актуальных вызовах для современности.
Для чего женщинам понадобилась отдельная организация, почему "Свободные женщины" не называли себя феминистками, и какими методами они боролись за свои цели?
Комментарии
На самом деле Mujeres Libres,
На самом деле Mujeres Libres, как и другие анархистские организации, пыталась лавировать между буржуазно-антифашистским Народным фронтом и необходимостью социальной революции. Результатом оказалась контрреволюционная практика, которая прикрывалась псевдореволюционной идеологией. Своим профсоюзным фетишизмом и поддержкой буржуазно-сталинистского Народного фронта Mujeres Libres превратилась в оковы для пролетарского женского движения. Однако движение еще не было достаточно сильным, чтобы разорвать эти оковы. В такой ситуации настоящая революционная женская организация выступила бы за последовательное вооружение женщин внутри революционных рабочих ополчений, за разрыв отношений с антифашистскими милициями и за свержение правительства Народного фронта, т.к. только органы пролетарской самоорганизации могли одержать победу над Франко. Революционная женская организация также выступила бы за разрушение системы наемного труда и обобществление домашней работы. Однако пролетарское женское движение в Испании не смогло породить такого рода революционные организации. В стране была только Mujeres Libres, которая была частью социал-реформистского «анархо»-синдикалистского движения.
В принципе идея двойной борьбы Mujeres Libres против классового общества и патриархата правильна. Однако уже в теоретической разработке этой концепции и еще больше в ее практической реализации проявились существенные структурные реакционные тенденции Mujeres Libres. В первую очередь надо заметить, что отношение между пролетарской классовой борьбой и женской эмансипацией рассматривалось Mujeres Libres очень однобоко и отображалось не во всех своих взаимодействиях. Правильно, сознательные революционеры должны достичь своей внутренней свободы еще до начала социальной революции и особенно революционерки должны последовательно порвать с патриархатом. На самом деле только маленькое меньшинство может достичь этого еще до начала социальной революции. Надо заметить для подавляющего большинства пролетариев и особенно работниц и домработниц срабатывает формула - лишь посредством классовой борьбы и его радикальной формой, т.е. социальной революцией они смогут достичь своей внутренней свободы. Бытие определяет сознание. Это материалистическая точка зрения отсутствует у большинства анархистов. При этом никто не говорит, что сознательная борьба против сексистских предрассудков не должна происходить еще в рамках классового общества. Наоборот. В этом и заключается задача сознательного революционного меньшинства и особенно революционерок, но рабочему классу в целом необходим опыт и практика социальной революции, чтобы прийти к революционному бытию и сознанию.
Но самой большой ошибкой Mujeres Libres была ее фиксация на CNT. Эта фиксация не позволила этой женской анархистской организации последовательно порвать с буржуазно-сталинистским Народным фронтом. Однако для освобождения от идеологии Народного фронта пролетарскому женскому движению в Испании было необходимо организационное отмежевание от самой Mujeres Libres и вместе с этим от CNT/FAI.
Патриархальные и капиталистические отношения больше всего давят своей тяжестью на пролетарок. Буржуазный феминизм, как и старое обуржуазивщееся институционализированное рабочее движение никак не могли быть инструментом освобождения для пролетарок. Партийный марксизм и анархо-синдикализм воспроизводили в своих организациях патриархальные отношения. Как во время Февральской революции в России, так и во время классовых противостояниях испанской Гражданской войны работницы находились на самом переднем фронте. Однако большевизм увековечил эксплуатацию женщин и патриархат. Мелкобуржуазный бунт коллективизации испанского анархизма также не смог разрушить патриархат и наемное рабство, а стал воспроизводить его и перешел в анархо-капиталистическую контрреволюцию. Таким образом, мы видим, что партийный марксизм и анархо-синдикализм в вопросе эмансипации женщины образуют две стороны одной медали под названием воспроизводство патриархата. Но анархистки в некоторых вопросах опередили своих сестер по классу из партийно-марксистской среды: массовая организация в подавляющем большинстве своём состоящая из пролетарок, которые поднялись на борьбу против сексистского бытия и сознания мужчин из собственного класса и движения, - это были Mujeres Libres. Партийный марксизм ещё никогда не создавал чего-нибудь похожего.
Добавить комментарий