В понедельник Guardian раскрыла детали работы британских предшественников российского центра «Э». В 1993-1997 годах британская полиция внедряла своих агентов в антирасистские общественные движения, чтобы дискредитировать их, сообщила газета. В ходе совместного расследования газеты и 4-го канала английского телевидения один из офицеров полиции рассказал об этой противоречивой практике журналистам.
История началась 22 апреля 1993 года, когда группа неизвестных совершила нападение на 18-летнего чернокожего британца Стивена Лоуренса.
По свидетельству друга Лоуренса Дуэйна Брукса, которому удалось убежать с места происшествия, пятеро или шестеро белых молодых людей, проходивших мимо, внезапно набросились на подростка с криками: «Ниггер!». Они нанесли Лоуренсу два ножевых ранения, перерезав артерии на груди; жертве нападения удалось пробежать 100 метров, прежде чем силы оставили его. Вскоре Лоуренс умер от потери крови.
Сначала под подозрением следствия находились пять человек, но потом дело было закрыто, и никто из них не предстал перед судом.
Дело об убийстве Стивена Лоуренса стало поводом для крупнейшей в истории Соединенного Королевства кампании против расовой дискриминации.
Полицию обвиняли в предвзятом отношении к жертве и недобросовестном исполнении обязанностей при расследовании дела.
В 2011 году в редакцию Guardian обратился офицер полиции Питер Фрэнсис и сообщил некоторые конфиденциальные сведения о расследовании скандального дела.
Его рассказ стал частью книги журналистов Роба Эванса и Пола Льюиса «Под прикрытием: Подлинная история британской тайной полиции» (Undercover: The True Story of Britain’s Secret Police), доступной для предзаказа с 4 июня. В понедельник газета опубликовала выдержки из воспоминаний офицера.
Питер Фрэнсис. Кадр: телеканал Channel 4
В 1993 году Фрэнсиса под псевдонимом Пит Блэк внедрили в общественное движение против расизма с целью найти какой-нибудь компромат на семью Лоуренса, его друзей, и активистов, добивавшихся наказания для предполагаемых убийц.
Он и еще три офицера в течение четырех лет разыгрывали роли борцов против расизма, чтобы добыть хоть какую-то информацию, которая могла бы дискредитировать представителей погибшего.
Среди прочего, в октябре 1993 года собранные Фрэнсисом данные легли в основу дела против свидетеля Дуэйна Брукса, — однако суд счел обвинения надуманными.
По словам Пита Фрэнсиса, британская полиция стремилась развалить общественное движение за тщательное расследование убийства Лоуренса любой ценой, боясь повторения лос-анджелесских бунтов 1992 года, когда пятеро американских полицейских избили при задержании чернокожего нарушителя ПДД Родни Кинга, и это повлекло за собой массовые беспорядки.
В 1993 году полицейские связные, приставленные к семье Лоуренса, без объяснения причин фиксировали данные каждого, кто входил в дом его родителей. По утверждению Фрэнсиса, это делалось, чтобы установить их политическую принадлежность и понять, в каком направлении будет развиваться общественная кампания.
В британской полиции существует профессия «офицер по связям с семьей» (Family Liaison Officer) — это специально обученные сотрудники, через которых происходит все взаимодействие следственной группы с семьей потерпевшего в особо тяжелых случаях: при расследовании убийств и похищений. Полиция Лондона также прибегает к помощи этих людей в случае терактов и стихийных бедствий.
Операции по внедрению агентов была настолько секретной, что о ней не знали даже высшие чины хоум-офиса. В июле 1997 года министр внутренних дел Джек Строу приказал провести общественное расследование действий полиции в деле Лоуренса. Фрэнсис настаивал на том, чтобы информация о его работе и работе его коллег под прикрытием была обнародована, однако его начальство решило иначе. Впрочем, даже без этого отчет (известный как «отчет Макферсона», по имени главы комиссии), опубликованный в феврале 1999 года, оказался сенсационным. Офицерам полиции вменялось в вину неоказание первой помощи раненому и игнорирование очевидных улик.
Результатом расследования дела Лоуренса и публикации отчета Макферсона стал ряд изменений в полицейских инструкциях, а также судебная реформа, отменившая запрет на повторное привлечение к уголовной ответственности за то же самое преступление. В 2005 году это правило перестало действовать в делах об убийстве при условии появления новых значимых доказательств. Благодаря этим изменениям в законодательстве и успехам судебной криминалистики в 2011 году после доследования двое из пяти изначальных подозреваемых — Гари Добсон и Дэвид Норрис — были осуждены судом присяжных и приговорены к пожизненному заключению с правом на условно-досрочное освобождение не ранее, чем через 15 лет и два месяца и 14 лет и 3 месяца, соответственно.
Материалы, опубликованные Guardian, уже вызвали реакцию британских властей. Вотдельных заявлениях бывший министр внутренних дел Джек Строу (ныне — заместитель премьер-министра в теневом кабинете) и действующий премьер-министр Дэвид Кэмерон призвали к расследованию предполагаемых злоупотреблений в полиции.
Добавить комментарий