Ливийская Джамахирия: диктатура или анархизм?

В 1950-80-ые годы во многих мусульманских странах произошли события, которые обозначают одним термином – исламские революции. Что бы там ни говорили о консервативности этих революций, но нельзя отрицать одного – в ходе них эти страны освобождались от зависимости от США и Запада. Первая такая революция произошла еще в 1952 году в Египте, а потом Ливия, Иран, Ирак, Афганистан и так далее. Одним из самых ярких идеологов и практиков всех этих событий является председатель Ливийской Джамахирии Муамар Каддафи. Можно по разному к нему относится, но не замечать нам, автономам, его нельзя. Он стал автором своеобразной концепции арабского социализма, чем-то похожей на анархизм. В либертарной самиздатовской прессе были попытки дать оценку его теории, но не очень успешные. Мы попытаемся исправить этот пробел.

 

 

Предыстория

Исламская революция в Ливии произошла 1 сентября 1969 года. Курсант военного училища Муамар Каддафи создал подпольную организацию «Свободные офицеры», которая несколько лет готовила вооруженный переворот, чтобы свергнуть проамериканское правительство. В этот день часть сагитированных военных частей, перекрыла дороги к американским военным базам на территории Ливии и уже к вечеру этого же дня по радио было объявлено, что в «стране революция».

Каддафи быстро выдвинулся вперед, стал в глазах ливийцев ассоциироваться с этими событиями, а в 1972 году обнародовал свои взгляды в «Зеленой книги». Совокупность этих взглядов принято называть «третья мировая теория» и они представляют из себя смесь ислама с анархизмом. Не случайно именно при Каддафи были переведены на арабский язык труды русских теоретиков анархизма – Бакунина и Кропоткина.

В Ливии также был создан особый тип политического устройства – Джамахирия(народовластие) с большим привнесением элементов прямой демократии в политическую систему общества. За новейшую историю Ливия несколько раз в этой стране заявлялось об «почти что» устранении государства. Последний раз Каддафи сделал такое заявление 3 марта 2008. На одном из публичных выступлений он сказал, что правительство не справляется со своими задачами в рамках ведения внутренней политики, что его нужно устранить раз и навсегда, оставив лишь несколько министерств.

Против представительной демократии

В «Зеленой книге» Каддафи бросаются в глаза очень жесткие выпады против парламентаризма. Конечно, это еще не повод, чтобы причислять Каддафи к анархистам. И Гитлер в «Майн кампфе» и Муссолини в «Доктрине фашизма» резко нападали на парламентаризм. Тем не менее, критика Каддафи действительно носит анархичный характер.

Вот несколько цитат. «Представительство народа в парламентах является обманом, а парламентаризм - это порочное решение проблемы демократии. Основное назначение парламента - выступать от имени народа, что само по себе недемократично, поскольку демократия означает власть самого народа, а не власть тех, кто выступает от его имени».

«Парламенты стали узаконенным барьером, мешающим народу осуществлять свою власть, отстранившим массы от участия в политике и монополизировавшим их власть. Народу оставлено чисто внешнее фальсифицированное проявление демократии - право на стояние в длинных очередях к урнам на избирательных участках».

«Прямая демократия - это идеальное решение, которое, будучи воплощено на практике, не может являться предметом спора и разногласий».

Подчеркиваем, что пишет это ни Кропоткин или Бакунин, ни Чомский или Букчин, а политик, который для США является олицетворением терроризма и тоталитаризма!

Против партий и классового подхода

Каддафи в своей «Зеленой книге» также отрицает партию как форму политической организации. Цель образования партии - создание орудия правления народом, иными словами, правления теми, кто стоит вне партии, при помощи партии, ибо партия зиждется на деспотическом авторитарном принципе подчинения народа партии, - считает Каддафи. Причем, обосновывает свое отрицание партии, он также как и анархисты. Партия – это власть части над целым, что недемократично по своей сути.

Классовый подход исламский революционер Каддафи также подвергает резкой критике. Он пишет, что если в каком-либо обществе устанавливает власть одного класса, и не важно какого класса – пролетариата или буржуазии, то политический режим в таком обществе неизбежно будет диктаторским.

«Классовая политическая система подобна партийной, племенной или клановой системе. Класс, как и партия, племя или клан, подчиняет себе общество, в котором он господствует… Партия, создаваемая определенным классом, постепенно подменяет собой этот класс, а в дальнейшем и класс, противостоящий ее собственному классу».

Ислам

Высказывая такие довольно радикальные (для действующего политика государственного масштаба) мысли, Каддафи дальше от критики переходит к построению идеала. После таких резких и справедливых заявлений возникает вопрос: хорошо, если мы против марксизма, классового подхода и вообще всей европейской социалистической мысли, то что же тогда взамен? А вот тут-то и начинаются не совсем удобные для современного европейского активиста мысли. «Подлинным Законом общества является либо обычай, либо религия», - заявляет Каддафи.

Объяснение религии, традиционализма и «власти обычая» у Каддафи очень специфичное. Каддафи считает, что обычай это и есть закон самоорганизации общества и самоконтроля его над самим собой вне всякого государства. Каддафи как-то очень по своему, из какого-то своего особого угла, выворачивает концепцию «естественного права» и «гражданского состояния» Жана Жака Руссо. Руссо и вообще европейские либералы 17-18 века объясняли, что в естественном состоянии человек зверь и волк и только в обществе появляется новое состояние – «гражданское состояние», цивилизация, которое закрепляется законодательством. Каддафи наоборот выступает против каких-либо закрепленных законодательством норм и конституции. Законы в его объяснении это насилие над обществом и каждым конкретным человеком. Есть обычай – он естественен, понятен каждому вне зависимости от образования и потому, никаких законов не нужно.

При этом ислам у Каддафи является универсальной идеологией. Не нужно никаких политических концепций арабскому миру – в «Коране» все сказано.

Национализм

Дальше - больше. Отказываясь от классового подхода, ливийский революционер заявляет, что основа его взглядов – нация. Каддафи, конечно, не является националистом в европейском смысле этого слова. Он не фундаменталист и не фанатик. В слово «нация» он не вкладывает этнический смысл - «общественный, то есть национальный фактор является двигателем истории человечества», пишет он в «Зеленой книге». Он не националист, но и не сторонник классового подхода. Тогда кто же он?

Каддафи очень хитрый и опытный политик. Он может произносить крайне правильные и обличительные речи, обращаться к либертарным ценностям, но в реальной жизни все равно исходить из реального положения и отбрасывать эти ценности.

Чем дальше, тем больше Каддафи рассуждает как типичный националист. У него заходит речь о семье, ее «роли для нации» и в том же духе. Но при этом опять же, рассуждая о семье, он противопоставляет ее государству, в то время как какой-нибудь европейский националист твердит, что «семья – основа государства». Как только мы пытаемся обвинить Каддафи в том, что он правый, он оказывается анархистом. Как только мы говорим, что он левый – он оказывается националистом. Просто всю историю европейской мысли в условиях мусульманского мира он понял очень по своему.

Понять – кто же такой Каддафи на основе только «Зеленой книги» невозможно. Значит, нужно изучить его деятельность как политика. В конце концов он уже сорок лет как действующий политик. И до сих пор действующий.

Реальность

Через некоторое время после революции в Ливии была создана особая политическая система – Ливийская Джамахирия. Формально она было выстроена снизу вверх на основе прямой демократии. Было разрешено свободное ношение и хранение огнестрельного оружия, ливийцам нуждающимся в жилье стали раздавать квартиры бесплатно.

С другой стороны, сам Каддафи, его ближайшие соратники и армия стоят вне Ливийской Джамахирии. Каддафи может в любое время оказывать сильное влияние на всю страну и всю политическую систему. Государство в Ливии как политический институт все-таки существует, хотя и в очень своеобразной форме. На самом Каддафи завязано слишком многое, он все равно вождь, после смерти которого может все значительно поменяться.

Официальное название Ливии - Великая Социалистическая Ливийская Арабская Джамахирия. Но оттого, что здесь есть слово социалистическая, еще не значит, что в Ливии социализм. Например, партия Саддама Хусейна(БААС) называлась – Партия Арабского Социалистического Возрождения, но Садам не был ни коммунистом, ни социалистом. В ливийской экономике есть элементы как государственного социализма, так и социализма. Так, в Ливии присутствуют типичные элементы капитализма – наемный труд, частная собственность, предпринимательство. Но при этом, самые доходные отрасли – прежде всего нефтедобычи, принадлежат государству. Каддафи постоянно пытается усмирить (или делает вид) государство и чиновников. Сделать так, чтобы народ получал непосредственную пользу от продажи нефти, но далеко не всегда у него это получается.

Критика

Взгляды Каддафи утопичны. Утопичность их не в требовании прямой демократии, а в том, что религия, обычаи народа подаются в «Зеленой книге» как нечто незыблемое. Религия, обычаи – однажды возникают, меняются, разрушаются.

Многое, что написано, что в «Зеленой книге» - правильно. Нам, конечно, же особенно симпатичны высказывания в пользу прямой демократии, но не очень понятны выступления против классов. И уж совсем нельзя согласиться с обращением к традициям, нации, религии.

В реальной политике действуют классы, социальные группы, партии и просто так все это не перечеркнешь. Можно сколько угодно твердить о том, что надо отказаться от классового подхода в политике, но современная политика по прежнему борьба интересов разных групп. Пусть классы более размыты и классовые противоречия видны не так ясно, но классы все равно есть. Ленин еще в 1903 году писал, что интересы одного класса, в том числе пролетариата, не могут быть поставлены выше интересов всего общества, но реальная жизнь заставила все равно делать ставку на одну особую социальную группу.

Наконец, самая главная проблема Каддафи в том, что он один. Волей исторических обстоятельств во главе революции оказался именно такой человек как он, с такими специфичными взглядами. Не было мощного движения, сильной организации, в которой взгляды Каддафи получили бы развитие и распространение еще до прихода к власти. Все это выглядит как высказывания пророка, чудачества отдельного влиятельного человека.

Первоначальное удивление по поводу того, как человек, излагающий и пропагандирующий столь подробно и чётко либертарные идеи, может быть диктатором, быстро проходит, когда узнаешь хотя бы немногие факты реального положения в Ливии и реальной политики Каддафи. Пусть даже Ливия не взрывала самолет в двумя стами пассажирами, из-за чего против нее были введены экономические санкции. Да взять хотя бы насильственное выселение негритянских племен из южной части Ливии после прихода к власти. И это при том, что в "Зеленой книге" Каддафи писал, что "будущая эпоха - время черной расы"!

Третья часть книги чётко демонстрирует глубоко авторитарный тип мышления автора. Хоть в книге и отрицается власть человека над человеком, отрицается государство, парламенты, законы и правители, однако на смену им тут же вводятся "естествнные законы" и религиозные обычаи. Самую главную черту авторитарного сознания Эрих Фромм в "Бегстве от свободы" определил как веру в то, что 1)жизнь управляется силами, лежащими вне самого человека и 2)единственное счастье - в подчинении этим силам. И если у этатистов и фашистов эта сила - государство, то у Каддафи такой силой становится природа и традиция. Причём свобода у него отождествляется с силами природы.

Отрицание государственной власти для Каддафи только ступенька к традиционалистическому обществу, в котором обычай, традиция и религия возводятся в ранг священных и неприкосновенных законов природы, не подлежащих никакому сомнению. Это путь не к освобождению, а к подавлению индивидуальности человека обществом.

И всё же надо признать, что книга содержит много интересных мыслей, которые хоть и озвучивались ранее различными леворадикальными теоретиками, именно в "Зелёной книге" изложены в предельно доступной и понятной форме.

"Зеленая книга" весьма полезна для изучения и критического рассмотрения. Хотя ни сам автор, ни его "третья мировая теория" вцелом, не вызывают никаких симпатий. Проблема еще и в том, что те "борцы с империализмом", которые сегодня до сих пор на слуху (Уго Чавес, Абдулла Аджалан, Фидель Кастро и пр.) сами далеко не безупречны. Объявлять себя публично их сторонниками глупо хотя бы с "полит-технологиченской" точки зрения. Сегодня, в 21 веке нужны другие герои, которые понимают, как легко даже под вывеской "прямой демократии" превратится в диктатора, которые не запятнали себя и свое движение.

Тем не менее, не смотря на ряд указанных противоречий сам факт возникновения и оформления идей «третьей мировой теории» свидетельствует о живучести либертарных идей. Об их способности возникать в любой стране, пусть даже в такой своеобразной форме.

М., А.П.

Интересующиеся могут дополнительно смотреть:

Текст Зеленой Книги:

http://www.lib.ru/POLITOLOG/KADDAFI/greenbook.txt

Официальный сайт Каддафи по арабски, но есть и русская страница:

http://www.algathafi.org/

Сторонники Каддафи в России:

http://www.kaddafi.ru/

Ситуация, № 23, май 2008

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости