Премия мира расколола либералов на навальнистов и антинавальнистов. Или обнажила этот раскол, если он был уже раньше. Кто-то из национал-патриотов начал даже злорадствовать по поводу того, что либералы сейчас перебьют друг друга. Вряд ли дойдёт до такого, но в выражениях обе стороны не сильно стеснялись.
Агрессивность навальнистов меня нисколько не удивляет. Я хорошо помню конец 80-х годов и начало 90-х, когда столь же агрессивным было поведение ельцинистов. Последним тогда и в голову не приходило, что их кумир начнёт войну в Чечне и поставит своим преемником Путина. И современным навальнистам вряд ли приходит в голову, что из пены на их губах начнётся новый Путин. Однако у меня нет никаких оснований полагать, что Навальный в той же самой ситуации безоговорочной и агрессивной поддержки и отсутствия сравнимых по силе соперников поведёт себя иначе, чем Ельцин. И его поздравление Муратову, подозреваю, вызвано не его благородством, а его положением. Руганью премию все равно не переадресуешь, а число сторонников и временных союзников только уменьшишь, и Навальный был бы просто дураком, если бы не понимал этого.
Но и противники Навального высказывались довольно резко. Вопрос в том, сколько их.
Путин - не вечен. И как многие диктаторы он избавлялся от возможных преемников, дабы не сменили его, чего доброго, раньше срока. Дважды в российской истории, после смерти Грозного и после смерти Сталина, такое приводило к тому, что после смерти диктатора внутри верхов начиналась борьба за власть, а тем временем народ, почувствовав свою силу, тоже вступал в игру. После смерти Петра народ никак себя не проявил, ибо успел это сделать ещё до нее - восстания постоянно случались и до Петра, и при нём, и именно Пётр смог их подавить, поэтому после его смерти борьба за власть ограничилась дворцовыми переворотами. Трудно сказать, что могло бы быть после смерти Путина, учитывая массовую миграцию при его жизни, но по крайней мере шанс на то, что народ себя покажет, был. И вот, неожиданно Путин, сам того не желая, создал себе харизматичного преемника в лице Навального.
Вряд ли Навального поддержат левые, но даже, если его поддержат либералы и национал-патриоты, этого может оказаться достаточным, чтобы он стал вторым Ельциным. Поэтому появление среди либералов противников Навального заслуживает внимания. Оно не даёт никакой гарантии на то, что Навальный не повторит путь Ельцина, но даёт на это дополнительные шансы.
Тем не менее эти шансы пока не велики. Ни леваки, ни враждебная Навальному часть националистов, ни враждебная ему часть либералов не имеют лидера не только равного, но даже хоть сколько-нибудь сравнимого с Навальным. При таком раскладе, учитывая монархические традиции России, после смерти Путина Навальный захватит власть раньше, чем народ почувствует в себе силы влиять на историю, и ельцинско-путинский цикл повторится по новой.
Добавить комментарий