Интервью с беларусскими анархистами в Варшаве

Мы публикуем интервью Кати и Игната из Группы беларусских анархисто:к в Варшаве, которое они дали nottoday.media. Катя переехала в Польшу в 2021 году, а Игнат живет там уже несколько лет. Интервьюер:ки поговорили с ними о разнице между анархистскими движениями в Беларуси и Польше и общих проблемах для обеих стран. Вторая часть интервью - об участии белорусского анархистского движения в сопротивлении российской оккупации, а также о том, как поддержать белорусских активисто:к.

На головном фото - акция в Варшаве (из архива Группы беларусских анархисто:к в Варшаве)

Катя и Игнат: За свою долгую активисткую "карьеру" нам довелось заниматься множеством разных вещей. Из того, о чём можем говорить открыто - это различные образовательные проекты: например, Антиуниверситет. Участие в массовых протестах: Антиатомное сопротивление нулевых и начала 10-х годов, Хлопательные акции 2011, "Тунеядский" протест 2017 и, конечно же, протесты 2020 года. На протяжении многих лет мы также занимались организацией своих собственных несанкционированных акций, среди которых были: как марши и пикеты, так и креативный и уличный акционизм. Также занимались защитой парков (среди прочих - парк Котовка), экологической и феминистской деятельностями, организацией Критической Массы, фримаркетов, которые посещали тысячи людей. С 2012 по 2020 годы в центре города (с перерывами на репрессии) у движения существовала своя анархистская библиотека Вольная Думка. Одной из старейших анархистских инициатив в Минске была Еда Вместо Бомб, просуществовавшая более 15 лет и в конце концов уничтоженная репрессиями в 2021 году. С 2009 года существует беларусская группа Анархического Черного Креста, которая на протяжении всех этих долгих лет занималась и занимается поддержкой заключенных анархист:ок и антифашист:ок

Сейчас трудно вспомнить всё, чем мы когда-то занимались, но список этот в реальности куда больше, а также шире, так как есть и непубличные виды деятельности.

Чем занимаетесь в Варшаве?

Катя и Игнат: Из публичных активностей можем назвать распространение анархических идей и практик в русскоязычных диаспорах (в большей мере в беларусской). Мы участвуем, а также организуем демонстрации с беларусской освободительной повесткой. Взаимодействуем с участни:цами и организатор:ками таких мероприятий, распространяем практики коллективных обсуждений и низовой самоорганизации. Мы участвовали в зарождении инициативы воскресных "Акцый беларусаў Варшавы" и по сей день наши товарищи входят в орг.коллектив.

В 2021-2022 году мы проводили "Школу анархизма" - серию тематических лекций, раскрывающих, что такое анархизм, чего хотят анархисты, какие цели преследуют и методы выбирают. Организовываем воркшопы для диаспоры, а также периодические лекции и дискуссии на различную социально-политическую тематику. В начале июля мы провели Фестиваль против авторитаризма, где подняли много интересных вопросов и провели ряд воркшопов.

Также мы занимаемся поддержкой наших товарищей, отправившихся на фронт в их борьбе против кремлевского империализма. Собираем деньги, покупаем снаряжение и припасы и отправляем в Украину. Помогаем бежен:кам. Поднимаем тему важности войны с империализмом в своих мероприятиях.

Помимо этого мы включаемся в местную повестку. Анархическое движение международно и для нас не существует разделения на нации и расы, а также мы не признаем государственные границы. Все анархисты мира обычно держатся рядом, поэтому мы также активно включаемся в местную борьбу: за права женщин, квир-людей и бежен:ок на беларусско-польской границе.

Плакат в поддержку политзаключенных. Фото nottoday.media

Есть ли отличие введения активизма в Беларуси/Польше? Где общество более сознательно и готово к переменам?

Катя и Игнат: Да, конечно различия есть, в первую очередь из-за разных политических условий в этих двух странах и нашего личного опыта, связанного с эмиграцией и беженством.

Например, что касается политических условий, на данный момент беларусские анархист:ки в Польше не являются группой, которая подвергается каким-то репрессиям со стороны государства. Поэтому мы можем действовать более открыто, чем в Беларуси – делать публичные образовательные мероприятия, приглашать всех желающих, публиковать наши анонсы и высказывания в соцсетях. Некоторые товарищ:ки даже выбирают публично позиционироваться как анархист:ка, чего в Беларуси избегали почти все.

Мы стали меньше заниматься уличными акциями и интервенциями, и больше фокусируемся на создании образовательного контента, хотя по-прежнему помогаем организовать и участвуем в демонстрациях.

В то же время, статус бежен:ок, на основании которого большинство анархист:ок находится в Польше, очень ограничивает наши возможности действовать в областях, которые государство контролирует и криминализирует. Например, польское правительство в какой-то момент криминализировало любую помощь людям, пересекающим границу в районе Подлясье – даже оказание им медицинской помощи. Последствия для активисто:к с польским гражданством и статусом бежен:ок при задержании в этом районе были бы очень разными.

Что касается готовности общества к изменениям – мы не считаем, что “осознанность общества” разделяется линиями границ национальных государств. В то же время, очевидно, что разные политические и социальные условия создают разный уровень политизированности.

Акция в Варшаве. Фото из архива Группы беларусских анархисто:к в Варшаве

В 2021 году, когда большинство из нас покинули Беларусь, беларусское общество было политизировано в разы больше, и вопросы о политических и социальных изменения были как никогда актуальны. На сегодняшний день трудно оценить, остались ли эти вопросы настолько же актуальными – из другой страны, в условиях репрессий, которые стремятся уничтожить любую возможность высказывания. Беларусская диаспора в Польше однозначно намного более политизирована, чем средн:яя житель:ница Польши, но мы не можем говорить, как ситуация выглядит в Беларуси, так как не находимся там.

В Польше же была мобилизация вокруг движения Strajk Kobiet, но со стороны человека, живущего тут совсем недавно, она кажется не такой всеобъемлющей и количественно и качественно. Хотя лозунги против правящей партии тут очень популярны, люди не так готовы включаться в активный протест, выходить на улицы, создавать политические структуры и движения, как в Беларуси, и меньше ставят под сомнение государственную власть (как мне кажется, возможно, люди в Польше со мной бы не согласились).

В общем и целом, в любой стране мира существует неравенство и есть много недовольства тем, как устроено общество. Это неравенство всегда поддерживается существующей властью, и для резкой политизации нужен только достаточно значимый триггер, который может захватить как можно больше людей.

Какие проблемы наиболее актуальны для Беларуси/Польши? И, на ваш взгляд, какие пути решения вы видите?

Катя и Игнат: Можно выделить ряд проблем, важных для обеих этих стран, и некоторые, которые влияют в основном на людей только в одной из них. Из тех проблем, которые актуальны и для Польши и для Беларуси, мы бы назвали: Война в Украине – Беларусь является плацдармом для Российского государства, в то время, как в Польше угроза со стороны восточного соседа приводит к ограничениями свободы во имя безопасности.

Диктатура и репрессии – кого-то может удивить, что для Польши это актуальная проблема, но мы напомним, что партия Права и Справедливость находится у власти уже почти 8 лет и активно пытается ограничить гражданские свободы. Польша всё больше и больше начинает напоминать авторитарное государство. Для Беларуси, наверное, не нужно пояснять, почему это актуальная проблема.

Атомизация и деполитизация – люди не рассматривают политику как что-то, в чём они могут участвовать, делегируют принятие решений избранным партиям и людям и тем самым теряют контроль над своей жизнью. Когда они думают о своих личных проблемах, или проблемах в обществе, они не чувствуют, что могут что-то изменить или на что-то повлиять. Также, как в Беларуси, так и в Польше люди становятся всё больше и больше разрозненными – нам больше не кажется привычным общаться с соседями и просить у них помощи, объединяться для решения каких-то проблем. Движение дворов в 2020-2021 году показало, что мы можем жить по другому, люди начали объединяться, но репрессии помешали этому процессу.

Политический "спор" на стене здания. Фото nottoday.media

Бедность и нестабильность уровня жизни – в обеих странах огромному количеству людей приходится выживать от зарплаты до зарплаты, экономить, работать на нескольких работах, голодать, и жить на улице. Это ситуация создана искусственно системой капитализма – мы живём в мире, где любой человек может иметь необходимые ресурсы для достойной жизни.

Границы как ограничение свободы передвижения людей и ксенофобия – на беларусской-польской границе происходят ежедневные пытки и убийства людей, вызванные последовательной расистской и ксенофобной политикой Беларуси и Польши. Лукашенко использует людей из стран Ближнего Востока и Африки в качестве давления на ЕС, которое становится возможным только благодаря антииммигрантской ксенофобной политике ЕС и Польши.

Для Польши очень актуальна проблема телесной автономии – в 2020 году тут проходили свои массовые протесты против ужесточения криминализации абортов, которые ни к чему не привели. С тех пор количество женщин, умерших от осложнений при родах, постоянно растёт. Аборт мог бы спасти их жизни, но врачи запуганы существующими законами и не готовы оказывать им помощь.

Хотя для Беларуси эта проблема не кажется актуальной, аборты у нас все еще разрешены, более широкая проблема гендерного насилия и патриархата понята и там. После 2020 года почти все инициативы, работающие с жертвами домашнего насилия, были закрыты и сейчас в ситуации насилия очень сложно найти поддержку.
 
На вопрос о путях решения довольно сложно ответить в интервью – люди пишут целые книги о том, как решить эти проблемы. В общих чертах, эти проблемы решает самоорганизация и солидарность. Когда люди готовы объединяться, чтобы бороться против угнетения, когда они готовы помогать подруга другу и понимают, что забота о другом – это необходимое условие жизни в обществе, тогда мы можем решить эти проблемы.

Стикер в поддержку равенства. Фото nottoday.media

Как мне кажется, сейчас в мире замечается упадок левых идей, как вы думаете с чем это связано? И как это можно изменить?

Катя и Игнат: Главным врагом анархизма является не только государство, но также и капитал. Капитализм пожирает умы, желания и потребности людей. В мире отчужденности и атомизации, в котором конкуренция считается нормой и навязывается человеку с пелёнок как единственный верный способ существовать, очень логично ожидать движения в правую сторону. Капитализм превращает нас в потребителей, из субъектов общества мы превращаемся в объекты их рекламы и бизнеса. С развитием рынка люди всё меньше времени уделяют социальной жизни, система запирает нас в своих домах и разрушает социальные связи. Сегодня мы даже не знаем, как зовут наших соседей по лестничной клетке и даже не здороваемся с ними. Люди уходят в быт и удовлетворение желаний, навязанных капиталистической системой. Нам становятся больше не нужны ни совместные посиделки во дворе, ни общение, ни помощь от окружающих нас людей. Закрытые друг к другу люди не пытаются коллективно решать проблемы, возникающие в их жизни, но предпочитают обратиться в "специально предназначенные" службы или написать жалобу. От безуспешности такого подхода люди фрустрируются ещё больше и всё меньше хотят заниматься вообще чем-либо. Разочаровавшись, они делегируют свою власть кому-то, кому сами зачастую не верят, чтобы скинуть груз ответственности со своих плеч.

Таким образом, люди постепенно становятся аполитичными объектами манипуляций тех, кто использует политику для угнетения. Полиция жестоко подавляет любые формы инакомыслия и попыток народа вернуть власть в свои руки. На этом фоне общего упадка политизированности всё чаще выскакивают правые консервативные и откровенно фашистские партии то тут, то там. И захватывают власть, используя популизм и текущие условия.

Нам кажется, что мы наблюдаем не просто упадок левых взглядов, но упадок политизированности в целом, а с другой стороны - поднимание голов правыми и ультраправыми. Для того, чтобы противостоять этому, нам нужно разорвать цепи индивидуализма, эгоизма и начать интересоваться своей жизнью и жизнью окружающих. Чем больше людей будет интересоваться тем, что происходит с их жизнями - тем сложнее любителям сильной руки и капиталистам-собственникам будет пробиться во власть.

Социальный плакат. Фото nottoday.media

Основная проблема левых идей - это их утопичность. Что такое анархия? Это утопия или это то, что действительно можно построить в обществе?

Катя и Игнат: Прежде всего хотим заметить, что анархизм вообще не находится на оси координат "левые-правые". Эта парадигма предполагает разделение партий в их борьбе за власть. Так как анархизм не борется за захват власти, он просто не может вписываться в данную схему. Для анархизма не имеет значения, с какой стороны будут стоять начальники: слева или справа - их кнут от этого не становиться легче. В том числе левые часто бывают не менее авторитарными, чем правые, а иногда даже и более (сталинисты, маоисты и пр.). Левые - это централизация, создание государства и управление его ресурсами сверху вниз. Это власть чиновников, власть меньшинства.

В то время как анархизм предполагает свободное сотрудничество локальных сообществ и кооперативов с целью достижения взаимной выгоды. Все процессы и решения, которые касаются того или иного сообщества, контролируются не мелкой группой чинуш, а всеми членами данного сообщества. Это самоорганизация и самоуправление. Это отсутствие государства, а следовательно - любых аппаратов угнетения.

Утопия ли это? Смотря что вкладывать в слово "утопия". Если смысл этого слова в идеальности и прекрасном - то почему бы и нет, но если придавать этому термину смысл неосуществимости - то вряд ли. Ведь сообщества, организованные по анархическим или близким к анархическим принципам, существовали как в истории, так и существуют сегодня. Мы не будем вдаваться в подробное описание различных из них - эту информацию вы можете найти в интернете. Ниже приведем вам по 3 примера из истории и настоящего времени, так как их на самом деле множество. Существовали Парижская коммуна - анархизм, социализм. Махновщина - анархизм. Испания времен гражданской войны (1936-1939) - анархо-коммунизм, анархо-синдикализм. Из актуальных примеров - сапатисты (штат Чьяпас, Мексика) - у них смесь анархизма с марксизмом, Рожава (Западный Курдистан) - демократический конфедерализм. И израильские Кибуцы - социализм.

Какая повестка сейчас более актуальная для анархического движения? И для вас?

Катя и Игнат: Для международного анархического движения есть четыре направления борьбы, которые остаются актуальными уже много лет:

Антикапитализм – борется против эксплуатации бедных богатыми, за создание новой социально-экономической системы. Капитализм вредит не только людям, но и природе, уничтожение капитализма необходимо для того, чтобы остановить глобальный климатический кризис.

Антиавторитаризм – направлен против власти государства, которая осуществляется через государственную монополию на насилие, и за право на самоопределение и самоуправление людей.

Антифашизм – борется против угнетения людей по их этнической принадлежности, контроля перемещений людей через границы, ксенофобии и расизма, а также против авторитаризма и милитаризма.

Феминизм – выступает против гендерного угнетения, патриархальной бинарности гендера, культа насилия, связанного с понятием маскулинности.

Конкретно для нас, как для беларусских анархисто:к, наиболее вовлечённых в проблемы нашего региона, актуальна антиавторитарная и антифашистская борьба. При разрушении диктатур в Беларуси и России, а также фашизма в России, исчезла бы и война, и репрессии, и многие другие процессы, от которых страдают люди в нашем регионе.
В целом, мы работаем со всеми повестками, упомянутыми выше, но много времени уделяем именно борьбе с этими диктатурами.


Акция в Варшаве. Фото из архива Группы беларусских анархисто:к в Варшаве

Знаю что в движение часто встречается выгорание, как вы думаете, с чем это связано? И как это избежать?

Катя и Игнат: Выгорание, в принципе, очень распространённая проблема среди любых активисто:к. Факторы, которые вызывают выгорание в анархическом движении, наверное, будут знакомы многим активист:кам в разных сферах:

Количество активисто:к – в беларусском анархическом движении осталось довольно мало людей на свободе, и часто од:на активист:ка участвует в 3-4 проектах. Поэтому у всех очень большая нагрузка.

Жизнь в капитализме – всем нам нужно где-то жить и что-то кушать, и часто попытки обеспечить себя и свою семью забирают все силы и время. А поскольку нам всем пришлось бежать из Беларуси в новую страну, у нас еще больше сложностей по обустройству своей жизни – бюрократия, незнание языка, адаптация на новом месте, травмы от столкновения с государственным насилием и т.д.

Не всегда очевидный результат активизма – сколько бы мы не занимались активизмом, кажется, что страдания в мире никогда не закончатся. Очень легко выгореть, когда ты не видишь каких-то прямых результатов своей работы, а государство и капитализм как будто только становятся наглее и более жестокими.

Небезопасность – возможно, это единственный пункт, который больше актуален для анархического движения, но анархическая борьба всегда преследовалась государством, задолго до 2020 года, и многие не выдерживают жизни в постоянной тревоге и репрессий и уходят из активизма.

Антифашистский плакат. Фото nottoday.media

Хотели бы вы написать что-либо о войне в Украине?

Катя и Игнат: В Украине ситуация довольно сложная, но право на защиту от государственного насилия остается у каждого человека. В случае войны мы видим, что насилие исходит в первую очередь от российского государства. Пример Мариуполя показывает, что путинская военщина готова уничтожать целые города для достижения собственных целей, насилуя, убивая и похищая людей. Украинское государство остается государством и преградой к освобождению людей от власти, но ни один украинский политик не позволит себе такого уровня государственного насилия, которое позволяет путинский режим. Хотим отметить, что бесчинства Кремля в Украине – это лишь продолжение политики подавления свобод внутри самой России.

Пытки, убийства и похищения – это повседневность для народов, оказавшихся под контролем Путина. Мы можем говорить как про политические и социальные преследования по всей России, так и про диктаторские режимы по всей планете, которые поддерживаются Кремлем.

Победа России в этой войне станет полной катастрофой не только для Украины, но и для всей Восточной Европы. "Русский мир", как чума, продолжает расползаться по всему континенту в попытке выстроить новую империю. В такой обстановке сложно представить успех нового восстания в Беларуси, Казахстане или других странах, находящихся под контролем Москвы. Мы, беларусские анархисты, оказавшиеся в изгнании, потеряем все, что пытались выстроить за последние 30 лет. Падение Путина и поражение российской армии приведут к освобождению не только Беларуси, но и десятков других народов, которые оказались в этой тюрьме.

Акция в Варшаве. Фото из архива Группы беларусских анархисто:к в Варшаве

Как вы думаете, можно ли применять одни и те же принципы в мирное время и во время войны? Такие как пацифизм и гуманизм?

Катя и Игнат: Тот пацифизм, который часто упоминается современными либеральными европейцами, не уместен как в условиях войны, так и в мирное время.

Ещё никогда в истории тактика ненасилия не победила ни один авторитарный режим и уж тем более имперскую экспансию. Все примеры, которые так любят пацифисты - фарс и манипуляция. Ни борьба за независимость Индии от  короны, ни протесты против войны во Вьетнаме, ни борьба за равные права для темнокожих людей в США и пр. Протесты, которыми так любят хвалиться пацифисты, не были ни победными, ни исключительно ненасильственными - это хорошо демонстрируется в книге Питера Гелдерлооса "Как ненасилие защищает государство".

У каждо:й должно быть право на самооборону – у людей, на которых нападает полиция, пограничники, армия или государство, есть право использоваться любые тактики, в том числе насилие, чтобы защитить себя. Мало кто будет осуждать жертву избиения за то, что он:а пытается отбиваться, но когда речь заходит о конфликте в Украине или, например, протестах, которые происходят сейчас во Франции, сразу находятся “пацифист:ки”, которые осуждают любое использование силы с целью защититься от нападающего.

Очень часто люди, которые называют себя пацифист:ками или противни:цами насилия, не замечают очень реального насилия со стороны полиции, пограничных служб и армий только потому, что оно легитимизировано государством. Считается, что если всю жизнь человек проводит в страданиях из-за того, как устроено общество для людей с её/его цветом кожи или экономическими условиями, то единственная форма протеста, которую они могут себе позволить - это дружелюбные транспаранты и петиции к их мучителям.

Мы понимаем, что государственное насилие является структурным и часто не оставляет выбора тактик для тех, кто ему подвергается.

Чаще всего пацифизм - это привилегия успешных белых людей, которые живут в относительной безопасности, комфорте и достатке, и учат угнетенные группы людей (не белые люди, женщины, ЛГБТК+, национальные меньшинства и пр.), которые непосредственно страдают от угнетения и систематического насилия, как те должны протестовать и какие формы протеста выбирать. Тем не менее мы считаем, что комбинирование и совмещение тактик (насильственной и ненасильственной) при должном сотрудничестве обеих сторон с большей вероятностью способно привести к победе над угнетателями. Нужно просто помогать друг другу, а не исключать и искать провокаторов.

Это касается больше борьбы с авторитарными режимами и государственным насилием внутри страны, но во время войны о пацифизме говорить вообще не приходится. Но даже в таких ужасных условиях стоит проявлять гуманизм. Даже сейчас мы видим примеры, где солдаты оказывают необходимую медицинскую помощь своим врагам. Гуманизм, а скорее эмпатия и забота (потому что они нужны не только людям, но и животным) должна быть основной для любого общества, для любых отношений. Стоит применять насилие только там, где оно неизбежно необходимо, и стараться побороть в себе жажду мести. Анархизм стремится к обществу, в котором насилие не будет формой решения проблем и конфликтов и станет ненужным.


Фото nottoday.media

Как вы оцениваете события 2020 года в Беларуси? И как вы думаете, почему именно в 2020 году случились массовые протесты, не раньше, не позже?

Катя и Игнат: Как анархист:кам, нам очень радостно было видеть, как внутри протеста 2020 года создавались горизонтальные взаимосвязи, люди самоорганизовались в политические группы, показывали солидарность с протестующими. У протеста не было лидера как такового, а люди сами создавали системы поддержки, работающие без всяких указаний сверху. Возможно, благодаря этому такой активный протест смог продержаться несколько месяцев.

Отвечая на вопрос, почему именно в 2020 году произошли такие массовые протесты, мы считаем, что больше всего на это повлияла эпидемия COVID-19. Сама пандемия и её последствия коснулись почти кажд:ую, при этом государство показало себя полностью бесполезным, бессильным и даже деструктивным, игнорируя опасность вируса и оставив многих людей умирать.

В то же время начали появляться самоорганизованные инициативы, которые выполняли те задачи, которые многие возлагают на государство: снабжали больницы, распространяли информацию, помогали тем, кто не мог выйти из дома. Этот опыт показал силу самоорганизации и доказал, что мы можем построить сети, которые могут противостоять деструктивности государства.

К тому же, многие просто устали от жизни в диктатуре – условия жизни многих людей были невыносимыми, накипело, наболело, и в итоге приняло форму протеста.

Может ли национализм в любой его форме быть здравым? Ведь после событий 2020 года в Беларуси появились волны национализма?

Катя и Игнат: В первую очередь хотим сказать, что в публичных дискуссиях национализм – очень многозначное слово, поэтому может быть сложно о нем высказываться. И понятно, что в Беларуси, которая долгое время находился под влиянием империи, где последовательно уничтожался язык и культура, это ещё более сложный вопрос.

Мы считаем, что национализм в любой его форме, - это ограничение свободы и демократии. Национализму всегда необходим "Другой" – которому можно отказывать в эмпатии и свободе. Национализм не может существовать без милитаризации, насилия и неравенства.

Мы стараемся больше говорить о национализме и просвещать о его опасностях. Наш товарищ написал в обращении к беларусской диаспоре: "Знание истории, знание любого языка, уважение к родственникам или любовь к родному городу не делают вас националистом. Знание истории необходимо, чтобы избежать ошибок, а использование языка является неотъемлемым правом человека. Итак, по каким признакам можно отличить, выделить националиста? Ненависть или равнодушие к тем, кто другой. <...> Это стремление к сильной власти. Сильное правительство нужно только слабому обществу. Это путь к тирании..."

Фото nottoday.media

Вернемся к вашей деятельности, вы ведете подкаст, о чем он? И какие акции мероприятия вы еще планируете? Если про это можно писать?

Катя и Игнат: Мы недавно выпустили подкаст "Догма" о войне в Украине с анархической позиции. В нём мы разговаривали с анархист:ками из разных стран о том, как движение в их стране отреагировало на войну в Украине: кто-то начал помогать воюющим анархист:кам, кто-то осудил вступление анархист:ов в войну государств, кто-то считает это столкновением двух империй.

Этот подкаст хорошо демонстрирует, как по разному можно интерпретировать идеи анархизма – в конце концов, гибкость и децентрализация - это одни из главных ценностей анархизма, поэтому реакция на такое значительное событие как война была разной.

Ближайший наш большой проект состоится в августе – это насыщенный месяц для нас, в начале будет годовщина протестов в Беларуси, а в последнюю неделю августа проходит международная неделя солидарности с анархическими заключёнными. В Беларуси в заключении находятся около 30 анархисто:к и антифашисто:к, по всему миру их больше ста. Мы готовим мероприятие, чтобы подсветить эту проблему и дать людям возможность проявить солидарность с людьми в застенках.

Вам нужны волонтер:ки или какая либо помощь? Как с вами связаться?

Катя и Игнат: Если вы хотите присоединиться к анархическому движению, приходите на наши мероприятия! Мы регулярно ходим на демонстрации и организуем различные образовательные ивенты, и всегда открыты к новым знакомствам. Помощь нужна всегда, так что приходите знакомиться!

Если же вы не в Варшаве или пока не готовы становиться активист:кой, лучший способ нам помочь - это распространять наши посты и анонсы в соцсетях. Вы также можете отправлять донаты в Анархический Чёрный Крест - Беларусь - это коллектив, который помогает заключённым анархист:кам и антифашистк:кам.

Вы можете написать нам на почту bel-anarchists-waw@riseup.net , или в наши соцсети - Телеграм и Инстаграм .

Что бы вы хотели пожелаете нашим читателям?

Катя и Игнат: Мы желаем вам веры в себя и окружающих, не сдаваться, помнить о всех людях, которые страдают от несвободы и несправедливости, и продолжать бороться, даже когда кажется, что мы уже победили. Свободы и солидарности!

Свободы и солидарности. Веры в себя и в окружающих. Не сдаваться, но помнить, что есть масса других форм несвободы, и продолжать бороться, даже когда нам будет казаться, что мы уже победили.

У вас на дистро есть книги, какие книги для прочтения вы рекомендовали б нашим читателям?

Книг очень много, поэтому сложно выбрать всего 3-4. Конечно, очень советуем к прочтению книгу беларусского анархиста Игоря Олиневича "Еду в Магадан", которую он написал, когда находился в заключении в 2010-2015 годах. Он не только пронзительно описывает тюремный быт, но и предлагает великолепный анализ того, как и за счёт чего работает репрессивное государство. Хоть с момента написания и прошло больше 10 лет, книга до сих очень точно описывает то, что происходит в Беларуси сейчас - а Игорь снова в тюрьме с огромным сроком.

“Феминизм для 99%” очень простым языком рассказывает о том, как связаны гендерное и экономическое угнетение и предлагает решения, которые работают для всех. К тому же, это очень короткая книжка =)

“Чёрные флаги и ветряные мельницы” хорошо показывает, как на деле работают анархические принципы. Это книга о том, как анархист:ки организовали сеть взаимопомощи после урагана Катрина в Новом Орлеане. В то время как государство закрыло въезд в город и вводило армию из-за страха мародерства, анархист:ки вместе с местным сообществом обеспечили еду, медицинскую помощь и поддержку.

Также на дистро есть несколько книг, которые доступно объясняют, что такое анархизм: "Анархия работает" и "Анархизм: от теории к практике". Они будут интересны тем, кто хочет лучше разобраться в теоретических принципах анархизма и как они осуществляются в реальности.

Но в целом, на дистро около 20 книг на очень разные темы, от работы до истории антифашизма, так что советуем посмотреть, есть ли что-то, что вам интересно!

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4

Свободные новости