Все уволились: «Тренды порядка и хаоса», эпизод 158

Всем привет! Мы продолжаем наш еженедельный подкаст «Тренды порядка и хаоса». Это эпизод 158. Выпуск подготовил проект Antijob.net. И вот что заинтересовало его участников на прошедшей неделе.

Послушать на SoundCloud

Увольнение или голосование ногами - самый простой способ, с помощью которого наемные работники могут повлиять на работодателя, не желающего платить достойную заработную плату и обеспечивать нормальные условия труда. Но данный способ может быть усилен за счет коллективных увольнений, когда уходит не один работник, а большая часть коллектива или весь коллектив. В условиях дефицита кадров, который наблюдается повсеместно, а особенно в бюджетных сферах, таких, например, как здравоохранение или образование, когда начальство не может заменить ушедших работников, это может стать достаточно грозным оружием в руках наемных работников.

Скорая помощь в Нижней Тавде

Это поняли ‌сотрудники приёмного отделения и отделения скорой неотложной медицинской помощи областной больницы №15, которая находится в Нижней Тавде (Тюменская область), и в полном составе написали заявления об увольнении.

По словам работников медорганизации, прежде они жаловались в различные органы на нарушение своих трудовых прав, низкую заработную плату и урезание стимулирующих выплат. В отделении работают медики со стажем от 15 до 40 лет. Стаж растёт, а зарплата падает – несмотря на то, что объём работы остался прежним, у некоторых из скоровиков уровень зарплаты опустился ниже 20 тысяч рублей.

В итоге у медиков произошёл серьёзный конфликт с главным врачом Дмитрием Костиным, который рассчитывал, что коллектив скорой помощи будет терпеть любые людоедские выходки руководства и продолжать работать на чистом альтруизме.

«По указанию главного врача [Дмитрия Костина] нам урезали все доплаты. На протяжении двух месяцев мы пытались найти с ним общий язык, но ничего не получилось. <…> Сейчас он полностью отказывается с нами общаться и что-то обсуждать. Полный игнор», – говорят медики. – «Мы написали заявления об увольнении. 30 мая – наш последний рабочий день».

По традиции, чиновники заволновались только тогда, когда огонь начал кусать их за пятки – в ситуацию героически «вмешались» сразу четыре ведомства.

Областной департамент здравоохранения немедленно ринулся уговаривать медиков «не рубить с плеча». Тут же выяснилось, что, оказывается, все проблемы «решаемы» – видимо, всем медикам страны давно надо взять на вооружение коллективное увольнение, как метод решения всех проблем.

«Сотрудниками департамента была проведена встреча с коллективом без участия руководства учреждения. Все озвученные спорные моменты являются решаемыми и будут устранены в кратчайшие сроки. Непрерывное оказание скорой и неотложной медицинской помощи в Нижней Тавде и районе будет продолжено. Директором департамента ситуация взята на личный контроль», – сообщило ведомство.

«Внезапно» очнулась и прокуратура – инспекторы подключились к проверке и теперь намерены «следить за тем, чтобы права сотрудников скорой помощи были защищены».

Привлечена к ситуации и Государственная инспекция по труду Тюменской области, и Росздравнадзор. По сообщению из прокуратуры, ход и результаты комплексной проверки поставлены прокурором Тюменской области на личный контроль.

Мы не знаем, поверили ли всем этим «обещаниям» и «контролям» медработники (есть информация, что 16 из них после уговоров отказались увольняться), но мы бы советовали им не отзывать заявления об увольнении до того, как проблемы реально не решатся. Верить чиновникам и другим начальникам на слово нельзя.

Свердловский областной онкологический диспансер

Очень похожая история произошла в Свердловском областном онкологическом диспансере (СООД). Его коллектив больше не может терпеть деспотизм, халатность и бесконечную наглость главврача Бориса Мейлаха. Об этом специалисты объявили властям в своём обращении. Ультиматум врачей получили губернатор Евгений Куйвашев и глава регионального Минздрава Андрей Карлов.

Медики потребовали отставки главврача Мейлаха, поскольку тот, по их словам, уничтожает онкоцентр и истребляет пациентов.

Эффективный директор Мейлах – не онколог, а бариатрический хирург (бариатрия – операции по уменьшению желудка и кишечника при ожирении). При этом он фактически управляет всей онкологической службой Свердловской области

По словам медиков, главной целью Мейлаха является зарабатывание денег. Качество медицинских услуг при этом игнорируется.

«Это привело к катастрофическому росту осложнений и смертности, что маскируется и замалчивается. Здоровье наших граждан главного врача не интересует от слова „совсем“. Он открыто демонстрирует полное безразличие к вопросам профилактики, ранней диагностики, реабилитации онкобольных», – пишут врачи. Достаётся, разумеется, и самим врачам. Работать в такой обстановке невозможно.

В онкоцентре проходит бесконечная оптимизация, экономить стали на всём: на сервисном обслуживании оборудования, препаратах для больных, медицинских изделиях и даже перчатках, которые рвутся во время операций. Из-за этого хирурги подвергаются высокому риску заразиться ВИЧ и гепатитом. Например, в настоящее время четыре хирурга проходят курс профилактической антиретровирусной терапии, которая сказывается на здоровье.

Высококлассные специалисты рассказали, как обстоят дела с лекарствами: «Входящие в стандарт лечения препараты сопроводительной терапии (специализированное питание, современные противорвотные препараты, антикоагулянты, анальгетики) не закупаются по причине экономии. В диспансере проводится противоопухолевая лекарственная терапия только самыми дешёвыми схемами, препараты закупаются самые дешёвые, средняя стоимость случая — 17 тысяч рублей». «Дезинфицирующие средства закупаются самые дешёвые, сомнительного производства с крайне низким содержанием спирта. Неудивительно, что в онкоцентре бурный рост послеоперационных инфекционных осложнений. Как пример — 12 смертей, зарегистрированных в апреле 2024 года. В восьми случаях непосредственной причиной был сепсис».

Онкологи больше не могут учиться. С приходом нового главврача повышение квалификации ушло в небытие. «За два года "сверхэкономного царствования" Мейлаха практически никто из врачей не был направлен на учёбу», – пишут онкологи. – «Медики повышают квалификацию за свой счёт. На собрании коллектива в апреле главный врач заявил: "Учиться будете сами у себя"».

Также Мейлах разломал и уничтожил отличный операционный блок, который проектировали немцы. Инструменты хирургам подавались прямо в операционной, а сейчас их возят через двор.

Сами врачи боятся Мейлаха – поведение главврача трудно назвать адекватным, гнев и эмоции он выражает никого не стесняясь. Специалисты уже начали увольняться.

Практически весь коллектив – весь медсовет, большинство заведующих отделениями, операционные сестры и другие – поставили властям ультиматум: или Мейлаха снимают, или подписавшиеся массово кладут заявления об уходе на стол. «Это всё ключевые фигуры, эксперты каждый в своей области. Диспансер полностью будет разрушен с уходом таких людей», – предупредил один из медиков.

Коллектив подчеркнул, что не намерен вступать в переговоры с Минздравом. Или требование врачей будет выполнено, или Мейлах с кучкой министров будет бесноваться в совершенно пустом онкоцентре.

Пожарные

К сожалению, примеры коллективной борьбы, которые показывают нам работники скорой в Нижней Тавде и Свердловского онкодиспансера, являются единичными, и в большей своей массе люди просто увольняются поодиночке. Тем не менее, простое голосование ногами тоже влияет на жизнь общества.

Так, например, в Иркутской области в сезон пожаров эти самые пожары оказалось некому тушить. Пожарные там, как, впрочем, и во многих других регионах, увольняются из-за низких зарплат и ужасных условий труда.

Сейчас в Иркутской области действует особый противопожарный режим – горят леса в 31 из 33 районов. Огонь бушует в Иркутском, Куйтунском, Братском, Тулунском и Тайшетском районах.

«Среди причин возгорания – неосторожное обращение с огнём, обрыв линий электропередачи, поджоги сухой травы», – рассказали в пресс-службе МЧС по Иркутской области. – «Уже было 275 случаев, когда лес горел или был полностью уничтожен».

При этом подразделения МЧС укомплектованы хуже некуда. В то время, как пожар стремительно разносится ветрами по области, пожарные стремительно увольняются – их зарплаты столь малы, что прожить на них в регионе невозможно. Низкая оплата дополняется унизительными условиями труда. Сейчас в России пожарные начали увольняться так же активно, как и врачи, и учителя. Увольняясь, они часто рассказывают, каково им работается, в СМИ. Например, в Пермском крае уволилось сразу около 20 сотрудников МЧС – им платили 30 тысяч рублей, заставляли перерабатывать и создавали для пожарных отвратительные условия труда.

«По уставу пожарной части мы должны соблюдать санитарно-гигиенические нормы, в том числе себя в порядке держать, но нет возможности сходить в душ, сходить в туалет нормально. В пожарной части настолько плохие условия, что в гараже боевых машин замерзает вода в автоцистернах. Пацаны работают, две кофты на них», – рассказал журналистам бывший сотрудник пожарной части № 115 в Добрянке.

По словам мужчины, за два с половиной года работы в Добрянке он увидел полную антисанитарию в помещениях, отсутствие элементарных удобств, хотя, согласно документам, на обеспечение спасателей выделяются деньги. Спасатель также рассказал, что после прокурорской проверки пропала горячая вода. Пожарные больше не намерены терпеть подобные условия и рисковать своей жизнью за низкую зарплату.

Тем временем в горящей Иркутской области очень ждут на работу пожарных, предлагая в вакансиях зарплату около 30 тыс. рублей.

Будущее

Кстати, на массовое увольнение, после которого Нижняя Тавда осталась без скорой помощи, обратили внимание даже в Госдуме, правда, несколько скучающе. Зампред комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Леонов заявил, что коллективное увольнение тюменских медиков не указывает на глобальную проблему в сфере трудовых прав в России. По словам зампреда, такое в России «бывает», причём повсюду, не только в медицине. «Конфликты между сотрудниками и руководителями возникают не потому, что у нас в стране законы плохие. Поэтому я бы не поднимал в данном случае вопрос о новых законах, новой политике» – высказался Леонов.

Если бы Леонов имел в виду, что классовый конфликт между работниками и их начальством и собственниками не может быть решен какими-то «волшебными», «правильными» законами, то он был бы прав. Пока есть боссы, мира с ними не будет, но речь идет о том, что начальство настолько потеряло все берега, настолько стало некомпетентным, настолько уверовало в свою неуязвимость, что стало прямым препятствием к худо-бедно нормальному рабочему процессу.

Просто-напросто работать с таким начальством стало невозможно. А произошла эта деградация руководства как раз из-за отсутствия сопротивления  со стороны наемных работников, из-за отсутствия борьбы как на рабочем месте, так и в принципе отсутствия политической борьбы в российском обществе. А вот тут уже нельзя не вспомнить про криминализацию публичных акций, сроки за посты в интернете и прочее, прочее.

Речь тут уже идет о вполне конкретных законах, которые напрямую препятствуют самоорганизации в обществе в целом и конкретно среди наемных работников. В этой связи можно вспомнить, что в России, например, запрещено бастовать работникам железных дорог и работникам гражданской авиации, и в принципе по ТК могут быть приняты отдельные законодательные акты, запрещающие забастовку и другим категориям работников. Да и в целом нормы ТК не дают возможности провести забастовку, соблюдая все законодательные предписания.

Речь идет о том, что путинскими «элитами» была сознательно выстроена система без какой-либо нормальной обратной связи, и из-за этого эта самая «элита» совершенно разучилась управлять. Кстати, и война с Украиной тоже стала возможна из-за фактического отсутствия классовой борьбы в России и повсеместной деградации чиновников. Такое совершенно безумное решение не могло бы быть принято, если бы общество активно сопротивлялось государству. Власть угрохала и еще угрохает туда десятки тысяч жизней, триллионы рублей и с ними вместе будущее страны.

Это будущее, потерянное на данный момент, зависит от того, смогут ли российские наемные работники в коллективную борьбу или нет. Если не смогут, то в конце концов лечить, учить, тушить пожары и делать другие общественно значимые работы станет некому, а российский рабочий класс будет превращен в пушечное мясо и пущен в расход в войнах с родственниками и соседями.

Хотим ли мы такой участи? Если нет, то самое время ввязаться в борьбу. Кто не сражается - тот уже проиграл.

Ну вот и все на сегодня! Напоминаем, что в «Трендах порядка и хаоса» участники Автономного Действия и другие авторы дают анархистские оценки текущим событиям. Слушайте нас на YouTubeSoundCloud и других платформах, заходите на наш сайт avtonom.org, подписывайтесь на наши соцсети и e-mail рассылку.

Поддержать работу Автономного Действия

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
9
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4

Свободные новости