На «Либертарном форуме»-2010 был сделан доклад о мотивации участия молодежи в политических движениях. Публикуем краткие тезисы. Независимые политические движения в России малоизвестны и непопулярны, в том числе среди молодежи. Участие в них сопряжено с большими рисками, не приносит материальной выгоды, а приобретаемый символический капитал является таковым только в узком кругу единомышленников. Тем не менее, молодые люди приходят в движения. Что же движет теми, кто решает противопоставить свой политический проект генеральной линии российской власти?
Участие молодежи в оппозиционных движениях редко обусловлено рациональными, прагматическими причинами. Напротив, ценностные и аффективные типы мотивации широко распространены. Молодые люди участвуют в протестных движениях чаще всего по причинам ценностного характера, ради общения и удовлетворения потребности в новом и интересном, приобретения новой идентичности, повышения чувства собственной значимости, «поиска себя» или обретения смысла жизни.
«Меня бесила эта гребаная власть. Бабушки замерзают, ходят подаяние просят и так далее, и так далее», «Идеи социальной справедливости мне всегда были близки», «Моя деятельность приносит душевный комфорт и ощущение того, что мои мысли не остались исключительно в моей голове, а были вынесены и услышаны, и не остались без внимания», «Что мне дает общественная активность? Чувство, что ты не зря живешь». (Из интервью с активистами).
Освоение политических идей молодежью в процессе участия в социальных движениях происходит активнее, чем взрослыми, в силу ее большей восприимчивости к новой информации, новому опыту и идеям. Трудности влияния на власть, достижения своих целей, пренебрежение властей интересами людей приводит молодежь к обобщениям, выходящим далеко за рамки узкосоциальной проблематики, к ее политизации.
Молодые активисты либеральных взглядов в большей степени рассчитывают сделать карьеру с помощью движения, чем левые активисты.
Активисты прокремлевских движений ориентированы в первую очередь на карьерные установки, выгоду, а также на получение знаний и опыта. Их также мотивирует к участию возможность расширения кругозора, повышения социального статуса, профессионального роста, приобретение связей и знакомств, помощь в обучении, получении образования.
Среди причин участия в движении можно выделить четыре наиболее часто встречающихся: недовольство определенными явлениями в обществе, личностные проблемы с мейнстрим- социализацией, расхождение в ценностях с окружением, личные социальные проблемы или проблемы семьи.
«Так получалось, что я всегда оказывался не таким, как все. Все это накапливалось, мое сознание постепенно менялось, и я пришел к выводу, что этот стиль жизни – мой. Я начал находить несостыковки в религии, начал думать про животных в цирках и зоопарках, стал размышлять над тем, что людям плевать на то, что происходит вокруг них. Меня дико бесило, что людей заставляют служить два года в армии», «Я хочу разорвать ситуацию, когда есть абсолютно бессознательная масса, которая не понимает, что в стране происходит, не побоюсь слова «быдло», я не хочу, чтобы у нас были такие люди», «В организациях тогда не состояла, но была коммунистом, была убежденным, идейным читала Ленина и Маркса, свято во все это верила. Это связано было отчасти с жилищными условиями: мы жили в старом доме, а рядом строили новые элитные. Поэтому и была коммунистом». (Из интервью с активистами).
Как правило, человек приходит в движение в результате долгого личностного развития, происходящего под влиянием родственников, учителей, друзей, книг, самиздата, общения в Интернете, творчества музыкантов, поэтов, писателей.
«Мой дедушка заложил во мне представления о политической реальности как таковой. Я тогда еще узнал, мне было шесть-семь лет, что попы обманывают народ, что капиталисты плохие. Когда я пошел в школу, меня очень удивило, как много вокруг несправедливости. ... Я очень интересовался историей, и у меня сформировалось желание влиять на нее».
«Класса с шестого играл и слушал тяжелую, правда, тогда еще неполитизированную музыку. Со временем стал слушать хардкор, читать те статьи, и пришел ко всему этому». «Какую-то роль тут сыграла пробивка Гринпис Джоанны Стингрей. Она тусовалась с питерскими рок-музыкантами, начала пробивать лейбл Гринпис в России. Благодаря ее клипам и рекламным роликам перед ними мы были в курсе этих идей, и еще до «Хранителей» я перестала есть мясо и вообще как-то задумалась об ограничении автомобильного движения в городах, например».
«Начало все идет от книжек. Лет с десяти я все деньги спускал на книги. Про вторую мировую, всякие Гитлеры, Геббельсы. И все это дело поглощал в немереных количествах». «А вообще в политику я пришел через музыку, лет в 14 я стал интересоваться панк-роком. Мне было интересно, почему они поют про анархию, ругают государство. Я начал брать какие-то книги. Помню, я сидел в читальном зале, читал Бакунина и Кропоткина – на дом их не выдавали». (Из интервью с активистами).
Многие молодые активисты отмечают, что сначала начали интересоваться политикой, философией, альтернативной культурой, социальными проблемами, а затем стали искать ответы на актуальные вопросы и организации/ движения, в которых они могли бы встретить единомышленников. Молодежь активнее взрослых участвует в социальных движениях с широкой этической основой по сравнению с движениями «одного пункта», нацеленными на защиту собственности или отстаивание экономических прав. Ей более свойственно отстаивать общественные интересы, чем собственные или узкогрупповые – это в большей степени позволяет самореализоваться, повысить свою значимость.
Движения последнего времени – против милицейского произвола, строительства мусоросжигательных заводов, в защиту животных, за спасение заповедника Утриш, «антифа» – являются преимущественно молодежными. Молодежь часто ставит более широкие, масштабные, протяженные во времени и пространстве цели, чем взрослые активисты. Молодые люди чаще проводят акции солидарности с протестами в других странах, принимают участие в международных кампаниях (например, знаменитые протесты антиглобалистов против саммитов), разрабатывают проекты глобального переустройства общества, обсуждают перспективы революции.
В политической социализации современной молодежи большую роль играет субкультура – усвоение особых культурных кодов, языка, стиля одежды, что дает возможность для идентификации со «своими», сплочения, «превращения политики в творчество», как говорят сами активисты. Мотивация участия молодого человека в движении может либо возрастать и становиться все более устойчивой по мере освоения соответствующих практик и приобретения позитивного опыта, либо снижаться, если опыт оказывается негативным, а «издержки» превышают «вознаграждения».
Одновременно с социализацией в политических движениях происходит социализация молодых людей в других сферах жизни – на учебе, работе, среди аполитичных сверстников. Эта «мейнстрим-социализация» зачастую вступает в противоречие с социализацией в движении (тем более, активизм малоизвестен и малопонятен в российском обществе). Также в процессе взросления в жизни молодого человека становится все больше взрослых практик, меняется психологический фон, появляется больше ответственности перед родственниками, встает вопрос личностного развития в рамках движения. В это время усвоенные ценности и нормы могут подвергаться пересмотру. Но значительная часть активистов, отказываясь от практик участия, сохраняет прежние ценности, если они были вовлечены в деятельность по крайней мере несколько лет.
Арина Майхова