Дэвид Грэбэр: «Анархизм, академия и авангард»
6 октября, 2023 - 18:36 - РедакцияТри года назад в Венеции скончался Дэвид Грэбер (1961–2020).
Три года назад в Венеции скончался Дэвид Грэбер (1961–2020).
Политика идентичности – модное понятие, которым обычно злоупотребляют. О возникновении понятия «политика идентичности» в 1970х годах я писал в своей серии об исторических взаимоотношениях социализма и феминизма. В 1980х годах возник интерсекциональный феминизм, как продолжение дискуссии о политике идентичности 70х, и он во многом заменил социалистический феминизм.
Прочитал недавно, что ""ленинизм" - это была такая попытка достижения хорошей цели плохими методами." Не думаю, что у Ленина и его последователей было то, что можно назвать "хорошей целью".
Один из ведущих активистов "Ситуационистского Интернационала" и соратник Ги Дебора об установлении в мире новой деспотической формы правления под предлогом борьбы с эпидемией коронавируса. Он предупреждает о наступающей эпохе широкомасштабных репрессий и подготовки к мировой войне [1]
Существует мнение, что проект свободного общества неразрывно связан с греческой античной традицией. Вот, например, что писал об этом французский философ 20-го столетия Ги Дебор: "Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению бесклассового общества. Она может с достаточной легкостью начаться повсюду, где автономные пролетарские собрания не будут признавать никакой другой власти, кроме собственной, и ничьей собственности, где, ставя свою волю выше любых законов и специализаций, они ликвидируют разделение людей, рыночную экономику и Государство.
Великий французский философ Ги Дебор, один из тех, кто, фактически подготовил Красный май 1968 года, писал о том, что товар в современном обществе приобретает форму спектакля. Чтобы реализовать товар и получить прибыль корпорациям мало нарисовать на стене рекламный плакат. Необходимо устроить пышное шоу, желательно на весь мир. Безостановочное движение потоков товаров и денег на глобальном рынке постоянно выдувает мыльные пузыри популярности политиков, звезд эстрады и всевозможных комедиантов, а иногда даже нейроразнообразных школьниц, с тем, чтобы можно было извлечь максимальную прибыль.
В 1986 году я купил "Гадких Лебедей" на черном книжном рынке. Книжка эта меня порадовала и продолжает радовать до сих пор. Наверное, это самая сильная работа братьев Стругацких: удивительное сочетание размышлений на вечную тему Апокалипсиса с предчувствием молодежной революции 1968 года (книга написана в 1967-ом). Текст яркий и вкусный, оторваться невозможно и все время такое чувство: "Ну что там, за поворотом"?
Социализм был классовым движением, выступлением низового населения против правящего класса. Его конечной целью было создание общества, в котором отсутствует эксплуатация - присвоение результатов чужого труда. Производство, хозяйственная и политическая власть, по мнению сторонников социализма, должны перейти в руки трудящегося большинства населения (в руки рабочих, а так же, в некоторых версиях социализма, в прибавление к ним - в руки не эксплуатирующих чужой труд специалистов, фермеров, самозанятых). В какой форме это должно было происходить?
Жан Бодрийяр, человек, которого можно без оглядки назвать интеллектуалом, человеком своего времени, социологом, психологом, философом эпохи пост-модерна. Спектр его взглядов необыкновенно широк - культура, экономика, отношения, проблемы личности, масс-медиа, социальное неравенство, психоанализ, угнетение. Нельзя Бодрийяра и отнести к той или иной науке, нельзя сказать, что работает он в рамках социологии или на стыке нескольких наук.
Что представляют собой феодальный строй, капиталистический, анархистский (либертарный или антиавторитарный самоуправленческий социализм) и тоталитаризм (государственный социализм, национал-социализм и т.д.)? Попробуем сказать об этом кратко, выделив ядро каждой системы, ее основу, ее базовую структуру.
В 35-м номере «Автонома» была поднята тема концепции «интегрированного спектакля» Ги Дебора и её частичного совпадения со смежными концепциями «биополитической власти» Фуко и Агамбена, а также «реального господства» и «антропоморфоза» капитала из теорий Маркса и Каматта. Ниже хотелось бы не только доступно развить освещение проблематики поднятой темы в общих чертах, но и, по мере возможности, сделать предварительные выводы.
Господство городской цивилизации, которым характеризуется ХХ век, обусловило повышенное внимание к проблемам урбанизма в социальной теории и искусстве этого периода. В последнем, простое воспевание цивилизации и города как ее высшего проявления, с одной стороны, и благоговейный ужас перед тем, что подобная форма организации общества и пространства делает с личностью, с другой, сменяются постепенно более аналитическим подходом.
Урбанизм является новым эффективным средством для сохранения классовой структуры власти: благодаря ему поддерживается разобщение и атомизация трудящихся, которых условия производства собрали в сплочённую и готовую взорваться в любой момент компактную массу. Долгое время власть вела борьбу за то, чтобы не дать трудящимся окончательно объединиться, урбанизм обеспечил успех этой борьбы.
В издательстве Гилея впервые полностью переведен на русский язык и издан знаменитый памфлет "О нищете студенческой жизни", благодаря которому идеи ситуационистов получили широкое распространение среди молодежи Франции и в значительной степени повлияли на события в мае 68-го. Публикуем статью переводчика Степана Михайленко, рассказывающую об истории создания и скандале, связанном с первой публикацией этого замечательного произведения.
"Весь мир — театр, а люди в нем — актеры."
Ги Дебор
"Спектакль — это не совокупность образов, но общественные отношения между
людьми, опосредованные образами."
Уильям Шекспир
(рокировка в цитатах дана для иллюстрации явления)
(От Митрича - вирус от ультралевых с приложением. СИ или Бордига? Вольная демократия советов или программный коммунизм авангарда? Нет. Вольный коммунизм, как коммунизация!).
Что означает слово “Ситуационистский”?
Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...
Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...