Диктатуры Развития и Большевизм на Востоке Азии: размышления по поводу работы Андрея Ланькова

"Современный Сайгон - город контрастов. Трущобы с крысами, блеск витрин дорогих бутиков, много детей-попрошаек, зазывалы публичных домов буквально бросаются на тебя. Торгуют все и всем. В Сайгоне всё так, как и было в шестидесятые, если судить по описаниям. Так и хочется задать вопрос: "за что боролись?!", причём адресовать его можно обеим сражавшимся сторонам. Народу за тридцать лет войны перерезали - страшно сказать. Подвигов насовершали - на пять веков бардам и режиссёрам воспевать. Злодейств наделали - историкам копать не перекопать. А результат - ноль. История пошла так же и туда же, куда она и так направлялась естественным образом. Ультракапиталистический Сайгон. И Ханой." Эти слова российского исследователя Андрея Ланькова, из его работы о капиталистических Диктатурах Развития, могут служить иллюстрацией к современному положению дел на Востоке Азии.

Колоссальный регион, где проживает около трети человечества стал в XX столетии ареной социального экспериментирования. В Корее, Китае, Камбодже, Вьетнаме развились из марксистских кружков местные формы большевизма, одержавшие ряд блестящих побед. Эксперимент большевистской России был повторен в многократно превосходящих ее масштабах. Однако, Ланьков пишет не столько о самих экспериментах, сколько об этих странах сегодня. А сегодня там - "капиталистические диктатуры развития".

Большевизм - это система тотального государства, государственного чиновно-партийного аппарата, ставшего собственником всех предприятий, земли и СМИ, контролировавшего все общественные процессы, в конечном счете и людей. Государство стало (а может быть и всегда было на Востоке, кроме отдельных небольших периодов времени?) главным эксплуататором работников и хозяином всего (в конечном счете и самих работников). Большевизм не создал никакой альтернативы капитализму и оказался не в силах, в отличие от указанных капиталистических диктатур, осуществить успешную модернизацию экономики. Иначе, почему бы руководители Китая и Вьетнама от него добровольно отказались? Он был, как мы теперь понимаем, лишь разрывом или коротким интервалом, подготовляющим частно-капиталистическое развитие.

Но что было внутри этого интервала? Дело не только в ужасах северокорейской диктатуры, в сравнению с которыми Сталин отдыхает... Куда там жалкому СССРовскому голодомору с его 5-10 миллионами жертв, до Великого Голодомора, устроенного китайскими большевиками, когда от голода погибло по разным подсчетам от 35 до 45 миллионов. Дело не в приключениях большевизма в маленькой Камбодже, образцом для социальной системы которой стал даже не Советский Союз, как таковой, а сталинский ГУЛАГ. Задумайтесь о другом.

Задумайтесь о миллионах людей, которые искренне стремились построить общество, основанное на началах равенства и браства. Они отдавали за это жизнь - только в китайской гражданской войне погибли миллионы. Неужели солдаты китайской Красной армии мечтали о Голодоморе? Неужели солдаты китайской красной армии и вьетнамские партизаны мечтали о том, чтобы после изнурительной и кровавой борьбы, после всех унижений и ужасов их дети и внуки снова строили тот самый капитализм, против которого они боролись? И все это без поражений в войнах, а именно благодаря одержанным победам?

Можно много говорить об объективных, социально-экономических и социально-культурных предпосылках такого исхода. Однако у нас нет никаких причин сбрасывать со счетов идеологию. Многие люди, умиравшие в застенках и на полях сражений, мечтали построить рай на земле, мир, в котором каждый будет сыт, равен с другими, мир, в котором все люди будут товарищами. Подчиняясь приказам своих командиров и руководителей они, вероятно, считали их жестокость временной мерой, а, быть может, верили, как и большинство крестьян и рабочих региона, в добродетель начальников и партийных лидеров, говоривших красивые слова о равенстве, товариществе... а еще они мечтали о том, что, во всяком случае, дети повстанцев не будут голодать. А это и есть тот самый психологический конструкт, который лежит в основе большевизма - сочетание коллективизма и иерархий.

Большевизм виновен не только в том, что он построил эксплуататорские системы, основанные на тотальном контроле авторитарного партийно-государственного аппарата над средствами производства и репрессивными службами, а затем уступил место частному капиталу. Его преступление заключается в том, что он погубил жизнь целого поколения замечательных людей, заставил их служить омерзительным диктатурам. Россия, Китай, Корея, Вьетнам - это продолжалось слишком долго. Большевизм - идея, присвоившая и растоптавшая самую светлую мечту человечества - мечту о всеобщем братстве. Возможно, именно благодаря большевизму мир от Шанхая до Праги погрузился в обывательский цинизм.

P.S. Чтобы избавить автора заметки от нытья сторонников идей Ленина, сразу напишу, что сторонником капитализма не являюсь. О моих собственных взглядах .

Комментарии

Наверно  это действительно так. Вьетнамцы, используя советскую модель,  внимательно изучали китайский вариант и в случае прекращения советской помощи  готовы были сразу перейти на неё что и произошло. Они в отличии от советских товарищей дураками не были и ставили перед собой реальные цели. Разумеется, после победы северовьетнамцев там получилось не совсем то на что рассчитывали южновьетнамцы но для большинства вполне приемлемое. И сумели вовремя остановится не дожидаясь пока люди выйдут на улицы. Сейчас они комбинируют  советский и китайский опыт. Уверен поклонников сайгоновского режима, если  они и есть там очень мало. Дальнейшее  развитие пойдет мирным эволюционным путем в отличии от Китая  где скорее всего снова повторится Тянянмынь но в гораздо больших масштабах и гораздо сильнее.

Рейтинг: 1 (1 голос )

gut

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Владимир Платоненко

В покушении на Навального самое страшное - что тот выжил и, похоже, выздоровеет. В итоге покушение пойдёт ему на пользу, сделав его ещё более популярным. Похожее уже было три десятка лет назад, когда всё, что власть делала против Ельцина, только повышало популярность последнего. При том, что он...

2 недели назад
1
Michael Shraibman

Я очень сомневаюсь в оценке СССР как государственного капитализма. Возможно, эта точка зрения утвердилась среди части социалистических критиков СССР по причине того, что они забыли или не знали о марксовой идее азиатского способа производства (АСП). Капитализм, если использовать марксистское...

3 недели назад
4

Свободные новости