Капитализм как религия: о работе Вальтера Беньямина

Проблема капитализма, прежде всего, в холоде личного одиночества и в поклонении фетишам денег и товаров. Вы, возможно, думаете, что в таком обществе вы свободны от поклонения, мне же такое мнение кажется иллюзией. Капитализм есть религия. Озабоченные постоянным поиском материальных благ и конкуренцией за рабочие места люди служат идолам, в которые они безоговорочно верят. Товарный (или товарно-денежный) фетишизм, вокруг которого организована вся жизнь, служение материальному богатству и безоговорочное подчинение его жрецам - верхушке корпораций и банков, очень утомительны. Мейстер Экхарт писал, что человек есть то, что он любит: любит камень - есть камень, любит человека, есть человек, любит Бога, есть Бог. Если человек любит товары и деньги и это - основа его существования, он сам - товар на рынке. Не больше, но и не меньше. И это - тоже религия. И холод одиночества, который создает постоянная конкуренция с ближним, невыносим.

Я допускаю возможность существования общества, в котором нет больше деления имущества на мое и твое, и где основой существования является сотрудничество, а не конкуренция. Там люди совместно управляют общественными благами, но люди также свободны в том, что касается высказывания личного мнения и развития собственных идей. И нет, это общество - не Советский Союз.

Представления о капитализме как о религии, возможно, самой омерзительной среди всех, когда-либо существовавших, характерно для Вальтера Беньямина. Обнаруживаем его во фрагменте работы "Капитализм как религия". Важной чертой рассуждений Беньямина является так же и то, что в отличие от автора концепции товарного фетишизма, он говорит о "безмерном чувстве вины", храктерном для сознания человека при капитализме. Как актуально, не правда ли? Все время звучат эти обвинения - каждый человек виновен во всем: уже не только в греховных мыслях о жене ближнего, но даже в мировых войнах, в геноциде, в рабстве, в загаживании планеты и в массе других вещей, к которым 99 процентов человечества не имеют никакого отношения, поскольку не обладают политической и хозяйственной властью. Скорее люди бессознательно служат определенным фетишам, служение коим организовано крошечными меньшинствами. А это ведет к определенным последствиям.

Вот что пишет Беньямин:

"В капитализме можно увидеть некую религию, что означает - капитализм в своей сущности служит для освобождения от забот, мучений, беспокойств, на которые прежде давали ответ так называемые религии.... Однако в настоящем уже стали заметными три черты религиозной структуры капитализма.

Во-первых, капитализм - это чистая религия культа, возможно, самая радикальная из всех, что существовали доныне. Все, что в нем есть, имеет смысл только в непосредственном отношении к этому культу, он не имеет особой догматики, особой теологии. Утилитаризм с этой точки зрения приобретает свою религиозную окраску. (Человек постоянно озабочен отсутствием у него каких-то благ, он постоянно должен наращивать свое благосостояние, чтобы снять чувство вины за свою бедность, свое беспокойство. Все, что его окружает и все, что он делает, должно служить этой цели. Но невротическое беспокойство и угнетенное состояние никогда не проходят, они могут лишь на время ослабеть. - Прим.)

Со сращиванием с культом связана вторая черта капитализма — перманентная длительность культа. Капитализм — это отправление некоего культа sans (t)reve et sans merci. Нет ни одного «буднего» дня, нет дня, который не был бы праздничным — в пугающем смысле развертывания всех помпезных священнодействий, крайнего напряжения радений. (Вы постоянно должны служить целям обогащения, идеальным считается делать это без перерывов на выходной. - Прим.).

В-третьих, этот культ наделяет виной. Капитализм, возможно, первый случай не искупающего, но наделяющего виной культа. Именно здесь начинается обвальное и чудовищное [ungeheuren] движение, в которое вовлекается эта религиозная система. Безмерное [ungeheures] сознание вины, которое не знает искупления, устремляется к этому культу не для того, чтобы искупить вину, а для того, чтобы сделать ее универсальной, вбить в голову это сознание и, в конце концов, и в первую очередь, ввергнуть самого Бога в эту вину, чтобы в итоге пробудить в нем самом интерес к искуплению. Это искупление не ожидается от самого культа, и не от реформирования религии,— которая могла бы держаться за что-то несомненное в себе,— нет искупления в отказе от нее. В сущности религиозного движения, которым является капитализм, заключается стремление держаться до конца, до полного и окончательного обвинения самого Бога, до того последнего мирового состояния отчаяния, на которое как раз еще надеются. В том и состоит историческая неслыханность капитализма, что религия больше не является преобразованием Бытия, но есть его превращение в руины...

К признанию капитализма как религии приводит понимание того, что изначальное язычество, несомненно, воспринимало религию прежде всего не как выражение некоего «высокого», «морального» интереса, а как нечто непосредственное, практическое, что, другими словами, язычество столь же мало, как и сегодняшний капитализм, осознавало свою «идеальную» или «трансцендентную» природу.. "

Комментарии

Это гонка за первенство богатством, славой,властью.В начале октябрьский революции была попытка остановить её затем те кто пытался  использовать им государство сами включились в нее ради государства вместо того чтобы остановить.В Европейских странах после этого власть имущих стали понимать что должны быть какие-то рамки вменяемым а для Европейских рабочих они стали психами.

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Сначала власти РБ пошли другим путем и попытались задавить движение с помощью чрезвычайно жестоких репрессий 9-10 августа. Но не получилось и возникли две проблемы - а) люди стали давать отпор, б) возмущение усилило протесты. Тогда власти применили (с некоторыми изменениями) гонконгскую тактику...

1 неделя назад
11
Владимир Платоненко

В покушении на Навального самое страшное - что тот выжил и, похоже, выздоровеет. В итоге покушение пойдёт ему на пользу, сделав его ещё более популярным. Похожее уже было три десятка лет назад, когда всё, что власть делала против Ельцина, только повышало популярность последнего. При том, что он...

2 недели назад
1

Свободные новости