Американцы в 1991 году во время первой войны с Ираком призвали иракцев к восстанию, обещая им поддержку. В ответ против собственного правительства восстали все крупные города, кроме Багдада, куда диктатор Саддам Хуссейн отвел остатки Республиканской гвардии - элитных соединений, состоявших из представителей суннитско-арабского меньшинства. К этому меньшинству принадлежал и сам Саддам Хусейн и верхушка режима. Повстанцы надеялись на помощь США. В ходе восстания в Северном Ираке были организованы Рабочие Советы из курдских и арабских работников, взявшие заводы в самоуправление. Самоорганизация населения охватила и шиитский Юг, где движение было названо интифадой по аналогии с палестинским восстанием, и где были организованы городские Советы самообороны. Американцы предали это восстание, не подержали его, несмотря на свои обещания.
США опасались усиления шиитского большинства и падения Саддама, противостоявшего Ирану, что могло бы привести к усилению Ирана. Вообще-то повстанцы к Ирану никакого отношения не имели. Но американцы решили не рисковать. Тем более, что в восстании на Юге участвовали духовные лидеры шиитов.
Тогда Саддам с помощью Республиканской гвардии залил страну кровью, уничтожая тысячами шиитов в Кербеле и Басре и курдов в Эрбиле и Сулеймании, а число беженцев составило более миллиона человек.
В 2003-м американцы переиграли, вторглись в Ирак, разгромили Саддама. Но в этом Ираке уже никаких сильных самостоятельных группировок и рабочей самоорганизации не было, их разрушил террор.
И после ухода основных сил американцев из Ирака в 2010 году там таки укрепились позиции шиитского Ирана, связанного с рядом политических и военных группировок шиитского большинства. В ответ, остатки офицеров Саддама и часть сунни-меньшинства создали запрещенный всюду ИГИЛ. Около половины руководителей ИГИЛ - бывшие офицеры спецслужб и военные Саддама. Отсюда их умение планировать крупные операции, в отличие от других джихадистских группировок. Возможно, союз между этой группой и радикальными исламистами возник в тюрьмах американцев и нового иракского режима.
В современной истории Ирака как в капле воды отражено многое. И степень легитимности режима Саддама, против которого почти мгновенно поднялась почти вся страна. И мораль его сторонников. И мораль американцев. И последствия их политики. И отношение восставшего низового населения к ценностям национального патриотизма в тот момент, когда это население начинает думать о своих собственных, а не о государственных и национальных интересах. Вот так бывает, что сразу все становится понятно.
На фото Кербела, священный город шиитов в Ираке.
Добавить комментарий