"Политическая позиция российских анархистов в 1917-1918 годах"

Недавно в сборнике "Великая русская революция 1917-1921 гг. Либертарный взгляд." вышла научная работа историка анархизма Дм. Рублева "Политическая позиция российских анархистов в 1917-1918 г". Работа ценна подробной информацией об анархистах этого периода, написана ясным языком. И ценна она, так же, двумя основными идеями\наблюдениями.

Слабое политическое мышление и непонимание природы большевизма

Анархисты в 1917 -1918 годах участвовали в создании развитых систем самоуправления (прямой демократии работников) на предприятиях и различных территориях. Они были твердо уверены в том, что практической основой борьбы за анархистское общество является прямое действие - самоуправное действие (действие явочным порядком, без разрешения сверху), подготовляющее организационные и психологические основания социальной революции. В этом плане их мышление было удивительно цельным и основанным на силе. Но в то же самое время они неверно просчитывали политический расклад, совершенно неадекватно воспринимали ситуацию с Временным правительством и большевиками. Лишь несколько видных анархистов, прежде всего Лев Фишелев (Максим Раевский) - один из создателей российского анархо-синдикализма, и Александр Атабекян (анархо-коммунист и соратник Кропоткина) осознавали опасность большевизма и угрозу создания Лениным сильного авторитарного режима вместо сравнительно слабого Временного правительства. Сильный правитель для анархистов хуже слабого. Поэтому Ленин мог стать хуже Керенского, главы Временного Правительства (ВП). Последнее оставляло пространство для политических и социальных экспериментов, пространство, которое партия большевиков уничтожила, придя к власти, в какие-нибудь полгода. Напрасно Раевский и Атабекян предупреждали анархистов от сотрудничества с большевиками. Многие анархисты поддержали октябрьский переворот. Мало кто из них осознавал, с чем страна имеет дело. Впрочем, это относится не только к анархистам: вообще мало кто в России понимал, что за угрозу несет Ленин. Тем не менее, стоит зафиксировать слабость политического мышления анархистов. При всем их героическом складе характера, для них была характерна неспособность трезво оценивать реальность.

Трудовая республика

В условиях реальной социальной революции, когда работники создают на заводах фабричные комитеты для контроля над предприятиями, а так же выбирают территориальные Советы (для политического контроля над ситуацией в стране) анархистская доктрина эволюционировала к идеям, которые высказывали многие другие группы либертарных (самоуправленческих) социалистов и синдикалистов: русские левые эсеры и эсеры-максималисты, в какой-то мере французский революционный синдикализм, германский анти-ленинский "коммунизм советов". Везде находим примерно ту же схему трудовой республики или "синдикального государства" переходного периода. Что это значило? Это значило, что территориальные органы самоуправления (Советы) занимаются вопросами политики. Фабричные комитеты на предприятиях и их ассоциации берут на себя управление фабриками и заводами. Все эти децентрализованные ассоциации договариваются на паритетных началах управлять страной, ее политикой и экономикой. Все эти структуры, вырастающие из прямого действия работников (явочный порядок действия), контролируются собраниями коллективов (с правом отзыва и замены делегатов в любой момент), но все же обладают административными и военными полномочиями, властью. Рыночные отношения на время сохраняются. И лишь в случае разрастания ассоциаций самоуправляемых трудовых коллективов и коллективов потребителей и постепенного соединения их в органично-взаимодействующее целое, рыночные отношения могут быть со временем заменены производством по потребностям. Что принципиально и особенно важно: почти все группы либертарных социалистов пришли к похожим схемам с разными местными вариациями. Это может означать, что практическая реализация либертарных идей выглядит похожим образом, если она вообще где-то происходит.

Комментарии

Да какое "на время". Очевидно и ежу, что рыночные отношения этот нормально. А цель анархизма - борьба с ярким угнетением.
Именно анархизма как политического хулиганства, понимаете? Анархизм на минималках - эволюционизм и социал демократия, если включить голову, реально и по-взрослому оценивать приоритеты в жизни и тд.
Плбс ко всему, демократическая платформа весьма удобна для вжаимодействия между людьми разных политических взглядов. А слово "власть" фактически ничего не значит (всмысле значит она только "упарвление"), когда победила личность, а не "масса", "комунна", "общество" авторитаристов. Другими сллвами, интерпретируя каждый по своему борьбу с угнетением млжно поддерживать в той или иной степени и по разным вопросам в силу своих убеждений (даже анархических) те или иные силы, кроме авторитерных. А децентрализация проигрывает при организации "золотой тройки" жизнеобеспечения общества: пожарных, скорой помощи и полиции. Да, да. У анарзистов тоже были и полиция, и военная милиция и всё такое. Тут уж... где как. Тем не менее предпосылки у общества есть к тому, чтобы кто-то защищал слабого. Человек не идеален. Сегодня он добрый анарзист, а завтра ему на голову упадёт здоровая ветка, он тронется умом и пойдёт творить непотребные вещи. При всей ненависти к тюрьме, она на фоне Бакунинских "око за око" выглядит вполне гуманным видом наказания, если законы не репрессивные и не используются в корыстных целях и тд. Изгнание из комунны как, "типа анархистский метод" в делах более серьёзных не сойдёт. В любом случае, не сильно тогда анархическое общество будет отличаться от общества недоумков увлечённых евгеникой.
Помимо анарзистов, кстати, на планете Земля живёт большое количество хороших и разных других людей имеющих свои собственные политические убеждения. Среди них и друзья, и родственники, коллеги по работе. Нужно считаться с мнением других людей и находить новые формы взаимного согласия ради жизни, развития и процветания.

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

11 июня — Международный день солидарности с Мариусом Мэйсоном и всеми заключенными-анархистами, отбывающими длительный срок. Этот день имеет давнюю историю, впервые он был организован 20 лет назад, в 2004 году. В первый же год нам удалось нарисовать граффити на стене одного из самых охраняемых...

2 месяца назад
Востсибов

Большинство анархистских инициатив подразумевают выделение активистов из общества в группы солидарности, группы взаимопомощи, сообщества активистов  и т. д., в общем, в структуры, отдельные от основной  массы населения. Отделившись от общей массы, такие структуры обособляются в попытке...

2 месяца назад
2

Свободные новости