Забастовки или самоуправляющиеся территориальные коммуны?

Что является целью анархизма - либертарная коммуна или управляемые федерацией трудовых коллективов предприятия? Поддерживает ли анархизм забастовки за зарплату на предприятиях или он за движения местных жителей (экологические или направленные на получение земли и т.д.)? Всякий раз, когда анархистское движение набирает силу или сталкивается с реальными социальными выступлениями, этот вопрос начинает обсуждаться. Недавно такая дискуссия имела место между анархистами Мексики и Индонезии.

Дело в том, что современный фабричный рабочий класс Мексики достаточно пассивен. Но в то же время в этой стране происходят настоящие восстания жителей небольших городов или бедных поселков против нарко-мафии, контролирующей вместе с полицией эти регионы. Мексиканские фермеры, самозанятые рабочие и другие жители поселков берут в руки оружие, выбрасывают из своих регионов мафию вместе с полицией (в Мексике уже давно говорят о государственной власти как о "нарко-государстве", до такой степени власть там слилась с мафией). Власть переходит в руки общих собраний жителей и "коммунитарной полиции" - добровольного ополчения граждан. Иногда создаются коллективные предприятия (кооперативы) для совместной обработки земли или снабжения населения.

В Индонезии нет аналогичных движений. Однако там больше активность людей на рабочем месте. Поэтому местные анархо-синдикалисты создают организации на рабочих местах, борются за увеличение зарплаты работников. Причем, большинство из них выступают против регистрации данных организаций и за нелегальные забастовки (причина в том, что согласно законам Индонезии работники обязаны предупредить босса о забастовке задолго до ее начала, а это дает ему возможность подготовиться к ней).

Дискуссия, которая имела место между ними касалась вопроса о том, какой деятельностью должно заниматься анархистское движение - работой с территориальными движениями жителей или с забастовками на рабочем месте?

Нужно сказать, что с момента появления анти-авторитарного (анти-марксистского) анархистского течения в Первом Интернационале сторонники Бакунина предпочитали разные виды активности. Так, испанская секция бакунистов (в ней насчитывалось в 1873 г 300 000 участников) имела 2 основных центра - промышленную Барселону и аграрные районы Андалусии. В первом случае акцент делался на забастовки с требованием увеличения зарплаты работников, во втором случае анархисты занимались организацией борьбы с крупными землевладельцами и были нацелены на изъятие у них земли и создание территориальных самоуправляющихся коммун.

Те анархисты не смотрели на забастовки как на самодостаточную деятельность. Предполагалось, что забастовки со временем позволят работникам организовать как самоуправление на производстве, так и территориальное самоуправление. Анархисты считали забастовки формой "революционной гимнастики", подготовкой к будущему коммунитарному восстанию. По указанной причине их активность имела мало общего с деятельностью современных профсоюзов. Ведь последние нацелены на проведение забастовок в строгом соответствии с существующим законодательством. Этот факт с грустью отмечали критики, утверждая, что анархисты Испании смотрят на забастовочную борьбу лишь как на средство, стремятся превратить забастовки в радикальные акции и восстания, которые позволит им осуществить их мечту о всеобщем восстании.

Так что в анархисткой (или по крайней мере в бакунистской) теории и практике не было противоречия между забастовочной активностью на производстве и активностью на территории. Другое дело, что такая активность отвергается современными профсоюзами и вообще всеми лояльными гражданами, поскольку цель профсоюзов и лояльных государству граждан состоит в мирном социальном партнерстве с бизнесом и государством.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Мы постоянно слышим: "Люди не способны меняться к лучшему, человеческая природа неизменна. В мире всегда или в большинстве случаев торжествует несправедливость и в принципе ничего нельзя исправить". Это мнение - ложь. Мой дед прожил 100 лет. Европейцы три столетия назад жили в том мире...

2 дня назад
1
Владимир Платоненко

Поводом для написания этой статьи послужили арест и освобождение Хаски, однако тогда я не имел доступа к интернету и статью публикую только сейчас. Что, возможно, и к лучшему, ибо те события были лишь поводом, а статья на самом деле совсем о другом. Из творчества Хаски я знаю только одну строку...

6 дней назад

Свободные новости