Дуглас Браво - либертарный социалист Венесуэлы, критик режима Мадуро

Дуглас Браво

Дуглас Браво: бывший партизан, ныне - известный венесуэльский писатель, критик венесуэльского государственного социализма, режима Чавеса и Мадуро. Он родился 11 марта 1932 г. В 1946 г. вступил в Коммунистическую партию Венесуэлы, но в 1965 г. был исключен за фракционную деятельность. Дуглас Браво хотя и не был в то время сторонником самоуправленческого (либертарного) социализма, придерживался радикальной антиимпериалистической позиции и критиковал с этой точки зрения не только США, но и СССР, как империалистическую страну, вмешивавшуюся в дела других стран.

Год спустя он организовал Партию венесуэльской революции и её вооружённое крыло — Вооружённые силы национального освобождения, действовавшее совместно с Левым революционным движением (МИР). В свои партизанские отряды Дуглас Браво рекрутировал в том числе и офицеров вооруженных сил Венесуэлы. Среди таковых был Уго Чавес, будущий президент страны, с которым Браво впервые встретился в 1980 г. Дуглас Браво участвовал в попытке государственного переворота в 1992 г., был арестован, но помилован на следующий год.

Во время президентства Чавеса Браво возглавлял Движение третьего пути, критиковавшее администрацию с социалистически позиций, в частности, за зависимость от транснациональных энергетических корпораций и за эксплуатацию работников на государственных предприятиях.

Ныне Браво - либертарный социалист (сторонник самоуправления трудовых коллективов на предприятиях), сторонник идей идеолога и практика анархизма Михаила Бакунина и немецкого либертарно-социалистического философа, политика и эколога Рудольфа Баро.

Браво писал: "Тот, кто правит сегодня Венесуэлой, говорит от имени социализма, которого не существует. Мы первая, в том, что касается разрушения природы, страна в Латинской Америке. Венесуэла присоединяется к неудачному марксистскому социализму, и именно поэтому мы говорим сегодня о государственном капитализме, который построен в нашей стране. Мы уже говорили: поднимется , и, кроме того, управляет продуктом, произведенным страной, берет на себя ответственность за управление страной и ведет нас к катастрофе."

Дуглас Браво считался «еретиком» у левых, так как негативно относился к СССР, считая его государственным капитализмом (системой, где государственная бюрократия владела фабриками, присваивая продукт труда работников, т.е. эксплуатируя их) и выступая против системы Советского Союза, как и против частного капитализма.

Кроме того, Браво пришел к выводу, что политические партии подражают структурам государственной власти, т.е. основаны на централизации, на власти малого меньшинства руководителей и чиновников над большинством рядовых членов партии, поэтому он выбрали реорганизацию движения на иных принципах.​

Его концепция демократии в значительной степени вытекает из идей российского анархиста Михаила Бакунина и немецкого философа Рудольфа Бахро, для которых социализм должен быть демократичным (здесь имеется в виду прямая демократия, т.е. власть общественных собраний (в районах и в трудовых коллективах) и подотчетных собраниям выборных Советов, состав которых можно сменить по воле собраний в любой момент). По мнению Браво, демократия должна быть социалистической (основанной на федерации трудовых и территориальных самоуправляющихся коллективов, которые совместно решают что, как и для кого производить).

Так же Браво и его сторонники считают, что рабочее движение должно объединяться с профессионалами, специалистами и студентами; опираясь на опыт французского Красного мая 1968 г - восстания студентов Сорбонны в Париже и захвата промышленных предприятий в самоуправление коллективами граждан.

В настоящее время в Венесуэле существует небольшое либертарно-социалистическое и анархистское движение, которое отвергает режим Мадуро и участвует в различных протестах против него, но не солидаризируется с либеральной оппозицией. Оно выступает за прямое действие, но скорее относительно мирного толка - массовые блокады трасс, захваты фабрик коллективами работников в ходе забастовок. О его участии в вооруженой борьбе с режимом Мадуро ничего не известно. Браво - один из самых известных социалистических публицистов Венесуэлы, занимающих непримиримую позицию в отношении ЕСП ("Единой социалистической партии"), господствующей в стране, и в отношении политики диктатора Мадуро.

***

P.S. Так как публикации о Венесуэле вызывают нашествия троллей и ботов (РФ вложила до 17 млрд долларов в поддержку режима и в случае, если он падет, может потерять свои деньги), сразу отвечу на несколько давно известных "аргументов". Что надо знать о Венесуэле?

  1. Режим социалистов довел страну до экономической катастрофы и дефицита самых необходимых товаров, в результате 3 млн человек (10% населения) покинули Венесуэлу. Благодаря ужасному опыту Венесуэлы, мы теперь получили окончательное знание - . Даже без гражданской войны и без интервенции местные большевики довели богатейшую страну Южной Америки, обладающую крупнейшими запасами нефти в мире (!), до голода и инфляции в миллион процентов. Без войны и без санкций (до 2017 года), в стране с тропическим климатом, где можно снимать великолепные урожаи, теперь стоят километровые очереди за курицей, молоком и туалетной бумагой.

  2. О том, почему у сторонников государственного социализма экономика в большинстве случаев работает плохо, и почему они - не друзья анархистам, . Анархистам идеи государственного социализма неприятны. Те, кто стоял у истоков анархизма, не видели в идеях государственного социализма от Маркса до Ленина ничего хорошего и, главное, ничего общего со своими идеями. Анархист Михаил Бакунин, сотрудничавший с Марксом, порвал с ним. Анархист Мендел Дайнов отмечал, что национализация промышленности (ее превращение в собственность государственного чиновного аппарата) ведет к тому, что производство работает хуже, чем капиталистическое.  И нет, это не означает симпатий к либеральным капиталистическим идеям. Те, кому интересен этот вопрос, сначала прочтите текст по ссылке. После прочтения вы сможете составить свое мнение.

  3. Социалисты-государственники, большевики, говорят, что их единомышленники провели в Венесуэле успешные социальные реформы. Это неправда. Хотя Чавес вкладывал много денег в образование и медицину, но когда рухнули цены на нефть (Венесуэла экспортирует нефть, что дает до 90% экспорта и бОльшую часть доходов государства) началась катастрофа в социальном секторе. Вот снимки и заметки 2016 года. В больницах творится , в стране уже тогда невозможно было купить еду, за которой . И да, эти снимки и данные ДО введения американских санкций против Венесуэлы. Желающим поговорить об "успешной социальной политике режима" просто пожелаем попасть вот в такую вот "больницу", как на снимке.

  4. Во всем виноваты американские санкции? Нет. Главная причина экономической катастрофы заключалась именно в государственно-социалистической политике национализации (превращения промышленности в собственность неэффективной государственной бюрократической машины). Уже к моменту смерти Чавеса (и до введения серьезных санкций) в результате национализации нефтяной промышленностии .

  5. Нет, в Венесуле не парламентская и президентская демократия, а диктатура. Некоторые социалисты-государственники пишут, что в Венесуэле проводятся свободные выборы и действует партийно-парламентская система, и что Мадуро президентом выбран честно в 2018 году. Это не так. Если парламент еще был избран относительно честно до этого (в нем подавляющее большинство получила оппозиция), то в 2018 году . Мадуро "выиграл" выборы, запретив в них принимать участие ведущему лидеру оппозиции. На выборах правом голоса обладали 20,5 млн граждан, за Мадуро было отдано 6,19 млн голосов — это говорит о том, что выборы, фактически, нелегитимные, поскольку на избирательные участки пришли менее половины граждан, остальные бойкотировали эти "выборы". Почему? Потому что, основному конкуренту Мадуро, Энрике Каприлесу, запретили баллотироваться на выборах в течение 15 лет. Кроме того, выборы проводились досрочно, и оппозиционная коалиция «Круглый стол демократического единства» не успела провести праймериз и выдвинуть кандидата.

  6. Нет, анархисты Венесуэлы не поддерживают парламентаризм. Они выступают за прямую власть трудовых коллективов на фабриках и заводах (см. выше), а так же за превращение страны в федерацию автономных регионов, управляемых Советами работников. Но тем более анархисты не видят смысла в том, чтобы поддерживать какого-то самоназначенного охламона, который объявил себя президентом, а потом почти уничтожил собственную страну.

  7. Нет, анархисты Венесуэлы не поддерживают американское вмешательство в дела Венесуэлы, как и любое другое иностранное вмешательство.

  8. Больше всего денег в Венесуэлу вложили китайские компании (десятки миллиардов долларов). Хотя режим национализировал 1200 предприятий, он в некоторых областях экономики тесно сотрудничал с иностранными капиталистами - российскими и китайскими.  Сейчас они , дабы не складывать яйца в одну корзину. С точки зрения капиталистических интересов - разумная тактика: кто бы ни победил, Мадуро или либеральная оппозиция, китайцы надеются вернуть свои денежки

  9. О масштабах и последствиях национализации в Венесуэле (из заметок экономиста Константина Фрумкина): "Национализация нефтяной промышленности была ожидаемым шагом - в венесуэльской истории такое уже случалось. В 2007 г. был национализирован энергетический сектор, ExxonMobil и ConocoPhillips покинули страну. Но нефтью дело не ограничилось. В госсектор попало около 1000 предприятий, в том числе около 300 - в продовольственной сфере. В 2008 г. была национализирована цементная промышленность - Чавес заявил, что не будет терпеть то, как частные компании экспортируют цемент, необходимый для ликвидации дефицита жилья. Тогда же попал в руки государства крупнейший металлургический комбинат страны Sidor, принадлежащий аргентино-итальянской компании Techint - за него позже правительство заплатило компенсацию в $300 млн. В 2011 г. национализировали золотодобычу - страну покинули четыре иностранные компании, в том числе компания Rusoro Mining российского бизнесмена Владимира Агапова. Договориться о компенсации с венесуэльским правительством не получилось, и компания была вынуждена подать иск в трибунал Всемирного банка - принадлежавшие ей активы в Венесуэле превышали $1 млрд. Началась коллективизация в сельском хозяйстве. Еще предшественники Чавеса выкупали землю у крупных землевладельцев и раздавали их крестьянам. Но в эпоху "социализма XXI века" этот процесс ускорился: земли под предлогом борьбы с капиталистической эксплуатацией начали конфисковывать, в том числе у эффективных фермеров, а на их месте стали создавать "народные боливарианские кооперативы". На фоне "голландской болезни", когда было выгоднее покупать импортное продовольствие, чем производить свое, зависимость от продовольственного импорта выросла с 30% до 70%. Разумеется, производство на национализированных предприятиях расти не хотело. В нефтяной отрасли Венесуэлы случилось то же, что и в других государствах с национализированной "нефтянкой": нехватка инвестиций привела к стагнации и даже уменьшению добычи. В 1998 г. государственная нефтяная компания PDVSA добывала 3,2 млн баррелей в день, а сейчас - 2,4 млн баррелей, это уровень 2003 г., когда в стране бастовали нефтяники. В нынешнем году снижение производства сводит к нулю финансовый эффект от повышения стоимости черного золота".

Комментарии

Наконец-то нормальная критика слева (и главное изнутри) псевдокоммунистического режима Мадуро. А то возникнет впечатление что вся венесуэльская оппозиция отсасывает у американского импириализма. Спасибо автору статьи. Одно замечание - не надо называть данный режим социализмом, даже государственным, что приводит к путанице понятий. Социализм- это когда средства производства находятся во владении самих работников предприятий. А в данном случае - только гос.капитализм и никак иначе!

 

Рейтинг: 3.6 (5 голоса )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад
Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

1 месяц назад
2

Свободные новости