Товарный фетишизм

Цивилизация, в которой правит торговец, чужда высокой браминской культуре. Точно так же она презирает или не замечает труд работника-шудры, который обеспечивает роскошь правящего класса. Далеко не случайно навязчивое повторение современными либералами мысли, что в современном мире нет рабочего класса или что его труд потерял значение (в то время как в мире никогда прежде не было такого гигантского рабочего класса - один только фабричный рабочий класс КНР сопоставим по численности с населением Европы конца 19- начала 20го столетий) . Подобно тому, как эта цивилизация отрицает значение производственного труда, она отрицает и значение работы мысли и чувства, порождающей красоту (красоту картины, музыки, города, философской мысли), утверждая, что все относительно и что о вкусах не спорят.

В конечном счете значение искусства определяется рыночной стоимостью произведения, ставшего товаром: можно с выгодой продать картину Ван Гога, но можно c огромной выгодой продать и дырявые пластиковые стаканчики - это только вопрос рекламы. Реальны лишь движение капиталов, торгашеский дух и потребление товаров.

Такая цивилизация не уничтожает объекты поклонения. Просто она на место Церкви или Государства ставит Товар и Деньги. Ее смысл в безостановочном поклонении этому идолу путем зарабатывания все большего количества денег. Работа превращается в служение идолу. Ядро цивилизации - товарный фетишизм* - бесконечный рост, безостановочное обогащение (на практике оно систематически сменяется жуткими кризисами). Рост богатства (личного, корпоративного, национального) - все, остальное - ничто. "Ты должен больше зарабатывать и больше потреблять. В этом и только в этом смысл жизни. Ничего иного нет. Ты - это то, сколько ты стоишь.". Таков главный принцип капиталистической цивилизации - принцип товарного (или товарно-денежного) фетишизма.

Идол сегодня требует определенной свободы выбора (товара) и толерантности на многонациональном рынке. Но завтра он может потребовать ликвидации слишком уж разросшейся, голодной и от того опасной резервной армии труда - безработных, бросив их в горнило войн или этнических чисток. Товарный фетишизм порождает мировые войны за рынки и за минеральные ресурсы. Индивиды, корпорации, нации - все они стремятся стать богаче - всегда, всегда, всегда. Недовольного вежливо (а затем и невежливо) просят подвинуться. Выживает сильнейший.

Цивилизация товарного фетишизма порождает невыносимо унылое лишенное красоты и смысла существование.

***

Быть может выход из этого тупика будет найден в том случае, если работник сможет соединить в себе сразу многие черты - черты производителя-шудры и мыслителя (философа, художника)-брамина, переняв что-то и от кшатрия. Переводя на другой язык, речь идет о преодолении разделения труда. Что имеется в виду?

В ходе некоторых грандиозных забастовок прошлого и настоящего работники учились (в ходе борьбы за свои непосредственные нужды и права) регулярно проводить собрания, принимать там коллективные решения о ходе стачек, выбирали забастовочные комитеты (для оперативного управления забастовкой), строго подотчетные этим собраниям. Это позволяло постепенно преодолевать разделение между умственной и физической работой. Один тот же человек работал, бастовал, участвовал в принятии решений, от которых зависела его жизнь.

Эти выборные органы самоуправления на производстве иногда в прошлом (Петроград 1917, Кронштадт 1918 и 1921, Будапешт 1956, Тегеран 1979) брали предприятия под контроль. Если они сумеют в будущем соединить труд и управление трудом (предприятиями, отраслями и т.д.), то возможно они сумеют со временем заменить государство и рынок. Чем же?

Торговля постепенно исчезнет. Не будет больше проигравших и победителей на рынке. Рынок постепенно исчезнет. Незачем будет пытаться постоянно заработать больше и захватить побольше пространства у конкурента (рабочее место, место на рынке, должность, ресурсы) из страха, что он сделает с тобой то же самое. Ассоциация самоуправляющихся трудовых коллективов станет совместно планировать общественное и хозяйственное развитие, производство и потребление, исходя из потребностей индивидов. Люди перестанут поклоняться идолу денежного успеха. Освободившись от него, они станут свободны.

Люди перестанут зависеть от решений менеджеров и от колебаний рыночных цен, как и от конкурентной борьбы. Они станут хозяевами своей жизни. Коллективно управляемое ими производство станет производить лишь то, что отвечает их потребностям, лишь то, в чем они нуждаются. Каждый индивид вместе с другими членами коллектива станет творчески преобразовывать производство (вещей, идей) и самого себя, следуя своим собственным многообразным целям и согласовывая их с целями и потребностями других.

* Примечание

"Маркс характеризовал это состояние как фетишизм, иронически ссылаясь на культурную антропологию своего времени... В ту пору фетишистскими именовали так называемые примитивные общества, которые приписывали каким-либо предметам магические свойства и считались стоящими на куда более низкой ступени развития, нежели “просвещенные” европейцы...

Сущность фетишизма состоит, грубо говоря, в том, что общественное воспроизводство совершается не осознанно, по свободной взаимной договоренности индивидов, а согласно слепому, бессознательно возникшему коду... (Иными словами, есть какие-то строго фиксированные правила поведения, необходимые для выживания. Соблюдение этих правил связывается со служением некоему священному предмету, фетишу, например, изображению священного животного - оленя или крокодила. Люди верят, что соблюдая правила, они служат своему божку и тем самым обеспечивают себе возможность жить и процаетать, ведь их защищает таинственный и могучий дух крокодила. - прим.)...

Провокативность Маркса состоит в применении понятия фетиша к самому современному Западу, что, тем самым, неожиданно демонстрирует его “примитивность”. Так он наносит удар в самое сердце современного мира, говоря что произошло лишь простое изменение формы фетиша. Современная система фетишей - это тотальное товарное производство, “представленное” в виде денег. Это означает, что люди не договариваются друг с другом непосредственно и осознанно о том, что им делать с их совместными ресурсами (силами, знаниями, средствами производства, природой), а лишь косвенно взаимодействуют друг с другом через фетишизированную форму товара и денег, совершая акты купли и продажи, и тем самым подчиняются бессубъектным “законам” их движения ("законам рынка" - прим.). Таким образом, они приносят свое собственное живое бытие и свои человеческие отношения в жертву мертвой вещи, бессознательно сформировавшейся в ходе исторического процесса." (Роберт Курц)

Комментарии

«Цивилизация, в которой правит торговец, чужда высокой браминской культуре»

Михаил Магид

Рейтинг: 5 (2 голоса )

Либертарненько!

Рейтинг: 5 (2 голоса )

Что, слово непонятное?  Гугл в помощь.

Рейтинг: 5 (1 голос )

Nevermore

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости