Как венгерский друг Путина начал охоту на антифашистов в ЕС
16 декабря, 2023 - 23:55 - РедакцияМы публикуем статью с сайта беларусской группы Прамень.
Мы публикуем статью с сайта беларусской группы Прамень.
Развитие низового движения социального протеста в Восточной Европе в 20 веке сильно отличалось от западноевропейского. Вероятно, самым важным отличием была относительная слабость профсоюзов. Так, в царской России легальные желтые профсоюзы тесно сотрудничали с полицией, и поэтому многие рабочие не доверяли им (как справедливо заметил Большаков, представитель современных независимых профсоюзов в Санкт-Петербурге, именно царские полицейские профсоюзы породили российское профсоюзное движение). Однако существовали и нелегальные профсоюзы, но они не играли важной роли после событий 1905-1907 годов.
Здравствуйте! Сегодня суббота, и вы снова читаете (или слушаете) наши «Тренды порядка и хаоса». Это эпизод 27. Вот главные сюжеты на повестке недели.
Скачать выпуск в виде аудиофайла
Что стало экономической причиной стремительной самоорганизации венгерского рабочего класса и его перехода к самоуправлению в октябре - ноябре 1956 года? О самой глубокой социальной революции в истории 20 столетия - революции рабочих советов в Венгрии в 1956 году, много что написано, но есть интересные исследования экономистов на сей счет.
Древнегреческий полис, например, Афины, был чем-то таким, что сегодня мы назвали бы "большой деревней", только полновластной, живо интересующейся окружающим миром и коллективно принимающей решения о сложнейших вещах. Все знают всех. Личность может стремительно развиваться при таких обстоятельствах ("Греческое чудо") и она обладает правами, но это, прежде всего право голоса в народном собрании, позволяющее влиять на политику и экономику общины. Это право отстаивать свою правоту на общественном собрании. Власть коллектива огромна, в том числе в вопросах жизни и смерти (в нашем мире ее имеет только крошечное меньшинство, управляющее государствами). Почему же тогда полисный принцип прямого народовластия* на местах и дополняющий его принцип большого общества, как целого, представляющего собой ассоциацию местных самоуправлений-полисов, рассматривается Арендт как единственно возможный способ сохранения личности?
Любопытно, что именно рабочий класс Китая, а не буржуазия, оказал сопротивление национализации промышленности и одновременно боролся против профсоюзов и за власть фабричных комитетов (рабочий контроль). Автор использует для политики Мао термин "социалистическая", я не разделяю эту оценку, поскольку ничего социалистического в его политике не было. Национализация заводов означает только то, что на место капиталиста-частника становится государственный чиновно-бюрократический аппарат - новый самовластный собственник, присваивающий результаты труда рабочих, т.е. эксплуатирующий их. Рабочие выступления на фабриках угрожали режиму Мао.
Рабочий класс Беларуси (рабочий класс в широком смысле, и рабочие, и неруководящие специалисты) стал важным компонентом протестов. Судя по информации, которая приходит из этой страны, десятки трудовых коллективов вливаются в политическую забастовку. Названия мелькают каждую минуту - БМЗ, ГродноАЗОТ, Химволокно, Гефест и так далее. Останавливаются мебельные фабрики и стройки, протестуют рабочие ДЕПО. К ним присоединяются медики, научные коллективы и даже актеры театров.
Страну ждет в ближайшие годы экономический кризис. Вне зависимости от того, кто будет президентом, многие государственные заводы закроют. И это - не только результат covid-19.
Цивилизация, в которой правит торговец, чужда высокой браминской культуре. Точно так же она презирает или не замечает труд работника-шудры, который обеспечивает роскошь правящего класса. Далеко не случайно навязчивое повторение современными либералами мысли, что в современном мире нет рабочего класса или что его труд потерял значение (в то время как в мире никогда прежде не было такого гигантского рабочего класса - один только фабричный рабочий класс КНР сопоставим по численности с населением Европы конца 19- начала 20го столетий) .
В США, наряду с социальным конфликтом (многорасовые протесты бедноты), есть глубокий расовый (национал-буржуазный) конфликт, которых так же охватывает американский бизнес. И эти разные этнические фракции бизнеса, конкурирующие между собой, участвуют в конфликте на разных сторонах.
В Сиэтле протестующие группы выдвигают различные требования политического характера (изменение системы местных выборов) и социального характера - например, предоставление людям муниципального социального жилья:
Современные любители большевизма любят обвинять анархистов в любви к проигранным революциям. По их мнению, недостойно революционерам игнорировать опыт успешных восстаний, даже если цена победы не вполне соответствует высоким моральным стандартам. Ведь цель революционера – изменить мир, а не спасти свою бессмертную душу.
Во взглядах ленинистов есть, казалось бы, один изъян. Все они объясняют крушение "реального социализма" отступлением от принципов, иначе говоря, предательством. Вопрос лишь в том, кого считать предателем: кто-то считает предателем Хрущёва, кто-то - Горбачёва, троцкисты - Сталина - но в любом случае виноват предатель. Однако "реальный социализм" был во многих странах и везде потерпел крушение. Только в Северной Корее, по мнению ленинистов, по крайней мере их части, ещё есть социализм; во всех остальных странах нашлись предатели. Получается, что появление таковых - не случайность, а закономерность.
Вопрос о том, что эффективнее, частная промышленность или государственная, обсуждается уже более ста лет и тема это, конечно, глубока. И написано об этом много. Но важно уточнить вопрос. Что значит - эффективнее?
Что-то произошло в октябре 2019, некий сдвиг в общественном сознании. Возможно, теперь массы будут выражать свою волю похожими методами - нравится это нам или нет. Также, молодежь, выросшая уже в сетевом мире, все активнее включается в политику. В любом случае, эти удивительные дни войдут в историю. Низовые протесты, безлидерские, непартийные, организованные через социальные сети, протесты, выдвигающие социальные и экономические требования (работа, снижение платы за коммунальные услуги, снижение налогов и так далее), захватывают одну страну за другой. Ирак, Ливан, Эквадор, Чили.
Если понимать под социализмом систему, где нет эксплуатации (присвоения результатов чужого труда), то надо признать, что в СССР никакого социализма не было. Фабрики-заводы-газеты-пароходы принадлежали бюрократии - чиновному государственному аппарату. Он владел собственностью и эксплуатировал работников (присваивая результаты их труда и используя по своему усмотрению). Аналоги СССР стоит поискать в Древнем Китае эпохи Инь, в системе азиатского способа производства или в других системах государственной эксплуатации человека человеком. Социализма ни в СССР, ни в странах Восточной Европы, ни на Кубе, ни в КНР не было никогда.
Большевики в 1939-1940 годах "освободили" Прибалтику от авторитарных режимов, присоединив ее к СССР. Эти режимы были жестоки со своими противниками, не позволяли людям управлять своей жизнью, навязав им диктатуры, и порой нарушали права национальных меньшинств. Но всё же они не ссылали людей десятками или даже сотнями тысяч в Сибирь и не отправляли массами в концлагеря, как большевики. Приватизаторы "освободили" рабочих в "проклятые 1990-е" от их ужасной (кроме шуток, да, во многих случаях ужасной) работы.
Революции бывают разными, буржуазными и социальными. Чем они отличаются? Во время буржуазно-демократических революций слабо организованные многоклассовые движения, протестующие против диктатуры, движения где имеют большое влияние различные централизованные оппозиционные партии, профсоюзы и крупные буржуа, говоря старым языком (сегодня говорят "олигархи"), сносят действующее правительство. Затем они поднимают к власти новое. Новая власть проводит реформы (например, передел собственности между олигархами, иногда так же - переход к парламентской системе честных выборов, облегчение предпринимательской деятельности). При этом массы низового (трудящегося) населения не получают власть, влияние, контроль над ресурсами. Примеры таких революций - Революция Роз в Грузии, Бархатная Революция в Армении или Арабская весна. Социальная революция - это совершенно другой процесс, в ходе которого самоорганизованные социальные низы, т.е. все люди, не обладающие политической властью в стране и хозяйственной властью на предприятиях, берут эту власть в стране и на предприятиях в свои руки. Примеры таких революций - события в Испанском Арагоне в 1937 году и в Будапеште в 1956 году.
Анархистское общество самоуправления нельзя создать с помощью путча, переворота или прихода к власти партии. Создание безгосударственного общества самоуправления предусматривает высокую активность большой части населения. Основа самоуправления - выборные от трудовых коллективов с правом смены делегатов в любой момент Рабочие Советы (как было в Венгрии в 1956, в Польше 1980 г), или территориальные объединения работников вроде Парижской Коммуны. Они могут существовать лишь при наличии хорошей местной организации, крепких федеративных связей и союза квалифицированных рабочих и неруководящей интеллигенции (технической и гуманитарной).
Выбирать среди государственных систем большее или меньшее зло - не моя задача. Даже если мне кажется, что та или другая государственная система могла бы быть меньшим злом, я не считаю, что ее установление заслуживает борьбы. Результаты даже в самом благоприятном случае будут небольшими, а для огромной, возможно преобладающей части бедного или небогатого населения, занятого наемным трудом (и самозанятых), они будут ничтожны или негативны. То же самое относится и к личностям - политикам.
Социалистическое общество существовало от несколько месяцев до нескольких лет в различных регионах: от Парижской Коммуны 1871 года до Коммун Арагона 1936 года, от Махновщины 1918-1921 и Кронштадтской республики 1918 года до Рабочих Советов Большого Будапешта 1956 года. Все эти истории связаны с развитием самоуправления трудовых коллективов, с прямой трудовой демократией. Можно так же вспомнить о кооперативах - самоуправляющихся коллективах потребителей и производителей, которые существенно улучшили жизнь приблизительно трети 100-миллионного русского крестьянства в начале XX столетия.
В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...
В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...