Шрайбман в одной из своей записей в Фейсбуке задался вопросом, почему политическая элита Германии поощряет и пропагандирует идею коллективной вины немцев за действия нацистов. Как часто бывает, у этого несколько причин. Лично я могу назвать четыре.
Причина первая: чувство вины мешает людям бороться против угнетения. Даже если это угнетение непосредственно не связано с источником их вины. Не важно. Как ты можешь возмущаться тем, что кто-то другой поступает с тобой несправедливо, если ты сам несправедливо поступал с третьим? К тому же упоминание о твоей вине отвлекает тебя от твоей проблемы, попросту говоря, меняет тему. Офицер в ответ на жалобу солдата, что тому не хватило пайки на кухне, спрашивает: "А почему у вас сапоги так плохо почищены, товарищ боец? Вы - солдат или кто?" Германский политик в ответ на возмущение Ганса Шмидта или Марты Мюллер плохой зарплатой или полицейским произволом точно так же отвечает: "А сколько евреев погубил сосед вашего прадеда?" или: "А почему ваши предки допустили Гитлера к власти?" И истцы по одному делу автоматически превращаются в ответчиков по другому.
Причина вторая: коллективная вина, как и коллективная заслуга предусматривает коллективные интересы. Если мужик увязывает свои интересы с интересами своего барина, он гордится тем, что у его барина красивей усадьба или больше крестов на пузе, чем у соседского, и точно так же стыдится, если его барин проворовался на службе или продулся в карты. Если же он исходит из того, что у барина - своя цель, а у него - своя, то ему плевать получил барин от начальства награду или взбучку. И наоборот, если мужик сопереживает барину, радуется и стыдится за него, значит он считает, что они с барином - в одной лодке; если же он не испытывает подобных чувств, значит ему все равно, как идут дела у барина, значит, он никак не связывает барские интересы со своими.
Германским верхам, естественно, хочется, чтобы германские низы считали себя частью единого немецкого народа и свято верили, что всё, что полезно фрау Меркель или их боссам, полезно и им, простым немцам. Причём в данном случае не важно, пользоваться для этого коллективным стыдом или коллективной гордостью. Более того, это - неразделимо. Сент-Экзюпери писал, что Франция породила как героев, так и негодяев и нечестно было бы отождествлять себя только с одной из этих партий. Если бы Германия выиграла Вторую мировую, немцам надлежало бы гордиться, если не Гитлером и СС, то Вермахтом, "сломавшим хребет большевизму", если бы удалось покушение на Гитлера в 1944, надо было бы стыдиться Гитлера, но гордиться фон Штауффенбергом. Просто история распрядилась так, что Гитлер сейчас лучше известен, чем Шиллер или Мюнцер.
Причина третья: такое отношение ко всем немцам раскалывает низы. Как может немец вместе с евреем бороться за общие интересы, если один виноват перед другим уже самим своим происхождением. В свое время Гитлер ослабил рабочее движение, натравив немцев на евреев. Современные германские политики делают по сути дела то же самое, только меняют роли. У Гитлера коллективным козлом отпущения были евреи, у нынешних политиков - немцы.
Причина чеивёртая: коллективная ответсвенность часто позволяет... уйти от ответственности. Это прекрасно понимали и понимают низы - любой мужик на вопрос, зачем он жёг барскую усадьбу, отвечал: "Дык эта, все жгли, и я жёг". И на вопрос, кто сжёг усадьбу и убил барина, мужики отвечали: "Мы. Всем миром". То есть, всем селом. Потому что можно всех мужчин села перепороть, а всех женщин перенасиловать, но нельзя всех перевешать - кто-то же должен хлеб растить. И рабочие стачки достигают наибольших успехов, когда рабочие выдвигают свои требования общим собраниям, а не доверяют их вожакам. Уже хотя бы потому, что вожака можно убрать, а всех не уберёшь - кто работать-то будет?
Но это понимают и верхи. И тоже умеют этим пользоваться. Нюрбергский процесс был действием показательным, на нем разделались с теми, кто сильно засветился, а дальше... А дальше можно было продолжить выяснять, кто виновен, а можно - повесить все на всех немцев. В первом случае начали бы вскрываться социальные причины победы нацизма,, роль капиталистической системы, чего не хотели и не хотят те, кто заинтересован в этой системе.
Подобное происходит не только в Германии. То же самое со своими особенностями мы видим в США. И наши российские либералы то и дело вопиют о необходимости коллективного покаяния за всё, что происходило в СССР. Это при том, что в наших условиях просто невозможно разграничить злодеев и жертв даже с той долей погрешности, с какой это возможно в США или Германии. Так что, даже если забыть о том, что мы все живём на одной планете, даже если ограничить свой обзор российскими кордонами, даже в этом случае данная тема для россиян остаётся достаточно важной и своевременной.
Комментарии
Какое-то странное понимание
Какое-то странное понимание немецкой политики. Где вы видели, чтобы немецкий политики винил современное поколение немцев в холокосте? Где в политических дебатах используется аргумент, что твой дед убивал евреев, поэтому... эээ... голосуйте за меня?
Данная аргументация используется разве что в политических дебатах вокруг Израиля, но серьезного влияния на политические процессы внутри самой Германии такая позиция не оказывает.
Что касается последствий для немецкого народа от коллективной вины - тут страны это обсуждать, учитывая вышесказанное. Немецкое общество действительно страдает от описаных выми проблем, но причины тех же коллективных интересов кроются не в надуманной коллективной вине.
Какое-то странное понимание
Какое-то странное понимание немецкой политики. Где вы видели, чтобы немецкий политики винил современное поколение немцев в холокосте?
Какое странное замечание о немецкой политике. Как это - где? Меркель, посетив последний раз Освенцим, прямо сказала - "это сделали немцы". Это не было сказано о прошлых поколениях. Неужели это новость? "На Германии, по словам Меркель, лежит особая ответственность за борьбу с антисемитизмом. "Освенцим был немецким и управляемым немцами лагерем уничтожения. Важно четко назвать виновных. Это наш, немцев, долг перед жертвами и самим собой", - подчеркнула глава правительства Германии, добавив, что это чувство ответственности навсегда станет частью "национальной идентичности немцев". https://www.dw.com/ru/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8F-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BC/a-51556203
"Ю. Хабермас приходит к выводу, что коллективная ответственность передается следующим поколениям. Он считает, что у всех немцев есть обязательство «помнить о страданиях тех, кто был убит руками немцев». В противном случае «еврейские сограждане и сыновья, дочери, внуки тех, кто был убит, почувствуют себя неспособными дышать в нашей стране».... Победу в «споре историков» одержал Ю. Хабермас, настаивавший на коллективной ответственности за нацистские преступления всех поколений немецкой нации... В 60-е годы всё большее значение приобретает тема ответственности тех людей, которые не имеют отношения к конкретным преступлениям. К 80-м годам «проблема вины» от темы личного покаяния и отказа от коллективного образа мысли, со сменой поколений, эволюционирует к вопросу о коллективной ответственности за нацистские преступления всей немецкой нации, в том числе и новых поколений, родившихся после Освенцима... И хотя победу в «споре историков» Ю. Хабермаса и его сторонников нельзя назвать безусловной, в общественно-политическом дискурсе ФРГ в результате «спора историков» укрепилось представление о коллективной ответственности за совершенные в нацистское время преступления. С определенными оговорками эта парадигма мышления определяет отношение Германии к нацизму и до сего дня."
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=902400&fbclid=IwAR2ZwkPwwefpuM8ucxQRx0POcnuw4rQ4nxulcuGk9Dn8hnWeswrgxvmSEqk
Практически, это ксенофобная оскорбительная теория, ставшая мейнстримом в Германии.
Второй комментарий
Второй комментарий прокремлёвский и пропагандонский. Ватник писал поддиктовку ватника, при этом ватные пуканы рвались у обоих.
Второй комментарий писал я.
Второй комментарий писал я. Теперь вы можете принести мне извинения.
Nevermore
Немцы прекрасно понимают что
Немцы прекрасно понимают что обелить Гитлера невозможно но разговоры о коллективной вине формальность. Это вызывало раздражение у них еще в 60-ые годы как на западе как на востоке особенно когда об этом говорят те кто воевал с ними на западном фронте. Скорее всего если не было восточного фронта им пришлось воевать с СССР во время войны погиб каждый четвертый немец они прошли через депортации. Хотя они не говорят но неформальные предложения о мире поступили к Сталину еще в 41 и если он ценил человеческую жизнь и хотел мира без аннексий и контрибуций который хотели в первую мировую мир был заключен а если Гитлер на это не согласился его свергли .Война стала тотальной и лагеря смерти массовые депортации евреев начались после 42 года. Войны начинают и ведет государство после поражения под Москвой у большинства их пропала всякая охота строить 3 рейх и было желание быстрей унести ноги из этой страны а у большинства русских кроме тех кого называли бешенными не было никакого желания освобождать Европу мстить и отвечать за Сталина когда война вышла за границы СССР это вызывало все растущее озлобление. Во всяком случае сейчас остались в основном члены Гитлерюгенда и их немного а внуков и правнуков никакого желания отвечать за дедов и прадедов нет.
Вообще чувство стыда - самое
Вообще чувство стыда - самое подлое, чем можно манипулировать. При чем даже не надо никаких аргументов придумывать. Человек, с которым ты споришь заставит тебя чувствовать вину, ты расстроишься и извинишься, а несостоятельность его аргументов поймешь только через пару часов, когда эмоциональный отклик пройдет. А может и вовсе не пройдет.
Добавить комментарий