Рэтокоммунизм и "политика идентичности"
25 января, 2022 - 19:45 - Michael Shraibman
Сегодня многие стали обсуждать тему коммунизма рабочих советов (рэтокоммунизма). Одна из причин - явная исчерпанность прежних путей как этатистских внепарламентских "социалистов" (ленинистов, социал-демократов) так и многих течений анархизма. К сожалению, при этом иногда выдвигается вперед набор невежественных и ложных мнений. Вот три наиболее распространенных:
-
Рэтокоммунизм выступает против любой организации;
-
рэтокоммунизм предлагает пассивно ждать социально-классовой революции работников;
-
рэтокоммунизм отвергает любой феминизм.
Рэтокоммунизм (коммунизм рабочих советов) и близкие к нему течения не отвергают пролетарскую организацию. Точнее, есть там те, кто делает это, как Анри Симон и его единомышленники из Франции. А есть те, кто выступает с противоположных позиций, как современные рэтокоммунистические или близкие группы из Южной Америки или Испании. Разумеется, речь не идет о заговорщиках, и речь не идет об идее ленинского авангарда, который командует работниками вместо самих работников. Речь идет о группах, которые борются - где могут словом, где могут - делом, против буржуазной культурной гегемонии (против идейного господства официальных интеллектуалов и корпораций). Они хотели бы стать катализатором пролетарской самоорганизации (критикуют парламентаризм, централистские партии, профсоюзы, агитируют за рабочие советы - за прямую власть рабочих собраний (и подчиненных им советов делегатов) в ходе забастовок (в том числе экономических забастовок - забастовок за зарплату), агитируют за новый строй социализма и рабочего самоуправления и т.д.). Отсюда так же очевидно, что никто не предлагает пассивного ожидания - ничего подобного.
И, кстати, это не вопрос чистоты идей, такие люди обычно читают и обсуждают и Антона Паннекука, и Отто Рюле, и Жиля Дове, и Петра Кропоткина, и, конечно, Антонио Грамши и очень нелюбимого мной Амадео Бордигу. Современный рэтокоммунизм невозможен без такой дискуссии. Не существует какого-то идеально чистого рэтокоммунизма, который отвергает организацию, предлагает пассивно ждать светлого будущего и который основан исключительно на изучении трудов Рюле и Паннекука (основоположников рэтокоммунизма). Ничего подобного нет. Другое дело, что если человек интересуется идеями социализма, он неизбежно станет читать, изучать и критиковать (безоговорочное признание - не то, что тут кому-либо нужно) всех этих интересных мыслителей. Если нет - нет.
Во-вторых, дело не в отвержении любого течения или человека, которые связывают себя с феминизмом. Дело в отвержении отвратительного разделения работников на черных и белых, мужчин и женщин - там, где идет речь о борьбе за новый мир. Скажу просто. Любой, кто говорит, что мужчины-социалисты что-то там должны женщинам-социалисткам или наоборот, или что белые что-то должны черным или наоборот - сепар и политический оппонент. Никто никому ничего не должен, мужчины и женщины, черные и белые, все работники, могут работать только вместе, если им действительно нужен Золотой век братства и равенства всех людей труда, мир, в котором не будет наемного труда, бюрократии всевластных начальников, экономической конкуренции и борьбы за власть. Если кто-то проявил черный или белый расизм, или кто-то оскорбил товарища, сказав, что мужчины или женщины в чем-то там виновны "по жизни", или применив насилие, это должно стать предметом разбирательства. Но нельзя позволять существовать сепаратизму и отделению друг от друга, так как такой раскол между работниками только на руку правящему классу. (На всякий случай, специально для альтернативно развитых людей, у которых могут быть проблемы с пониманием, добавим, что речь идет о совместной общественной активности. Никто не обязан вместе спать и ходить в общую душевую, если у них нет такого желания).
***
P.S. Против антифеминистских репрессий
Политикой идентичности в современном мире обычно называют политические движения, которые ставят во главу угла объединения людей на основе общей расы, пола, сексуальной ориентации и т.д. По понятным и вышеизложенным причинам рэтокоммунистам это не симпатично. Но вот что я скажу. Я, по крайней мере, признаю свободу слова за теми, с кем я не согласен. И в этом плане мне очень не нравится завинчивание гаек как раз в местах, связанных с "политикой идентичности". Дело в том, что она в последнее время связана с поднятием на щит трансгендеров и требованием запрета любой критики в этом пространстве. Почему так получилось, отдельный вопрос, но это - факт. И как раз жертвами современной политики идентичности стали многие феминистки. Я имею в виду безобразные преследования феминисток вроде писательницы Джоан Роулинг, известной канадской феминистки Меган Мерфи и ряд других случаев, о которых желающие могут прочесть на феминистских сайтах. Этих феминисток прозвали мудреным словом "ТЭРФ". Так вот, современная политика идентичности все больше направлена на преследование феминисток и просто женщин, которые не хотят мыться в одной бане с людьми, имеющими пенис, и не считают таких людей женщинами.
Этих феминисток или женщин с близкими к ним взглядами увольняют с работы, как Майю Форстейтер, пытаются помешать их выступлениям и т.д. Все эти истории легко гуглятся. Эти репрессии часто обосновывают с помощью современных идей политики идентичности (их взгляды "могут быть обидны для трансгендеров") и т.д. Я хочу сказать, что как раз жертвами современной политики идентичности стали феминистки. И я против этих репрессий. И да, я против затыкания ртов феминисткам и в других случаях.