Антон Паннекук

Коммунизм рабочих Советов и Первая мировая война (1914-1918)

Антон Паннекук

Автор этих слов, сказанных во время Первой Мировой войны, Антон Паннекук, был сторонником коммунизма рабочих советов (рэтокоммунизма). Речь идет о движениях и группах, которые были катализатором самоорганизации работников. Они критиковали парламентаризм, централистские партии, профсоюзы, агитировали за рабочие советы - за прямую власть рабочих собраний (и подчиненных им советов делегатов) в ходе забастовок, за новый строй социализма и рабочего самоуправления, основанный на советах и т.д. Некоторые из этих движений насчитывали десятки или сотни тысяч участников. Паннекук писал:

Рэтокоммунизм и "политика идентичности"

Сегодня многие стали обсуждать тему коммунизма рабочих советов (рэтокоммунизма). Одна из причин - явная исчерпанность прежних путей как этатистских внепарламентских "социалистов" (ленинистов, социал-демократов) так и многих течений анархизма. К сожалению, при этом иногда выдвигается вперед набор невежественных и ложных мнений. Вот три наиболее распространенных:

  1. Рэтокоммунизм выступает против любой организации;

  2. рэтокоммунизм предлагает пассивно ждать социально-классовой революции работников;

  3. рэтокоммунизм отвергает любой феминизм.

Прошлое нашего бытия

Группа Барбариа - испаноязычный коллектив, принимающий участие в различных социальных движениях в Испании. Они выступают за трудовое самоуправление и систему горизонтальных неиерархических коммунистических отношений, основанных на общей собственности и власти ассамблей (собраний) работников*. Коллектив выступает так же с критикой всех институтов и проявлений капиталистического общества - государства и выборов, корпораций и наемного труда, профсоюзов и парламентских партий, национально-освободительных движений и империалистических войн.

Рабочее движение: профсоюзы или советы?

Развитие низового движения социального протеста в Восточной Европе в 20 веке сильно отличалось от западноевропейского. Вероятно, самым важным отличием была относительная слабость профсоюзов. Так, в царской России легальные желтые профсоюзы тесно сотрудничали с полицией, и поэтому многие рабочие не доверяли им (как справедливо заметил Большаков, представитель современных независимых профсоюзов в Санкт-Петербурге, именно царские полицейские профсоюзы породили российское профсоюзное движение). Однако существовали и нелегальные профсоюзы, но они не играли важной роли после событий 1905-1907 годов.

История Коммунизма Рабочих Советов Германии

Статья прослеживает источники и развитие «единого» течения Всеобщего Рабочего Союза Германии (Единство), ВРСГ-Е. Это довольно неуклюжее название носила одна из самых радикальных организаций в истории классовой борьбы работников в 20-м столетии.

Марксизм и психология (Антон Паннекук, 1938 год)

Многие социальные мыслители в 20 и 21 веках предпринимали попытки соединить марксизм и психоанализ. Среди них такие известные авторы, как Вильгельм Райх, Эрих Фромм, Отто Фенихель и другие. Подобную попытку предпринял и Антон Паннекук - одна из ведущих фигур Коммунизма рабочих Советов (рэтекоммунизма).

Ханна Арендт о свободе личности

Древнегреческий полис, например, Афины, был чем-то таким, что сегодня мы назвали бы "большой деревней", только полновластной, живо интересующейся окружающим миром и коллективно принимающей решения о сложнейших вещах. Все знают всех. Личность может стремительно развиваться при таких обстоятельствах ("Греческое чудо") и она обладает правами, но это, прежде всего право голоса в народном собрании, позволяющее влиять на политику и экономику общины. Это право отстаивать свою правоту на общественном собрании. Власть коллектива огромна, в том числе в вопросах жизни и смерти (в нашем мире ее имеет только крошечное меньшинство, управляющее государствами). Почему же тогда полисный принцип прямого народовластия* на местах и дополняющий его принцип большого общества, как целого, представляющего собой ассоциацию местных самоуправлений-полисов, рассматривается Арендт как единственно возможный способ сохранения личности?

Рабочие Советы (Антон Паннекук, 1936 год)

Антон Паннекук

Это статья сторонника Коммунизма рабочих Советов Антона Паннекука. В ней он объясняет, почему только рабочие Советы (не партии и не профсоюзы) являются организацией, которая позволяет совершить переход к бесклассовому и безгосударственному обществу (коммунизму). Но так же интересна критика Паннекуком современного парламентаризма. Из этой критики следует, что парламентская система создавалась в иную эпоху, когда она действительно имела некоторое отношение к интересам большинства населения - к мелким самостоятельным ремесленникам и фермерам.

О Коммунизме рабочих советов (марксистах-антибольшевиках): из Пауля Маттика

Пауль Маттик (Paul Mattick, 1904 - 1981) - немецкий марксистский политический обозреватель и активист, представитель коммунизма рабочих советов, критик ленинизма и СССР.

...Социал-демократическая концепция социализма - это государственный социализм (национализация, т.е. превращение промышленности и банков в собственность чиновно-бюрократического государственного аппарата - прим.), устанавливаемый путем парламентско-демократических процедур (т.е. путем участия социал-демократических партий в выборах - прим.). Всеобщее избирательное право и тред-юнионизм (профсоюзы) были инструментами осуществления мирного перехода от капитализма к социализму.

Постигая коммунизм рабочих советов: Антон Паннекук о государстве и революции

У Антона Паннекука  (1873 -1960) нет работы с таким названием, однако некоторые его замечания на указанную тему можно суммировать.

Для коммунизма рабочих советов, в отличие от ленинизма всех видов, социальная революция и процесс создания бесклассового общества означает не захват государственной власти, а ее ликвидацию, как и у Михаила Бакунина. Это, однако, не подразумевает возникновение вакуума. На смену государству (государство - обладающий монополией на насилие и административное управление чиновный аппарат), приходит иная организация - ассоциация советов работников, опирающися на регулярные собрания трудовых коллективов (собрания, которые могут в любой момент сместить или заменить депутатов и принимают наиболее важные решения).

Диалоги о государстве

Тут представлены два противоположные точки зрения на сущность государства и на столкновения между государствами. Обычно такие или похожие диалоги возникают между между сторонниками государства и его критиками (последователями антиавторитарного социализма в духе Михаила Бакунина, Антона Паннекука). Две выраженные здесь позиции являются типичными, они есть маркеры данных взглядов, течений мысли. Обычно человек, если ему не все безразлично, примыкает либо к одному, либо к другому течению мысли.

Является ли свобода слова ценностью, ради которой люди живут и умирают?

Недавно в ответ на аргументы в духе Коммунизма Рабочих Советов (самоуправление работников на производстве) я услышал такое возражение: "Вот где интересный момент размежевания. По мне, "бессмысленно жертвовать жизнью" за обладание неодушевлёнными предметами (или условными металлическими и бумажными знаками, определяющими стоимость таковых). А вот за "право чуть большей свободы", по моим понятиям действительно можно пожертвовать многим. " И тут возникает вопрос: чем ценна свобода слова и зачем она нужна?

Коммунизм и Ленин

Прочитал недавно, что ""ленинизм" - это была такая попытка достижения хорошей цели плохими методами." Не думаю, что у Ленина и его последователей было то, что можно назвать "хорошей целью".

Конец глобализации?

В условиях жестких экономических и политических кризисов мирового масштаба нации отгораживаются друг от друга и погружаются в собственные проблемы. Существует ли вероятность того, что эпоха экономического либерализма и глобального мира с единым рынком и проницаемыми границами заканчивается?

Историческая программа анархо-синдикалистов 1920 года

Историк Анатолий Дубовик публикует интересный исторический документ, демонстрирующий довольно ясно, в чем состояла повестка исторического анархо-синдикалистского (а-с) движения в России и Украине. Здесь много всего, но я бы обратил внимания на некоторые факты.

Какие существуют формы рабочего движения? Чем они отличаются друг от друга?

Российский троцкист, публицист и историк Артем Кирпиченок. пишет следующее: "Алан Вудс - один из крупнейших современных марксистов... Он рассказывает о феномене "предательства" руководства профсоюзов и рабочих партий, когда они в революционной ситуации переходят на соглашательские и реформистские позиции. Данное явление объясняется тем, что они находятся под особым давлением со стороны буржуазного государство и гражданского общества, что вполне логично, но наводит на крайне пессимистичные рассуждение. Наблюдая раз за разом "предательство" (я ставлю это понятие в кавычки как научный термин) руководства начинаешь задумываться о его неизбежности.

Политическое и психологическое возбуждение

В Грузии нарастали протесты в течение года. Как выразился грузинский политолог и политик Гела Васадзе, там "возник запрос на внесистемную политику". То одно, то другое. Так было и в Армении. Так же и тут. Всплески протестов все чаще. Прорывается магма. Она приближается к поверхности и прорывается там, где тонко. Якутск, Ингушетия, Екатеринбург, Шиес, Голунов.

Всё, что вы хотели знать об анархизме, но боялись спросить

Шучу. Далеко не всё. Даже не десятая доля. Но мне показалось важным собрать возможные ответы на ряд вопросов, которые обычно задаются в ходе дискуссий об обществе и моделях будущего. Например, чем плохи (или хороши?) политические партии, что будет, если завтра исчезнет государство, почему коммунизм и большевизм - это разные и совершенно взаимоисключающие вещи и т.д. Я совершенно не претендую на то, что эти ответы могут считаться исчерпывающими или единственными. Я также не претендую на оригинальность - для поиска ответов использовались идеи Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Мендела Дайнова, Льва Фишелева (Раевского), Исаака Штейнберга, Антона Паннекука и др.

Антон Паннекук: Чем социальная революция отличается от буржуазно-демократической?

Революции бывают разными, буржуазными и социальными. Чем они отличаются? Во время буржуазно-демократических революций слабо организованные многоклассовые движения, протестующие против диктатуры, движения где имеют большое влияние различные централизованные оппозиционные партии, профсоюзы и крупные буржуа, говоря старым языком (сегодня говорят "олигархи"), сносят действующее правительство. Затем они поднимают к власти новое. Новая власть проводит реформы (например, передел собственности между олигархами, иногда так же - переход к парламентской системе честных выборов, облегчение предпринимательской деятельности). При этом массы низового (трудящегося) населения не получают власть, влияние, контроль над ресурсами. Примеры таких революций - Революция Роз в Грузии, Бархатная Революция в Армении или Арабская весна. Социальная революция - это совершенно другой процесс, в ходе которого самоорганизованные социальные низы, т.е. все люди, не обладающие политической властью в стране и хозяйственной властью на предприятиях, берут эту власть в стране и на предприятиях в свои руки. Примеры таких революций - события в Испанском Арагоне в 1937 году и в Будапеште в 1956 году.

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости