Наряду с общим снижением внимания к войне в Украине в анархистском движении в Европе существует и слышна так называемая "интернационалистская" позиция, кроме мнений "не всё так однозначно". По большому счёту, она заключается в двух моментах: первый - уравнивание сил агрессора и обороняющейся стороны, представляя этот конфликт как очередную капиталистическую войну, в которой нельзя занимать чью-либо сторону; и второй - это война НАТО против России, в которой Украина рассматривается главными образом как возможность для западных стран воевать с РФ за счёт жизней украин:ок. Сами украинские анархист:ки, участвующие в вооружённом сопротивлении российской агрессии в составе ВСУ, подвергаются критике.
Как мы услышали от одного товарища - на Западе анархист:ки более готовы рассматривать борьбу в России как "чистую", "как во времена Первой Мировой Войны" (имеется ввиду романтизм вокруг революции в России; репрессии после демонстраций или высказывания своего мнения и поддержка заключенных более близки к западной реальности). При этом украинские реальность и опыт - сотрудничество с армией, прицел на долгосрочную перспективу - трудно понять с западной точки зрения, практика деятельности на войне далека от западной реальности, о чём по какой-то причине некоторые европейские товарищ:ки забывают.
Такую позицию занимают некоторые анархистские коллективы и организации из Чехии, Италии и других стран. В России такую позицию можно встретить у синдикалистов КРАС-МАТ. Эта позиция подробно критиковалась в статье, размещённой на сайте Промня. Наблюдая за ситуацией, мы тоже решили вставить своё слово.
Группы, про которые мы говорим, вряд ли когда-либо поменяют свою позицию, или как минимум не в ближайшем будущем. Этот текст - наш скромный анализ ситуации и выражение солидарности с товарищ:ками в Украине.
Геополитика солидарности
Критика от некоторых европейских организаций в сторону украинских товарище:к нам видится безальтернативщиной: по большому счёту, контр-предложение заключается в том, чтобы принципиально выступать против любых войн и призывать к тому, чтобы все армии сложили оружие, или обернулись против своего командования и правительства.
Но, на наш взгляд, позиции быть принципиально против войны и обороняться против российского вторжения, добиваться поражения России, друг другу не противоречат. Украинские товарищ:ки не раз ясно заявляли, что здесь стоит вопрос выживания, в том числе политического. К тому же, непрошеные, неучтивые советы из Европы (в основном от людей, которые в Украине никогда не были и в данный момент не испытывают на себе военную агрессию) насчёт того, как быть, если не сопротивляться российскому вторжению в рядах ВСУ, с нашей точки зрения всё же являются неконкретными, абстрактными и далёкими от реальности.
Подавляющее большинство известных нам анархисто:к и анархистских коллективов из Беларуси, Украины и России не понаслышке знают о преступлениях путинского режима и поддерживают анархист:ок, воюющих в ВСУ, и участни:ц сопротивления российскому вторжению.
Такую позицию занимаем и мы. Для нас эта война - империалистическая. Российское государство основано на захватнических войнах, великодержавных мифах, колонизации огромных территорий и геноциде коренных народов. Достаточно взглянуть даже на саму российскую пропаганду, чтобы понять, что украинский народ сражается за свою субъектность, если не за право существовать вообще. "Русский мир" принесёт с собой бедность и разруху, ксенофобию и полицейский беспредел, масштабы которых не сравнимы ни с одной страной Европы, в том числе с Украиной. Так сейчас живёт множество россиян:ок и житель:ниц оккупированных Россией территорий. Настоящий интернационализм сейчас — поддержка украинского народа перед лицом российской агрессии.
В то же время мы не питаем иллюзий относительно европейских государств или США: они основываются на точно такой же логиге, что и Россия, и занимаются тем же самым. Не стоит проводить ложные моральные разграничения по оси Восток - зло, Запад - добро. Это мешает нам понимать ситуацию комплексно и со стратегической точки зрения в интересах международного анархистского движения. При этом, ввиду нашего местонахождения, истории и наследия борьбы - в Сибири, внутри имперской колонии-провинции - наша перспектива сосредоточена здесь и говорим мы преимущественно про Россию, в то время как в Европе и США активно ведут борьбу местные части международного анархистского движения, и они больше всего знакомы со своими контекстами и пишут про них.
Мы можем выступать в солидарности с анархистской борьбой в Европе и США, как и с революционной борьбой в других регионах и странах. Мы знаем, что при наступлении революционной ситуации в России наши товарищ:ки в других странах поддержут нас словом и делом. Можно ли будет их критиковать за такую поддержку, мол, что они помогают свергать путинский режим, и это играет на руку НАТО, США, Китаю или другим силам? Конечно же, нет. Такая картина не полна, этой критике не хватает стратегии и долгосрочной перспективы.
Поэтому той же самой логики мы придерживаемся и на случай нашего участия в революционных событиях в других странах. В геополитическом плане все государства и различные политические силы, связанные с их интересами, пользуются моментами нестабильности, войны, революции, и извлекают выгоду для своих целей из любой ситуации. Анархистское движение в этом плане не может стоять в стороне под предлогом идеологических несостыковок и противоречий, и должно всегда преследовать свои цели, несмотря на этические и прочие сложности. В поле действия всегда будут вступать различные силы, и, в основном, они будут враждебны либертарным движениям. Ждать у моря погоды, пока случится ситуация, где анархистское движение будет иметь значительный перевес против фашистов, государств и других недружественных сил - значит обречь себя на бездействие и поражение.
Никакие благоприятные для нас ситуации не возникнут сами по себе. Во-первых, потому что если мы не можем ими как следует воспользоваться, они скорее сыграют на руку другим политическим силам, которые будут готовы к ним. Во-вторых, мы считаем, что благоприятные для революционного движения ситуации станут возможны благодаря таким факторам, как: десятилетия упорной работы и организационной деятельности, опыт, сильная идеология, подготовка, хорошее положение движения и его организаций в обществе, слаженная структура, методы и стандарты, крепкое товарищество, большие ресурсы, связи с другими революционными движениями. Если эти отметки ещё не были достигнуты, значит, нам нужно продолжать борьбу и достигать такого уровня.
Поэтому непосредственное действие мы считаем верным и необходимым, и поддерживаем деятельность и инициативу товарище:к в Украине. С нашей точки зрения, правильным шагом от анархистских организаций в Европе, которые ругают товарище:к в Украине, было бы обсуждать любые вопросы и противоречия напрямую с ними, причём с уважением и пониманием к сложившейся трагичной и тяжёлой ситуации. И, например, договориться и приехать в Украину для оказания нужной поддержки - как уже сделали многие коллективы, организации и отдельные товарищ:ки.
Работа с медиа и заявлениями
Нам также нужно внимательно следить за тем, что и как мы, как анархист:ки, пишем о войне. В донесении взгляда из России на российскую войну в Украине есть много нюансов, как и в комментировании из Европы.
Во-первых, мы считаем, что всем анархистским организациям следует придерживаться основ товарищества и крепко стоять за товарище:к в Украине, быть в солидарности с ними, оказывать различную поддержку всеми доступными способами, вне зависимости от того, как они относятся к позиции украинских товарище:к или с каких углов они анализируют российскую агрессию.
Во-вторых, нужно задумываться, не играет ли то, что пишется, на руку российской пропаганде и линии, которой она придерживается.
В-третьих, публичные заявления, анализ и комментарии насчёт ситуации в Украине стоит координировать напрямую с коллективами и людьми, которые участвуют в сопротивлении в Украине, чтобы получать сверку с реальностью и учитывать запросы товарище:к в Украине.
В-четвёртых, мы считаем, что острые разногласия и конфликтующие позиции движению следует прорабатывать внутренне, не вынося свои разногласия и слабые места на всеобщее обозрение. Этим мы даём больше информации неприятелю, повышаем разобщённость, не приходим к полезным заключениям и показываем движение в несерьёзном ключе, но ничего не выигрываем. Умение решать серьёзные, чувствительные и стратегические разногласия, споры, конфликты и противоречия без вынесения этих вещей на публику вместо этого прорабатывая их с помощью отработанных внутренних организационных механизмов и извлекания из этих процессов результаты и соглашения - это, с нашей точки зрения, качество сильного революционного движения.
Товарищество в приоритете
Мы считаем, что европейским товарищ:кам, у которых есть серьёзные идеологические возражения по отношению к деятельности анархисто:к в Украине, следует поставить в приоритет товарищеский подход и солидарность, а к своим возражениям или критике подойти с осторожностью и убедиться, что сперва налажен диалог и найдено понимание. Мы уверены, что лет через 10-15, а то и раньше, такой подход можно будет оценить по достоинству. Как минимум это проявится в качестве взаимоотношений и связей внутри движения на международном уровне.
Тем более, смотря на политическую ситуацию в Европе и мире, происходящую милитаризацию и рост военных конфликтов, неизвестно, что будет в Европе спустя эти годы. Есть вероятность, что многие товарищ:ки, например, в Италии или Чехии, сами столкнутся с войной, масштабными смертями и разрушениями в новых военных конфликтах, социальных и природных катастрофах. С такой оптикой на будущее, крепкие связи и обмен опытом с анархист:ками в Украине не только политически, по-человечески, но и в практическом смысле необходимы. Другими словами, мы видим, что есть вопросы идеологической чистоты, догматизма и политических противоречий, но также есть и неприглядная реальность, вопрос выживания, актуальности и успеха анархизма или либертарного будущего в целом в Европе и других регионах.
Обратимся вновь к нашему тезису, который мы сделали в начале текста: в критике, которую мы слышим от некоторых европейских анархистских объединений, мы видим безальтернативщину. Мы хотим, чтобы в анархистском движении было больше стремления к сплочённости и организационной целостности, особенно когда речь заходит о таких событиях, как российское вторжение в Украину и оборона против него. Даже если между нами есть принципиальные разногласия насчёт роли анархистского движения в этих событиях, предложенные альтернативы должны быть не только реалистическими, но и быть основаными на понимании того, что мы далеко не всегда сможем занять идеальную позицию, которая не встретит никаких противоречий, вызовов и провалов на своём пути.
Даже если реалистических и разумных предложений нет, то есть необходимый, на наш взгляд, минимум: понимать, что люди буду делать то, что сочтут необходимым в своём контексте, и поддерживать товарище:к в Украине всеми доступными способами, заступаться за них перед другими людьми и организациями, и ни в коем случае не ставить палки в колёса им и тем, кто активно оказывает им практическую помощь и как-либо действует по согласованной с ними линии. И это не просто так, а потому, что речь идёт о людях, которые так же, как и мы, выбрали бороться за либертарные идеи, идеалы свободы и справедливости, и воплощать их в жизнь.
По нашему мнению, эти мысли относятся и к российской анархистской среде. Несмотря на то, что проблемы "интернационалистской позиции", которую мы критикуем в этом тексте, в РФ особо сильно не наблюдается, у нас всё же есть большой пробел организованного взаимодействия и поддержки украинских товарище:к, на который они обращали внимание и насчёт которого не раз высказывали критику. Это необходимо исправлять. Мы тоже являемся частью этой проблемы и стремимся её решить.
Бездействие и нейтралитет пагубны и неприемлемы, особенно когда речь идёт о выживании украинского общества и наших товарище:к перед угрозой российского вторжения. Слову "товарищество" нельзя расходиться с делом при личных и идеологических разногласиях в движении. К тому же, взглянем на это с долгосрочной перспективы: многие трения между людьми с годами стираются; люди, обстоятельства и точки зрения меняются, и сами участни:цы конфликтов не всегда помнят, из-за чего был весь сырбор; часто старые тёрки со временем начинают казаться менее серьёзными, их острота уходит в прошлое. Конечно, с некоторыми проблемами и случаями это совсем не так.
Но товарищество и взаимовыручка, подкреплённые необходимостью столкнуться лицом к лицу со смертельной угрозой, оставят неизгладимый позитивный след и залог для будущего общей борьбы. И таких вещей, оставляющих этот след, нам нужно искать между собой как можно больше.
ДИАна (Движение Иркутских Анархисто:к)евраль 2024 года
Фото с канала "Коллективов Солидарности"
Дополнение:
Поддержите товарище:к из "Коллективов Солидарности" - антиавторитарной волонтерской сети.
Сборник текстов на тему войны в Украине от разных анархист:ок.
Интервью с украинскими анархистами Анатолием Дубовиком и Сергеем Шевченко.
Комментарии
Это только мне кажется
Это только мне кажется показательным, что все топящие на этом сайте за Украину живут где угодно только не в ней, а вот украинские авторы наоборот ее ненавидят?Интересно, почему?
Да, это только вам так
Да, это только вам так кажется.
В Чехии речь идет не о
В Чехии речь идет не о группах и организациях, а об отдельных людях. Большая часть чешского анархистского движения поддерживает боевых товарищей на Украине.
Лучше говорите за себя! https
Лучше говорите за себя! https://actionweek.noblogs.org/post/2024/01/18/%d0%bd%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8f-%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d0%b9-%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%b5-%d1%81-20-%d0%bf%d0%be-26-%d0%bc%d0%b0%d1%8f-2024/
Была бы не Украина а Беларусь
Была бы не Украина а Беларусь, её бы так же атаковали ВС РФ. И никакой Тихановской с её прозападным курсом Путин бы не дал стать лидером страны.
Просто ощущение, что люди живут не понимая, что рядом автократия с элементами фашизма. С ядерным оружием и второй армией мира. Можно сколько угодно ржать, но её не могут остановить. Пока в России не устаканется мир и хоть какая-то демократическая повестка, никто рядом не будет свободен. Нужно договариваться с теми, кто не приятен. И с такими людоедскими странами как Иран или Северная Корея, тоже надо договариваться, эти изгои очень опасны и война это доказала.
Всем мира!
Добавить комментарий