«Черные Пантеры»: революционное искусство Эмори Дугласа

Эмори Дуглас – классик современного политико-социального графического искусства XX века, художник, а позже министр культуры леворадикальной партии «Черные пантеры» (1967-1970) с самого детства боролся за права чернокожего населения США. На протяжении 60-70 гг. Дуглас создал множество произведений, иллюстраций и карикатур, распространившихся сейчас в виде постеров, открыток, принтов и даже скульптуры. Все его творения объединяет не только общая идея, но и понятная, простая графика, подчеркивающая смысловые образы и лексическое значение символов.    

Эмори Дуглас родился 24 мая 1943 года в городке Гранд-Рэпидс, штат Мичиган. В возрасте восьми лет он и его семья переехали в район противоположный по климату после того, как врач сказал, что Дугласу станет легче переносить астму.  Не многим известно, что Эмори, будучи подростком, стал узником Молодежной Обучающей Школы в Онтарио, Калифорния. Именно это помогло ему заинтересоваться искусством. Именно в центре несовершеннолетних он получил первые уроки по созданию логотипа, иллюстраций, по работе с типографическим оборудованием и т.п.

После данного обучения Эмори проходит собеседование с консультантом и поступает в Городской колледж Сан-Франциско на факультет коммерческого (промышленного) дизайна. «Без этой основы я бы не смог сделать все, что я сделал для партии», говорит Дуглас.

Основанная в 1966 г Хью Ньютоном и Бобби Силом в Окленде штата Калифорнии как реакция на жестокость властей во время подавления бунтов в "черных" гетто,  партия "Черная Пантера" стала наиболее популярным в массах орудием борьбы против расизма благодаря не только дерзости и мужеству ее членов, но и своему хлесткому визуальному стилю.    Партия  «Черные пантеры» по силe фантазии былa подобна художественному проектy: ее лидеры называли себя президентом и министрами обороны, культуры, образования, информации и коммуникации.

Партия придавала огромное значение усиливающемуся влиянию медийной культуры. Фотографии и записи выступлений членов ЧП, детали их внешнего вида (черные брюки, кожаные пиджаки, черные береты и черные очки) постоянно обыгрывались и тиражировались прессой. ЧП пытались  найти стиль, который мог бы «визуально представлять ее работу и одновременно готовить угнетенный народ к революции, ставя перед собой задачи его психологического и экономического освобождения».   

Главной целью   были социальные изменения, а программой – революционная борьба, положения которой были сформулированы в известном документе  "Платформа 10 пунктов", который жесткостью и бескомпромиссностью своих требований – в финале даже копирующим стиль Декларации Независимости США – оказал огромное влияние на развитие "черного" движения.    

Графика Дугласа, проработавшего в газете с ее первого до последнего дня, иллюстрирует главный принцип "Платформы" ЧП – общественный контроль над полицией американских городов ("police the police"). Началом организованной борьбы с полицией послужил тот факт, что мэр Сан-Франциско Джозеф Алиото создал вместо полиции Тактический отряд, S.W.A.T., использующий военную тактику и методы борьбы с демонстрантами. В ответ на это лидер партии ЧП Хью Ньютон, с репутацией интеллектуала, дерзкого как в своей идеологии, так и физической борьбе, oбнаружил в калифорнийском уголовном кодексе целый раздел, который разрешал ношениe оружия, в том числе и огнестрельного, в общественных местах. Хью Ньютон передвигался по улицам калифорнийского города Окленда, держа в одной руке уголовный закон, а в другой – пистолет.

Если какое-то время ЧП была только калифорнийским феноменом, то все изменилось после известного события в мае 1967 г., когда во время обсуждения Ассaмблеей штата Калифорнии закона о ношении оружия в общественных местах (нацеленный непосредственно против партии "Черная Пантера")  4 Бобби Сиэл вместе c вооруженными членами "Черной Пантеры", открыто и беспрепятственно вошел в здание Ассaмблеи в Сакраменто, откуда проследовал прямо в государственный Капитолий, где перед телекамерами зачитал партийное заявление, после чего торжественно покинул здание. Ничего подобного Америка еще не видела. Материализовалась cамая страшная фантазия белых американцев: чернокожие с оружием в руках в кабинетах власти.   

Работы Дугласа иллюстрируют борьбу с полицией именно так, как она была организована "Черной Пантерой", – в стиле старого вестерна: мужчины, женщины и дети с оружием в руках, нацеленным на полицейского-свинью. Призыв "Off the Pig!" ("Убей Свинью!") – ключевое выражение, которое можно заметить во многих коллажах Дугласа 5. На одном из них, намекающем на противозаконныe рейды полицейских в домаx жителей "черных" гетто, тяжелыми черными штрихами изображен труп полицейского, лежащий на пороге дома перед вооруженной женщиной, фигура которой ограничена изображением голых ног. Открытая дверь представляет взору бедность быта жителей гетто: осыпающаяся краска обнажает кирпичную стену и т.д. Надпись вверху иллюстрации: "Каждая дверь, которую фашист попытается выбить, повергнет его в глубину смерти". Надпись внизу – "Стреляй и убей". Изображение женщины с оружием в руках в работах Дугласа историки объясняют влиянием международного стиля политического плаката (главным образом, кубинского), часто представляющего женщин субъектом освободительной борьбы.   

После "черных бунтов" в Детройте и Ньюарке в 1967 г. США стали использовать федеральные войска в подавлении "черной" вооруженной революции – обстоятельство, придавшее чернокожему населению больше мужества. ЧП открыла филиалы в 30 городах Америки, развернувшие массовую кампанию "Освободи Хью", визуально спроектированную Эмори Дугласом в ответ на арест Хью Ньютона в Окланде во время перестрелки с полицией.   

Через год чернокожие атлеты Томми Смит и Джон Карлос, медалисты Олимпийских Игр в Мехико-Сити в 1968 г., повергли белое население Америки в шок, когда во время исполнения национального Гимна США они, стоя на пьедестале в одних носках, в знак солидарности с убитыми и арестованными членами ЧП опустили головы и подняли кулаки в черныx перчатках – салютующий жест ЧП. Смит и Карлос стали растиражированным символом сопротивления расизму, и, как и "Черная Пантера", внесли существенный вклад в создание иконографии "черного" движения: салютующий кулак в черной перчатке – выражение солидарности с борцами "Черной Пантеры", опущенные головы во время исполнения американского Гимна – выражение страдания и сочувствия "черному" населению своей страны, черные носки без обуви – напоминание о бедности жителей гетто, расстегнутая спортивная куртка – знак солидарности с рабочим классом.   

В оформлении материала использованы плакаты и иллюстрации для газеты "Черная пантера", созданные Эмори Дугласом, 1966 – 1979.   Именно это событие вывело борьбу против расизма в Америке на международный уровень. Графика Дугласа с этой точки зрения может пониматься не только как пример защиты прав чернокожего населения США, но и выражение понимания классового характера борьбы с расизмом, которая в конечном итоге выливается в борьбу против мирового империализма. Работы Дугласа конца 1960-х и 1970-х годов становятся более обращенными в большую политику: один из коллажей изображает  Госсекретаря США Киссинджера и Президента Никсона "смеющимися и одновременно развязывающими очередную войну в странах третьего мира", другой – Никсон со свастикой и т.д.  

"Полицейский – это свинья,   

И он должен быть в зоопарке   

С другими свиньями.  

И пока он не перестанет убивать чернокожих,   

Раскалывая им головы,   

Запомни,   

Полицейский – свинья. И-и-и...   

- Тук, тук...   

- Кто там?   

- Свинья.   

- У тебя есть ордер на арест?   

- Мне он не нужен. Я уже здесь.   

- Бах! Бах!   

- Ой, ой.   

Убей cвинью!   

Из книги "Стихи для детей" Сони Санчес, иллюстрированной Дугласом. 1969.   (Перевод – Ольги Копёнкиной)» 

Время идет, взгляды Эмори на социальную и политическую стороны жизни обрели форму и постепенно превратились в острые упреки империализма и капитализма.  Даже сейчас его произведения, несмотря на то, что некоторым из них более 40 лет, меняют сознание людей, восприятие бытия, взгляды на политические и социальные проблемы.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Время от времени приходится слышать или читать о возможности распада РФ. К чему же может привести такой распад (или его предотвращение)? Африканский вариант Самым страшным является распад по этническому или религиозному признаку. Между этими двумя вариантами, или вернее подвариантами грань...

1 неделя назад
1
Michael Shraibman

Российские демократы-либералы образца 90-х часто называют всех, кто не принадлежит к их кругу, "шариковыми" в честь героя повести Михаила Булгакова "Собачье Сердце". Особенно часто они используют это выражение в отношении сторонников социального равенства и братского труда....

2 недели назад
6

Свободные новости