В конце прошлой недели стало известно о том, что в Сербии арестован российский националист Илья Горячев: ему предъявлены обвинения в организации экстремистского сообщества, бандитизме, причастности к нескольким убийствам по идеологическим мотивам, в незаконном обороте оружия. Сербская полиция исполнила ордер Интерпола, а московский суд вынес решение о его заочном аресте. Следом в Украине был арестован еще один неонаци — Михаил Волков по кличке Эд — с аналогичными обвинениями. Оба они теперь ждут экстрадиции в Россию.
Эти аресты подвели черту под существованием наиболее «успешной» боевой организации русских нацистов, на счету которой многие жертвы. Особенно если учесть, что за полгода до этого были задержаны по подозрению в убийствах судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова и антифашистов Хуторского и Джапаридзе еще двое активных участников «БОРНа» — Исаев и Баклагин, ожидающие ныне суда и давшие признательные показания.
Именно «БОРН» в начале 2009 года взял на себя ответственность за убийство адвоката и друга нашей редакции Станислава Маркелова и журналиста «Новой» Анастасии Бабуровой. И тогда же — за убийство антифашиста Федора Филатова. А впервые о «БОРНе» заговорили месяцем ранее, когда эта «виртуальная», по бытовавшему тогда мнению, банда опубликовала заявление о том, что к зданию управы Можайского района Москвы подброшена голова таджика. Голову действительно нашли. Затем «БОРН» заявил о своей причастности к серии поджогов полицейских участков, убийствам Расула Халилова из кавказской банды «Черные ястребы» и антифашиста Ивана Хуторского.
Собственно, дело «БОРНа», которое ожидает быть громким, родилось после того, как выяснилось, что очень многие убийства, совершенные неонацистами в 2008—2010 годах, действительно связаны между собой, а «БОРН» — не просто пропагандистский лейбл для многих, даже незнакомых друг с другом нацистских боевиков. Понятно это стало как раз в ходе расследования обстоятельств расстрела в январе 2009-го Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Именно тогда следователи Главного следственного управления СК России стали поднимать уголовные дела о расправах над антифашистами, лидерами этнических группировок и выходцев с Кавказа и из Средней Азии, которые в районных отделах превращались в висяки.
На суде по делу об убийстве Стаса и Насти выяснилось окончательно: «БОРН» — вовсе не виртуален. На компьютере Никиты Тихонова и Евгении Хасис, осужденных за расстрел адвоката и журналистки, были обнаружены фото отрезанной головы таджика и заявления об убийствах от имени «БОРНа», созданные раньше, чем появились в интернете. А свидетель обвинения Сергей Голубев, возглавлявший российский филиал неонацистской сети Blood & Honour, заявил в суде, что Тихонов предлагал ему вступить в «боевую группу». Мало того, из прослушек разговоров на съемной квартире Тихонова и Хасис стало известно, что сообщения от имени «БОРНа» рассылал по редакциям СМИ именно Голубев (кличка Опер), правда, к убийствам непосредственного отношения он не имел.
Кстати, именно эти прослушки бесед Тихонова и Хасис позволили выйти на широкий круг их «соратников». В разговорах фигурировали и «северные» (Баклагин, Исаев, Тихомиров), и Горячев, и Опер, и журналист Стешин, у которого Тихонов хранил свои вещи после убийства, и многие другие, в числе которых и некий Эд — к нему Тихонов бегал советоваться в самых тяжелых случаях. Этим Эдом и был ныне арестованный в Киеве Михаил Волков.
Он — выходец из крупнейшей наци-группировки конца девяностых — начала нулевых «Объединенная бригада-88» («ОБ-88»), как и сам Тихонов, который, впрочем, пришел туда много позднее. «ОБ-88» фактически уничтожили в 2002 году — после погрома на Царицынском рынке: тогда погибли трое «неславян», около 30 человек были ранены. 20-летний Волков был осужден на девять лет «строгача» за организацию этой «акции», но в 2004 году Верховный суд снизил ему наказание до пяти лет. Выйдя из зоны, Волков вернулся к прежнему и сошелся с Тихоновым. Следствие полагает, что именно на его счету убийства Федора Филатова и Расула Халилова.
Остальных членов банды постигла незавидная участь. Бывший прапорщик ФСБ Алексей Коршунов (следил за Маркеловым; был причастен к убийству судьи Эдуарда Чувашова, резал голову таджику) долгое время скрывался в Украине и во время ежедневной пробежки подорвался на гранате, которую постоянно держал при себе (вместо чеки он использовал булавку — считал, что так проще будет оказать сопротивление при задержании). Двое «северных» — Максим Баклагин и Вячеслав Исаев — как уже сказано, ждут суда. Третий — Тихомиров — уже осужден на 10 лет за соучастие в убийстве антифашиста Ильи Джапаридзе.
Ныне следствие будет устанавливать роли «борновцев» в других преступлениях: убийстве чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева, таксиста Сосо Хачикяна и покушение на участкового Гагика Беняминяна плюс еще несколько эпизодов «по мелочи».
Роль же Горячева, арестованного в Белграде, в этом кровавом месиве выглядит одной из основных. Илья Горячев, интеллигентного вида выпускник истфака университета гуманитарных наук, — самый «медийный» участник этой банды. Вместе с Тихоновым он издавал журнал «Русский образ», редакция которого к 2007 году переросла в организацию. «РО» был лоялен Кремлю, не сторонился контактов с его политтехнологами и ставил перед собой амбициозную цель. «Главное направление — борьба за власть, причем не с Кремлем, а с идеологическими оппонентами в нашей нише, с леволибералами», — сказал Горячев «Новой» в январе 2010 года.
Его борьба накрылась, когда стало известно, что в своих показаниях по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой Горячев сдал всех. Кроме себя, конечно. Илья утверждал, что сам был исключительно за легальный национализм, а вот Тихонов — за радикальные действия. Хотя есть сведения, что идея убить Маркелова принадлежала именно Горячеву. Так или иначе, этими показаниями и бегством в Сербию Горячев «похоронил» «РО» даже в глазах националистов.
— Медийная реальность после окончания процесса была такова, что даже упоминание «Русского образа» вызывало однозначно отрицательную реакцию. Работать с этим брендом уже невозможно, — говорит бывший координатор «РО», а теперь член политсовета партии «Родина» Алексей Михайлов. Сайт «РО» не обновлялся несколько месяцев, а теперь и вовсе недоступен. Что касается активистов в регионах (отделений у «РО» было около двадцати), то они, по словам Михайлова, погружены в местную общественно-политическую жизнь, потому что для «РО» не стало ниши: «Все политические силы есть: и маргинальные, и не очень. Что-то новое предложить тяжело».
Михайлов утверждает, что Горячев, с которым он регулярно общался «и по-приятельски, и по деловым вопросам», ожидал «недружественных действий спецслужб», которые-де неспроста задержали Илью в праздничные дни. Да, наверное, неспроста — раз его арест пришелся на День победы над фашизмом.
Следственный комитет сообщил, что свежеарестованным Горячеву и Волкову вменяют по четыре одинаковые статьи — с той разницей, что Илью считают организатором экстремистского сообщества и создателем банды, а Эда — рядовым участником. Два других состава — незаконный оборот оружия и убийства. А убийств в этом деле — девять эпизодов (плюс два покушения).
Вероятно, в итоге весь этот пазл из уголовных дел может сложиться в один резонансный судебный процесс. И кто знает — может быть, со временем (а только для экстрадиции Горячева и Волкова его понадобится немало) новые фигуранты расскажут следствию еще много чего интересно, проливающего свет на непубличную политику в России, давно перешедшую черту Уголовного кодекса.
Источник: "Новая газета"
Добавить комментарий