Рудольф Роккер: штрихи к портрету

Анархо-синдикалист немецкого происхождения Рудольф Роккер (1873-1958) является одной из ключевых фигур в истории анархо-синдикализма. Его имя по праву стоит в ряду наиболее значимых теоретиков синдикалистского движения, и, при этом, также наравне с другими практически неизвестно в России (как и имена Эмиля Пуже, Фернана Пеллутье или Эмилио Лопеса Аранго). Роккер не был основоположником синдикалистского движения и не оставался последовательным анархо-синдикалистом до конца жизни, тем не менее, его работы, такие как «Анархо-синдикализм: теория и практика» и «Национализм и культура», а также ряд других являются важным вкладом в развитие идей анархизма.

Активный участник рабочего движения, член Международной ассоциации трудящихся (анархо-синдикалистского Интернационала), последовательный критик всех форм национализма, Рудольф Роккер многие годы своей жизни отдал революционной борьбе.

Родился Рудольф Роккер 25 марта 1873 г. в Германии, в Майнце, в католической, хотя и не отличающейся набожностью семье, придерживавшейся либеральных, демократических, антипрусских взглядов. Его отец, Георг Филипп Роккер, был литографом. Рано лишившись родителей, маленький Рудольф оказался в католическом приюте, где получил профессию переплетчика. Будучи с детства противником безоговорочной дисциплины, он дважды убегал из приюта.

Под влиянием своего дяди и крестного отца Карла Рудольфа Науманна, он вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в рядах которой стал активистом профсоюза типографов в Майнце. Будучи членом социал-демократической партии, он поддерживал ее радиальное левое крыло и входил в группу «Молодых» («Die Jungen»), находившуюся в оппозиции к партийному руководству. В мае 1890 г. им была организована группа «Свобода» («Freiheit»). Но уже в 1890-91 гг. в результате внутренних противоречий в партии группа была исключена (сам Рудольф Роккер – в середине 1890 г.), однако продолжала активную политическую деятельность и приобрела определенное влияние в социалистической среде.

К анархизму Роккер пришел после международного социалистического конгресса в Брюсселе, состоявшегося в августе 1891 г. Особенно сильное впечатление на него произвели голландские социалисты, в частности анархист Домела Ньювенгейс (сам бывший марксист). Присутствовавшие на конгрессе представители германских социалистов отказались выступить с осуждением милитаризма, что в немалой степени способствовало переходу Рудольфа Роккера на либертарные позиции.

Из анархистской литературы первоначально на него оказали большое влияние критика Михаилом Бакуниным иррациональной веры, как основы власти (в его работе «Бог и государство» ) и размышления Петра Кропоткина о морали и анархистском коммунизме («Нравственные начала анархизма» ). Вскоре после того как «Молодые» прекратили свое существование, рядом бывших активистов этой группы был организован «Союз независимых социалистов» (VUS), членом которого стал и Рудольф Роккер, основавший секцию в Майнце. Он распространял анархистскую литературу, нелегально доставлявшуюся главным образом из Бельгии и Голландии, а кроме того, начиная с 1892 г., активно публиковал свои статьи в анархистской прессе.

В конце декабря 1892 г. немецкий анархо-синдикалист был вынужден покинуть Германию, спасаясь от полицейского преследования, а также желая избежать воинской повинности. Первоначально он отправился в Париж, где пробыл до 1895 г., где вступил в контакт с местной еврейской анархистской группой, знакомство с которой произвело на него сильное впечатление. В тот же период Роккер познакомился с синтезом анархистских и синдикалистских идей в лице Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Франции, что имело далеко идущие последствия в политической биографии немецкого анархиста.

В 1895 г. в условиях роста антианархистских настроений и преследований (последовавших за серией террористических акций таких анархистов как Равашоль, Анри, Вайян, Казерио и др.) Роккер переезжает из Франции в Лондон, где рассматривает возможность возвращения в Германию. В консульстве ему сказали, что в случае возвращения его ожидает тюремное заключение. В результате Рудольф Роккер на несколько лет оседает в Британии.  Первоначально он получил работу библиотекарем в Коммунистическом союзе рабочего образования, где познакомился с такими известными в те годы анархистами как Луиза Мишель и Эррико Малатеста.

В это время с тёмной стороной жизни в Лондоне («Тёмным Лондоном») он был знаком только по произведениям анархиста-индивидуалиста Генри Джона Маккея. (1) Посетив же Ист-Энд, населенный евреями, он был потрясен царившей там бедностью, и после этого присоединился к еврейской анархистской группе, издававшей (с 1885 г.) еженедельник «Der Arbeter Fraint» («Друг рабочего»). Тогда же он познакомился со своей будущей гражданской женой Милли Виткоп, анархо-синдикалисткой и феминисткой, еврейкой украинского происхождения, бежавшей на берега Туманного Альбиона в 1894 г.

В 1897 г. они попытались эмигрировать в Нью-Йорк, однако были депортированы обратно в Лондон, в связи с их принципиальным нежеланием официально регистрировать свой брак, что было для них частью их последовательно анархистских убеждений.

В 1898 г. Роккер, выучивший идиш [язык, на котором говорили евреи, выходцы из Восточной и Центральной Европы — прим. ред.], стал редактором еще одного еженедельника «Dos Fraye Vort» («Свободное слово»).

Несмотря на финансовую помощь, полученную от нью-йоркских евреев, положение «Der Arbeter Fraint» было неустойчивым, и его выживание находилось под вопросом. В это время Рудольф Роккер много полемизировал на страницах еженедельника с влиянием марксизма и исторического материализма в лондонской еврейской рабочей среде: было опубликовано в общей сложности 25 его критических эссе. Между тем из-за отсутствия средств «Der Arbeter Fraint» прекратил свое существование. Не помогли и три публичные лекции, направленные на сбор средств для издания еженедельника, проведенные знаменитой американской анархисткой Эммой Гольдман , приехавшей в Лондон в ноябре 1899 г. (2)

В марте 1890 г. Рудольф Роккер основал новое печатное издание, «Germinal», выходившее раз в две недели. Это издание было задумано как, в первую очередь, посвященное вопросам анархистской теории, литературе, философии и искусству, его целью было привлечение к анархизму идиш-интеллигенции, а также распространение образования среди еврейских рабочих. Этот печатный орган знаменовал собой развитие Рудольфа Роккера как последователя научного анархо-коммунизма Петра Кропоткина, и просуществовал до 1903 г. (затем, после небольшого перерыва, его издание возобновилось в 1905 г. и продолжалось до мая 1909 г.).

Между тем в 1903 г. возобновился выход газеты «Der Arbeter Fraint», и Рудольф Роккер вернулся в его редакцию.  С 8 июня по 1 июля он принимал активное участие в забастовке ткачей, ведя активную пропагандистскую деятельность. Забастовка, однако, закончилась поражением в связи с истощением забастовочной кассы.

На проходившем в Амстердаме в 1907 г. Международном анархистском конгрессе Роккер представлял еврейские анархистские группы Британии; вместе с Эррико Малатестой и Александром Шапиро он вошел в созданное на том же конгрессе Международное анархистское бюро.

22 декабря 1907 г. у него родился сын Фермин Роккер – ставший впоследствии художником и книжным иллюстратором (скончался 18 октября 2004 г.).  В 1909 г., находясь во Франции, Роккер выступил с осуждением убийства в Испании антиклерикально настроенного анархиста-педагога Франциско Феррера. Это привело к его высылке из страны.

В 1912 г. Р. Роккер принял заметное участие в очередной забастовке лондонских ткачей, входил в стачечный комитет, был председателем финансового подкомитета, отвечал за сбор денег и предметов первой необходимости для стачечников. Эта забастовка закончилась удовлетворением всех требований работников.

Будучи принципиальным интернационалистом, с началом Перовой мировой войны Рудольф Роккер занял непримиримую антиимпериалистическую позицию, осуждая оба военных блока, а также Второй Интернационал за поддержку его секциями своих национальных правительств. Вместе с несколькими участниками группы «Der Arbeter Fraint» он открыл бесплатную столовую, чтобы хоть немного облегчить положение наиболее бедных трудящихся, чье положение с началом войны серьезно ухудшилось.

Британские власти ответили тем, что интернировали Роккера в декабре 1914 г. как враждебного государству элемента. Затем последовало и закрытие на территории страны анархистских изданий, ряд редакторов были арестованы.

Кроме того начало мировой войны привело и к конфликту Рудольфа Роккера с Петром Кропоткиным, с которым он находился в дружеских отношениях. Это было вызвано тем, что видный идеолог анархистского коммунизма П. А. Кропоткин, совместно с еще несколькими другими видными теоретиками и пропагандистами либератрно-коммунистических идей, среди которых были Жан Грав, Поль Реклю (брат Элизе Реклю) и Варлаам Черкезов, выступили в поддержку Антанты. (3) Роккер выступил против Кропоткина и «анархистов-оборонцев» с рядом статей октябре-ноябре 1914 г. на страницах газеты «Der Arbeter Fraint», называя войну «противоречащей всему, за что мы боролись». (4)

В марте 1918 г. по соглашению с Красным крестом об обмене заключенными Рудольф Роккер был депортирован в Голландию, где он остановился у Домелы Ньювенгейса. Здесь же он смог снова встретится со своими женой и сыном, и поправить пошатнувшееся в результате нахождения в заключении здоровье.  В ноябре 1918 г. Роккер после многих лет вынужденной эмиграции возвращается в Германию. Здесь он принимает активное участие в развитии синдикалистского движения, включившись в работу Свободного объединения немецких профсоюзов (FVDG), действовавшего с 1897 г. (в том числе в годы Первой мировой войны – в подполье).

В 1908 г. FVDG разорвала свои отношения с СДПГ, все больше переходя под влияние синдикалистских и анархистских идей.

Во время Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Р. Роккер выступал противником союза с коммунистами. Между тем, по мере роста рядов FVDG, ее отношения с последними становились все напряженней, так что из нее были изгнаны постепенно последние остававшиеся в ней члены компартии.

 Между тем на проходившем 27-30 декабря 1919 г. двенадцатом национальном конгрессе было принято решение о переименовании FVDG в FAUD – Союз свободных рабочих Германии , ставший на анархо-синдикалистские позиции. Платформа FAUD – «Декларация синдикалистских принципов» – была написана Рудольфом Роккером. . Данная программа отвергала политические партии и диктатуру пролетариата как буржуазные концепции, признавая вместе с тем систему децентрализованных экономических организаций. Признавалась общественная собственность на землю, средства производства и сырье; национализм был признан религией современного государства, и в противовес всему этому Роккер выдвигал прямое действие и образование рабочих. (5) Кроме того, Рудольф Роккер стал редактором газеты FAUD «Der Syndikalist». (6) В момент своего наибольшего расцвета в 1921 г. в рядах FAUD состояло до 150 тысяч человек.

После установления в результате Ноябрьской революции 1918 г. Веймарской республики и разгрома радикальных левых, в Германии начались репрессии, которые проводились под руководством члена СДПГ, рейхсминистра обороны Густава Носке. В результате и Рудольф Роккер подвергся тюремному заключению.

В ходе мартовской всеобщей забастовки против Капповского путча (1920 г.), частично переросшей в вооруженное восстание, представители FAUD на местах возглавляли борьбу в ряде городов, а до 45% членов «Красной армии Рура» были членами этой синдикалистской организации. (7) Тем не менее, с середины 20-х численность FAUD начинает постепенно, но неуклонно сокращаться.

В декабре 1920 г. в Берлине состоялась международная синдикалистская конференция, ставшая одним из важнейших шагов на пути создания анархо-синдикалистского Интернационала – Международной ассоциации трудящихся (МАТ). Интернационал был создан в ходе берлинской конференции, проходившей с 25 декабря 1922 г. по 2 января 1923 г. В состав Секретариата нового Интернационала вошли Аугустин Сухи, Александр Шапиро и Рудольф Роккер.

Немецкий анархо-синдикалист выступал резко против установления большевистской власти в России (в 1921 г. им была издана брошюра «Банкротство российского государственного коммунизма»), осуждал репрессии новых российских властей против рабочих, крестьян, анархистов.

В 1923 г. в Берлине состоялась его встреча с легендарным предводителем крестьянского движения на Украине, анархо-коммунистом Нестором Махно. В 1925 г. Роккер начинает работу над одной из самых известных своих книг «Национализм и культура» (на русский язык она переведена пока лишь частично ). В том же 1925 г. он посещает Северную Америку с лекционным туром, в ходе которого знакомится с местным анархо-синдикалистским движением. (8)

Из этой поездки он вернулся в Германию в мае 1926 г., и с этого момента его все больше начинает беспокоить рост националистических и фашистских настроений. В ходе проходившей в эти годы полемики в анархистских кругах относительно вопросов организации, революции и итогов Российской революции занимает жесткую антибольшевистскую позицию, выступает с критикой «платформизма» (9) Аршинова-Махно.

В 1929 г. Рудольф Роккер становится соучредителем издательского дома Гильдии либертарных книголюбов, публиковавшего книги таких авторов как Александр Беркман, Эрих Мюзам, Джон Генри Маккей и ряда других. В том же году он посещает с лекционным туром скандинавские страны, анархо-синдикалистское движение которых произвело на него позитивное впечатление.

После прихода к власти в Германии нацистов Роккер и Милли Виткоп покидают страну, направившись сначала в щвейцарский Базель, оттуда во Францию, где они присоединяются к Эмме Гольдман. Здесь Роккер пишет брошюру «Путь к Третьему рейху» о событиях в Германии, изданную на испанском языке. (10)

Снова посетив в мае 1933 г. Лондон, Роккер принимает в участие в июльском внеочередном заседании МАТ в Париже, на котором было решено нелегально доставлять на территорию нацистской Германии ее печатный орган «Die Internationale» («Интернационал»). В августе того же года немецкий анархо-синдикалист эмигрирует с женой в Соединённые Штаты, где они вновь воссоединяются со своим сыном Фермином (оставшимся в США в 1929 г.).

Семья Роккеров поселилась, вместе с сестрой Милли Виткоп, в городе Тованда, в штате Пенсильвания. Уже в октябре 1933 г. немецкий синдикалист совершает поездку по территории США и Канады, выступая в различных городах с докладами о проблемах расизма, о фашизме, диктатуре и социализме на английском, немецком и на идиш. Здесь он вновь встречает многих старых еврейских товарищей, эмигрировавших в свое время из Лондона, и становится постоянным автором газеты «Freie Arbeiter Stimme» («Свободный рабочий голос»).

Узнав о смерти в нацистском концлагере Ораниенбург 10 июля 1934 г. Эриха Мюзама, Рудольф Роккер написал брошюру его памяти – «Жизнь и страдание Эриха Мюзама». Тем же летом им была начата работа над его собственной автобиографией.

Начавшаяся в июле 1936 г. Гражданская война и революция в Испании придала немолодому уже Роккеру новый заряд оптимизма. В том же году он издает брошюру «Правда об Испании», а на следующий год, уже после майских событий в Барселоне (11), публикует новую брошюру – «Трагедия в Испании». В сентябре 1937 г. они с женой переселяются в либертарную коммуну «Мохеганская колония», в 80 километрах от Нью-Йорка. В этом же году Роккер издает свою книгу «Национализм и культура», в чем ему помогли чикагские анархисты, с которыми он познакомился в 1933 г.

В данной работе, он, следуя традиции исследовательских работ Петра Кропоткина (классическими в этом смысле являются его «Взаимопомощь как фактор эволюции» и «Государство и его роль в истории» (12)), доказывает антагонистичность культуры и власти: доказательная база строится через изучении многовековой истории человечества. С социалистических, гуманистических позиций он критикует этатизм, национализм, религию, централизм. При этом книга начинается с критики экономического материализма и ограниченности марксизма, и далее автор переходит к описанию истории религии, как одного из инструментов контроля одних людей над другими.

Национализм для него является идеологией, направленной на оправдание эксплуатации человека человеком, и при этом указывает на роль философии Жан-Жака Руссо в формировании современных националистических предрассудков. Во второй части он разоблачает всевозможные мифы, служащие оправдания концепции «нации», доказывая, что не нации создают государства, но, наоборот, нации создаются государствами.

Книга была переведена на голландский, шведский, португальский, французский, японский языки, а в Германии была издана только через несколько лет после окончания Второй мировой войны, в 1949 г. 

В анархистской среде «Национализм и культура» получила множество положительных отзывов, и была поставлена в один ряд с лучшими работами Прудона, Бакунина и Кропоткина. Среди тех, на кого она оказала влияние, стоит упомянуть американского лингвиста и публициста, критика современного империализма, автора множества книг и статей Ноама Хомского (Чомски), американского историка, социального философа техники и науки Льюиса Мамфорда (он, в частности, является автором книги «Миф машины» (13)) британского пацифиста, социального критика, математика, историка и философа Бертрана Рассела, и др. Альберт Эйнштейн и Томас Манн высказывались в том смысле, что книга Роккера является очень важной, и потому должна быть прочитана как можно большим количеством людей. (14)

В следующем, 1938 г. выходит еще одна важная книга Рудольфа Роккера - «Анархо-синдикализм: теория и практика». Позднее, в 1947 г. в Индии была издана расширенная версия этой книги, выросшая по сравнению с предыдущим изданием на четверть, и ставшая доступной европейским читателям в 1949 г. (15) Эта книга была задумана в связи с началом Гражданской войны в Испании с целью донести до широкой общественности сущность идей, вдохновлявших испанских анархо-синдикалистов, которые вновь сделали анархизм заметным фактором политической сцены. (16) В 1946 г. вышел еще один вариант книги, сокращенный, известный под названием «Анархизм и анархо-синдикализм». (17)

В 1939 г. Рудольфу Роккеру была сделана серьезная операция, в связи с чем ему пришлось отказаться от лекционных туров.  Начало Второй мировой войны ознаменовало определенное изменение в политических взглядах немецкого анархо-синдикалиста. В отличие от позиции занятной им в годы Первой мировой, теперь он выступил как сторонник защиты демократических свобод, поддержав союзников в их военных действиях против гитлеровской Германии и дружественного ей блока. Это особенно примечательно, учитывая его прежнюю резкую критику оборончества Кропоткина и ряда других видных анархистов. Теперь уже позиция самого Рудольфа Роккера была осуждена многими либертариями, в том числе находившимися в США, как непоследовательная и отходящая от важнейших анархистских принципов. (18)

После окончания Второй мировой войны «Freie Arbeiter Stimme» распространял информацию о положении германских анархистов, призвая американцев к их поддержке, на что те откликнулись в массовом порядке, отослав большое количество посылок.

В 1947 г. Рудольф Роккер издал брошюру «О ситуации в Германии», в которой высказывался о невозможности нового анархистского движения у себя на родине. (19) Пессимизм Роккера привел его к мысли о том, что молодые немцы были сплошь циниками, либо были склонны к нацистским идеям, а потому он надеялся теперь уже только на новое, следующее поколение, которое, возможно, будет более восприимчивым к либертарной пропаганде.

Между тем в 1947 г. рядом бывших участников FAUD была основана Федерация либертарных социалистов (FFS). (20) Роккер начинает писать для их печатного органа «Die Freie Gesellschaft» («Свободное общество» ), выходившего до 1953 г. (21) во Франкфурте-на-Майне (позднее издание газеты было возобновлено в Ганновере, где она выходила с 1981 по 1986 гг.).

Между тем в 1949 г. увидела свет еще одна крупная работа Роккера – «Пионеры американской свободы: происхождение либеральной и радикальной мысли в Америке». (22) В ней Роккер подробно описывает историю либеральной, либертарианской и анархистской мысли в США, показывая, что радикализм является неотъемлемой частью истории американской политической мысли, хотя он и был «импортирован» в страну иммигрантами.

По случаю восьмидесятилетия немецкого анархо-синдикалиста в 1953 г. в Лондоне был организован званный обед. Свои поздравления имениннику прислали такие люди как Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел и ряд других. (23)

Скончался Рудольф Роккер 10 сентября 1958 г., в Мохеганской колонии.

Автор: Андрей Фёдоров

Источник

Примечания
1. Подробнее об этом и других подробностях биографии см. автобиографическую книгу Rocker R. The London years. – Oakland CA: AK Press, 2005.
2. «Члены анархистского движения, товарищи Рокера, делали всё, что было в их силах, чтобы помочь, и многие из них отдавали газете значительную часть своих заработков; но денег всё равно не хватало. 26 января 1900 г. “Арбейтер фрайнд” опять прекратил выходить в свет. На этот раз перерыв в издании газеты составил три года». (Гончарок М. Из истории идиш-анархизм в Англии (1880-е - 1930-е гг.) // Пепел наших костров. Очерки Истории Еврейского Анархистского Движения (идиш-анархизм). – Иерусалим: Проблемен, 2002. C.35.
http://www.jewniverse.ru/biher/goncharok/anarchie/3.html )
3. Дубовик А. Декларация 16-ти анархистов.
http://socialist.memo.ru/firstpub/y06/deklaracija.html
4. Fishman William J. Jewish Radicals: From Czarist Stetl to London Ghetto. – New York: Pantheon Books, 1974. P. 306-307.
5. Vallance M. Rudolf Rocker — a biographical sketch // Journal of Contemporary History (London/Beverly Hills: Sage Publications) № 8(3), 1973. P 75–95.
6. Walter N. Introduction // Rocker R. Anarcho-syndicalism. Theory and practice. – Oakland, CA: AK Press, 2004. P. V.
7. Дамье В. В.
Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 66-67.
8. Vallance M. Opt. cit. P. 86-88.
9. Название произошло от проекта
«Организационной Платформы Всеобщего союза анархистов» , изданного в 1926 г. в «Дело труда» группой П. Аршинова и Н. Махно.

10. Vallance M. Opt. cit. P. 90-91.
11. Подробно об этом см.: Шубин А. В. Столкновения в Барселоне и падение правительства антифашистской коалиции в Испании // Прямухинские чтения 2006 года. — М.: ООО НВП «ИНЭК», 2007. С. 209-232; Souchy A. The Tragic Week in May: the May Days Barcelona 1937.
http://libcom.org/library/tragic-week-may-days-barcelona-1937-souchy
12. Кропоткин П. А.
Взаимопомощь среди животных и людей как двигатель прогресса. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.; Его же. Государство и его роль в истории // Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. С. 617-676.
13. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. – М.: Логос, 2001.
14. Barsky R. Noam Chomsky and the Law (1999).
http://www.chomsky.info/onchomsky/1999----02.htm ; Wienand P. Der «geborene» Rebell: Rudolf Rocker - Leben und Werk. – Berlin: Karin Kramer Verlag, 1981. P. 371-372.
15. Vallance M. Opt. cit. P. 93.
16. Walter N. Opt. cit. P. VI.
17. Рудольф Роккер (биографическая справка).
http://bakunista.nadir.org/index.php?option=com_content&task=view&id=97&Itemid=41
18. Reichert, William O. Partisans of Freedom: A Study in American Anarchism. – Bowling Green, Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1976. P. 483-484; Rübner, Hartmut. Rocker, Rudolf (2007).
http://dadaweb.de/wiki/Rocker,_Rudolf
19. Еще в середине 1920-х, на фоне упадка FAUD и роста нацистских и пробольшевистских (коммунистических) настроений он стал все больше сомневаться в возможности развития в Германии какого бы то ни было либертарного движения. При этом он указывал на склонность германского народа к казарменной дисциплине. Приход к власти НСДАП во главе с Адольфом Гитлером только упрочил его пессимистические настроения.
20. FFS просуществовала до 1970 г. И только в 1977 г. была основана новая анархо-синдикалистская организация, вошедшая в МАТ в качестве германской секции – FAU (Свободный рабочий союз), существующая и сегодня. Правда стоит отметить, что как FFS, так и FAU далеки от размаха старой FAUD.
21. Vallance M. Opt. cit. P. 94-95.
22. Rocker R. Pioneers of American freedom: Origin of Liberal and Radical thought in America. – Los Angeles: Rocker Publications Committee, 1949.
23. Reichert, William O. Opt. cit. P. 484.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Коронавирус кроме разных неприятностей преподнес правящим кругам всего мира и большой подарок – они используют пандемию для того, для чего обычно используют войну: для закручивания гаек и для сплочения верхов и низов перед лицом общего врага. Иными словами, для подавления социальной борьбы....

1 неделя назад
Michael Shraibman

Эта тема часто всплывает при обсуждениях. Поэтому захотелось собрать вместе разные вещи, свести их и поговорить об этой стране в современных условиях. Китай - капиталистическая страна с резким преобладанием частного сектора - результат реформ последних 40 лет, и с очень масштабным...

1 неделя назад
1

Свободные новости