7 июня в 19:00 в Москве в Доме русского зарубежья пройдет презентация «Жизнь и творчество Эммы Гольдман». В программе: выступления Софико Арифджановой (журналист, постоянный автор альманаха «Moloko Plus») и Николая Герасимова (кандидат философских наук, старший научный сотрудник ДРЗ), а также показ видеозаписи интервью Эммы Гольдман для американского «Paramount News» с русскими субтитрами и многое другое.
«Если я не могу танцевать, это не моя революция», — известные слова, ставшие, своего рода манифестом всего мирового освободительного движения, приписываются Эмме Гольдман, одной из самых талантливых журналистов и политических активистов XX века и, вместе с тем, одной из самых «опасных женщин», когда-либо эмигрировавших из России.
«Самая опасная женщина в Америке» — так назвал ее глава ФБР Дж. Эдгар Гувер. В юной девушке, убежавшей из дома и уехавшей из России в США, спасаясь от своего отца (который хотел насильно выдать ее замуж), в надежде начать новую жизнь, сложно было сразу увидеть будущую «Красную Эмму». Она прибыла в Нью-Йорк, имея за плечами опыт работы на ткацкой фабрике в Санкт-Петербурге. Вдохновленная романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?», она быстро влилась в американское рабочее движение. В течение 1890-х годов Эмма Гольдман стремительно эволюционировала от страстной поклонницы тактики «прямого действия» к анархизму, основанному на принципах организованной борьбы с привлечением профсоюзных активистов. К началу XX века она стала известна всему миру как основательница рабочего журнала «Мать Земля», как блестящий оратор, как организатор многочисленных политический акций протеста в интересах класса трудящихся. В своих статьях она не боялась поднимать «неприличные» для общества начала XX века темы: сексуальное насилие, методы контрацепции, право женщин на свободное распоряжение своим телом, дискриминация по расовому и гендерному признаку. Именно с именем Эммы Гольдман стала ассоциироваться теория анархо-феминизма, согласно которой патриархат и государство образуют единую систему социально-экономического угнетения человека.
В 1919 году вместе с другими анархистами и социалистами, бывшими поданными Российской империи, она была депортирована из США в РСФСР. Прибыв в Россию, она начинает собирать материал для очерка по истории русской революции. Путешествуя по стране, Эмма Гольдман понимает, что большевистская революция — это «не ее революция». Более того, это вообще не революция, потому что свобода и политические репрессии несовместимы. Она участвует в организации похорон П.А.Кропоткина в 1921 году и покидает Россию.
В Европе Эмма Гольдман становится активнейшим участником русской анархистской эмиграции, пишет для «Анархического вестника» и других русскоязычных рабочих и анархистских изданий. В своих публичных выступлениях она стремится развеять миф о торжестве «Советов». В годы Испанской революции она поддерживает анархистов и республиканцев и пишет для журнала «Испания и мир». Осуждает милитаризм, фашизм и власть большевиков. Вплоть до самой своей смерти в 1940 году она помогает эмигрировавшим из Советской России рабочим. На могиле Эммы написано: «Liberty will not descend to a people, a people must raise themselves to Liberty» (англ. «Свобода не снизойдет к народу, народ должен сам дорасти до Свободы»).
Сейчас творчество Эммы Гольдман является неотъемлемой частью современной гендерной социологии, а история ее жизни — вдохновляющим примером борьбы за свободу человека для феминистского и анархистского движения во всем мире.
Добавить комментарий