С президентством Трампа связаны 4 основные загадки, о которых скажем ниже, причем одна является центральной - это вопрос о ре-индустриализации США. Дональд Трамп пришел к власти благодаря голосам белого рабочего класса и безработных, обедневшего населения "Ржавого пояса". Эти штаты голосовали за него потому, что он обещал вернуть в Америку хорошие рабочие места. От того, что из этого выйдет, будет зависеть многое.
1
Будет ли поворот во внешней политике США; конфронтация Америки с Китаем? Выступит ли Америка в союзе с Индией и (возможно?) РФ? Это все серьезно вообще, или пустословие? Как в таком случае станет выглядеть мир и к чему может привести спираль конфронтации гигантов?
Об этом вообще никто не говорит, но на самом деле напряжение между США и Китаем стало нарастать при Обаме из-за столкновения интересов двух величайших государств планеты в Восточной Азии. В частности, новые санкции США против КНДР очень разозлили Китай. Не исключено, что нарастание конфронтации США и Китая - это объективный процесс и такое мнение высказывали некоторые специалисты по Восточной Азии (Андрей Ланьков).
О том, что Трамп в принципе способен на конфронтацию, говорят его последние действия в отношении Ирана - резкие высказывания и угрозы в ответ на испытание в Иране новых ракетных комплексов. Эра Трампа только началась и началась с агрессивных заявлений. Впрочем, как он себя поведет в отношении Китая пока не ясно.
2
Будет ли реализована обещанная Трампом грандиозная программа ре-индустриализации США на основе современных технологий?
Протекционизм Трампа (поднять на 30% налоги на ввозимые в США товары) сочетается с рейганомикой внутри США, т. е. с экономическим ультра-либерализмом (опустить с 35 до 10% налоги на бизнес). Его (Трампа) идея состоит в том, чтобы вернуть в США американские заводы из Китая и Мексики, радикально повысив налоги на ввоз товаров из-за границы и, одновременно стимулировать компании перевести производство в Америку путем ультра-радикального снижения налогов в США.
Еще одна задумка Трампа - демонтаж неудобных бизнесу законов, в частности множества ограничений на производство и экспорт нефти, угля, газа. Это, по мнению его сторонников, позволит возродить производство в промышленных регионах Америки и, одновременно, станет дополнительным фактором, который сделает экономику США привлекательной для вложений транснационального бизнеса.
Таким образом формула ре-индустриализации по Трампу выглядит так: протекционизм (поднять пошлины) + ультралиберализм (снизить налоги +дерегулирование).
Эта линия органично сочетается с внешнеполитическим противостоянием с Китаем. Протекционизм в экономике всегда сочетается с политическим противостоянием.
Китай давно стал базой для значительной части американской промышленности. Американский бизнес привлекла в Китай дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила. Трамп хочет вернуть производство назад. Он хочет ограничить ввоз товаров из Китая, понизить налоги внутри США и таким способом заставить производителей перенести заводы из Китая в США.
Но Китаю есть чем ответить - Китай может прибегнуть к еще более радикальному, чем в схеме Трампа, снижению налогов на корпоративный бизнес, чтобы оставить его у себя. На самом деле никто не знает, какие будут экономические и политические последствия у всего этого.
Экономист Константин Фрумкин пишет: "Опубликованы подсчеты, согласно которым большая часть рабочих мест в промышленности США в последние годы была потеряна все-таки не из-за переноса производства в Азию, а из-за новых технологий. Так что тем более: политика возврата производства не вернет много рабочих мест." Тут правда, возникает вопрос - что такое много? Трамп обещал создать 25 млн рабочих мест; даже если он создаст в три раза меньше, это станет огромной помощью регионам, страдающим от безработицы.
3
К чему приведет проект ре-индустриализации в случае успеха или в случае провала? Существует оценка, согласно которой бурный рост современной промышленности может привести к развитию рабочего движения, как это было в начале XX столетия. В те времена в Америке быстро росли фабрики. В 1905 появилась мощная организация революционных синдикалистов, ИРМ (Индустриальные рабочие мира, IWW). Она организовывала несогласованные с властями забастовки, отказывалась заключать с предпринимателями колдоговора (чтобы не брать на себя никаких обязательств перед бизнесом) и ставила целью захват промышленности в самоуправление трудовых коллективов и их федераций. ИРМ считали, что только в борьбе, организованной такими радикальными методами, выковывается новое сознание и новая массовая социально-революционная организация работников. Численность ИРМ доходила до 100 тысяч.
Российский экономист Б. Кагарлицкий утверждал, что предпосылки для развития таких движений в США имеются. Действительно, уже сегодня в условиях роста нефтегазового сектора наметилась тенденция к возрождению рабочего класса США и прошло несколько больших забастовок.
Однако многие экономисты вообще сомневаются в том, что протекционизм поможет Трампу развить промышленность.
4
Будет ли вообще Трамп управлять страной, или реальная власть перейдет к Конгрессу, где уже сложился мощный союз демократов и значительной части республиканцев, критически настроенный в отношении Трампа?
Не надо забывать, что по гамбургскому счету, Трамп выборы проиграл, за Клинтон голосовали на 3 млн больше людей, у демократов больше поддержка в густонаселенных регионах. Лишь из-за странностей избирательной системы США Трамп оказался у власти, а не потому, что его поддержало большинство. И это означает, что Трамп - президент меньшинства и легитимность его правления несколько сомнительна, что на руку его противникам в Конгрессе.
К тому же, многие из тех, кто голосовал за Трампа (в особенности Ржавый пояс, бывшие промышленно-развитые штаты, где в результате деиндустриализации, в результате переноса промышленности в Китай и Мексику, пропали многие рабочие места), делали это только потому, что надеются получить хорошие рабочие места. Жены белых рабочих погнали своих мужей на выборы именно по указанной причине. Именно здесь истоки победы Трампа. Профессор Колумбийского университета Навид Хассанпур:
"Трамп стал президентом «Ржавого пояса» — американского Среднего Запада, который страдает от упадка индустриального производства, безработицы и общего экономического неблагополучия. Большинство штатов, оказавшихся критически важными для победы Трампа, сосредоточены именно в этом регионе — это Пенсильвания, Огайо, Висконсин, Айова. Относящийся к этому же региону штат Мичиган совершил драматический сдвиг в своих электоральных предпочтениях и впервые за долгое время проголосовал за республиканского кандидата. Именно в Мичигане можно найти наихудшие примеры коллапса прежде благополучных городов и социального упадка. То, что важнейшие победы Трампа, за одним исключением (Флорида), были одержаны именно в «Ржавом поясе», означает, что его обещания «восстановить производственный сектор внутри США» и «вернуть заводы на родину» сработали среди тех, по кому наиболее тяжело ударила деиндустриализация...
В последние 20 лет мотором электоральной политики в Америке была поддержка мультикультурализма, который неразрывно связан с сектором услуг и, как предполагается, будет процветать, пока этот сектор растёт. Но в то же время механизм электоральной мобилизации в Америке по-прежнему опирается и на малоподвижные институты, связанные с промышленностью и сельским хозяйством... Строить свою кампанию вокруг сообществ, страдающих от промышленного упадка, по-прежнему имеет смысл. Дональд Трамп, похоже, это понял".
Но что произойдет, если эти мечты не сбудутся? Снова все упирается в программу ре-индустриализации. Если она не будет успешной, если Трамп не сумеет создать для американцев миллионы хороших рабочих мест в промышленности, все надежды, возложенные на Трампа, лопнут как мыльные пузыри. И тогда против него повернутся уже не только мегаполисы, где пользуются влиянием демократы, но и ядро его сторонников в Ржавом поясе.
В любом случае у критиков Трампа в Конгрессе будет сильная поддержка в обществе.
Добавить комментарий