Зеленый Марс - американская утопия

Марсианская трилогия - это серия научно-фантастических романов Кима Стенли Робинсона о заселении и терраформировании Марса. Она включает три романа: Красный Марс (1993), Зеленый Марс (1994), и Голубой Марс (1996). Книга на любителя и рассказанные в ней истории нельзя (ИМХО) назвать захватывающими, но интересна она другим. Это - научно-техническая и социальная утопия. Автор попытался ответить на вопрос, какими могли бы стать технологии в обозримом будущем и как это повлияет на общество. Тематика работ К. С. Робинсона многогранна: экология, современная наука, альтернативная история и даже буддийская философия.

О технике и способности автора прогнозировать ее развитие мне говорить сложно. Скажу про дела общественные. Колонисты Марса живут в небольших, самообеспечивающихся высокотехнологичных коммунах. Впрочем, о полном самообеспечении говорить все же нельзя: коммуны нуждаются в сотрудничестве. С этой целью они принимают решения о предоставлении друг другу определенных услуг или вещей согласно необходимости.

В то время как колонисты пытаются самостоятельно устроить свой быт, планета по-прежнему заселяется, причем программой заселения руководит правительство Земли и корпорации. Часть колонистов это не устраивает и они поднимают восстания. За первой революцией следует вторая...

Один из главных персонажей книги расхаживает по марсианским пустыням, проповедуя идеи Бакунина, Букчина, Мао, Ницше и Сартра (именно эти). Его идейная конкурентка и подруга строит свою общину на основе полиандрии и матриархата. Это две разные истории.

Странник рассказывает про необходимость кооперации коммун и сообщает, что, к сожалению, большинство революций в истории - не складываются удачно: если и побеждают, то оказываются реакционны, но это не повод опускать руки. Его идеи напоминают повстанческую форму букчинизма ("либертарный коммунализм)" - концепцию формирования территориальных эгалитарных (основанных на принципах равенства) самоуправляющихся коммун и кооперативов, преодолевающих рыночные отношения.

Провозвестница матриархата думает, что в древности существовали две основные цивилизации - цивилизации бронзового века - догреческий Крит и Шумер, первая - матриархальная, но, впрочем, она, наряду с женскими богинями, почитала мужскую сексуальность, была сбалансированной и мирной (если не считать кровавых игр с быками), а вторая, шумерская, была мужской и агрессивно-доминантной. Критская цивилизация погибла в результате природной катастрофы и неплохо бы ее восстановить. Ибо в нашем мире до сих пор доминируют агрессивные мужские нормы Шумера, заложившего основу развития всего человечества. В реальной истории было иначе, но это неважно - для создания новой цивилизации миф как миф. Данная концепция придумана не автором книги: в несколько искаженном виде она воспроизводит идеи феминистки Риан Айслер ("Чаша и клинок").

Мне кажется, автор находится (в какой-то мере, не во всем, конечно) под влиянием американского анархизма образца 90-х годов, когда он был несколько более вменяемым, чем сегодня. Автономные коммуны, интернационализм (у колонистов многорасовый состав, включая русских, японцев и бог знает кого еще, расового противостояния нет), отсутствие попыток унижения белых, многорасовая любовь и дружба, секс-френдли матриархат. Даже идея женского доминирования, бесспорно иерархическая, преподносится в инклюзивной ("включающей мужчин"), так сказать, мягкой форме (мужчиной быть можно, но девочки сверху, хотя вам никто не помешает друг друга ублажать).

Этот мир идей - уже далеко не мир IWW (Индустриальные рабочие мира; ИРМ) - давно погибшей классовой организации наемных работников - "революционных индустриалистов", имевшей громадное влияние в США около столетия назад и едва не устроивших революцию фабричного самоуправления, силой выбросив боссов с фабрик. Но это все еще не мир агрессивных шовинистических проектов - расовых и гендерных, вроде псевдокоммуны CHAZ 2020 года, требовавшей помогать "расово-правильному", т.е. черному бизнесу. Тут ни о какой поддержке бизнеса или расового господства черных речи нет, все же Марсианская трилогия - это, в какой-то мере, социалистическая, неавторитарная и эгалитарная утопия.

Я - не сторонник матриархата и маоизма, у меня вызывают определенные сомнения идеи Мюррея Букчина, но все это, по крайней мере, любопытно, забавно, местами эротично и не несет заряд токсичного черного расизма и мужененавистнического бреда. Но вот что интересно. В США научная фантастика, даже такая, при всем своей социальном утопизме, воспроизводит все те же черты\вехи американской истории: колонизация диссидентами и их общинами новых континентов - Нового света, попытки создания новой цивилизации - Сиона на американском континенте, и, наконец, революционное восстание колоний против старой (Британской) империи - Война за независимость. Ровно то же самое с восстаниями рабов и Гражданской войной в США - это тоже довольно популярная тема научной фантастики. Да и Джордж Мартин с его Игрой престолов, в сущности обращается к более древнему пласту истории англоязычных народов - событиям Войны Алой и Белой Роз.

Похоже, как бы не изощрялось воображение, ему сложно выйти за рамки известных схем, даже когда речь идет о реализации идей Мюррея Букчина на планете Марс в конце 21 столетия. Как ни странно, в Америке даже радикальная социалистическая утопия в каком-то смысле консервативна. Плохо это или хорошо, но это так.

Комментарии

Та же история и с фильмами. Голливуд не отходит ни на дюйм от конкурентно-рыночных форм общества в своих фантастических фильмах о будущем. Даже в киберпанке (Алита боевой ангел и др.) Из будущего эти фильмы будут выглядеть наверное очень смешно. Много интересных революционных техник будущего, но полное отсутствие революционных концепций социума. Даже близко не приближающихся к советским типа Часа быка. Если и есть плохой диктатор или тиран, то замены ему нет на общественные новые формы управления. Хеппиенд лишь в приходе к власти "хорошего" правителя. Это какой-то тупик. Хотя даже из нашего времени ясно что новые формы общественного строя неизбежны после капитализма и рынка. И с совершенством техники это особенно актуально. Когда неосфера станет цифровой и свяжет всех людей в один единый социальный вид жизни. Где будет ннвозможно закрыть глаза на чужие страдания или неравенство. 

Рейтинг: 4 (1 голос )

Я читала только "Красный Марс". И, судя по этому тексту, он куда менее любопытный. 

Прочла с удовольствием. Интересные размышления. 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости