9 ноября в немецкой столице праздновали 30-ю годовщину падения Берлинской стены. Когда рассуждают об этом событии, обычно становятся либо на сторону режима ФРГ, поглотившего ГДР, либо на сторону павшей системы ГДР, СССР и других стран восточного лагеря. Мне не кажется продуктивным такой подход. Безусловно, ГДРовский режим был диктатурой, многие преступления которой, включая строительство стены и убийства людей, пытавшихся ее пересечь, не имеют никаких оправданий. А слом Берлинской стены — замечательное событие, как и мирное восстание против режима ГДР; итогом восстания и было падение стены. Безусловно, в нынешней ФРГ свободы слова больше, чем в ГДР, и люди могут свободно передвигаться через бывшую границу. Но реальность многомерна. У нее много граней.
Деквалификация и безработица
В результате подчинения восточных земель ФРГ там произошла глубокая социальная деградация. Приватизаторы закрыли 4 тысячи заводов. Миллионы людей потеряли работу. Со временем часть переехала на Запад, другие же либо остались безработными, либо вышли на пенсию, либо они или их дети нашли работу в другом секторе — в сфере услуг. Высокий уровень безработицы, плюс изменение характера занятости принесли плоды — вместо цивилизации стабильного социально-защищенного труда на крупных заводах и в университетах, вместо цивилизации квалифицированных рабочих и специалистов, была построена цивилизация негарантированного (прекаризованного) труда, в значительной мере сконцентрированного в сфере услуг. Эта цивилизация официантов, продавцов супермаркетов и проституток вызывает большие вопросы, потому что для нее характерны деквалификация, негарантированная занятость, безработица.
Между тем, ГДР была одним из центров высокотехнологичного производства Восточного Блока. Если в 1953 г. и 1989 г. сотни тысяч немцев, протестуя против режима, боролись за серьезные осмысленные цели — от самоуправления на заводах (рабочие советы 1953 г., движение «Новый Форум» в 1989 г во время революции против ГДРовской власти) до личной свободы, то теперь толпой в пять тысяч рыл (я не знаю, как это еще назвать) гоняются за парой мигрантов в Хемнице. Есть восточные земли, где четверть населения голосует за ультра-правых ксенофобов и популистов.
Существует разница между мышлением квалифицированного рабочего\инженера, и мышлением плохо образованных работников сферы услуг, не знающих производительного квалифицированного труда. В этом последнем случае у людей куда чаще возникают симпатии к идиотским абсурдным решениям.
Да, первые радикальные ксенофобные проявления в бывшей ГДР имели место еще в 1992 году во время погромов в городе Росток. Но ни для кого не секрет, что эти настроения растут.
Рост национализма
В ФРГ произошла смена отношения к прошлому. В ГДР была принята следующая идея: данная страна — наследник противников нацистского режима (некоторые ее ведущие политики такими и были); мы строим новую страну и соответствующим образом воспитываем новые поколения.
В ФРГ принята идея коллективной ответственности немцев за нацизм, ответственности, которая, якобы, не имеет срока давности. То есть, за вот это всё (Третий рейх++) делают ответственными уже нынешние поколения немцев. Происходящее не может считаться нормальным, как и вообще доктрина коллективной ответственности всего народа за преступления диктатуры. Идея поголовной и вечной ответственности немцев как народа, представителей всех общественных классов, за то, что объявлено величайшим злом истории, принесет со временем ядовитые плоды, вызывая раздражение и гнев из-за несправедливости, как, своего рода мазохистский вариант национализма. К тому же, заставить сегодня 20-летнего немецкого работника платить компенсации (из его налогов) за преступления, совершенные 80 лет назад чиновниками и исполнителями приказов диктаторского режима — это странно. Боюсь, это может стать способом превратить данного человека в нациста.
Одновременно германское правительство постаралось раздуть падение Берлинской стены, превратив его в пропагандистский миф о национальном единстве и о мощи объединенной немецкой нации и вызвав подъем национализма в его садистской форме ("мы - единое могучее национальное государство") . Режим ФРГ заигрался в сложные игры с различными формами национализма, ставшими его официальной идеологией. И не факт, что он сможет удерживать их под контролем.
Разрушение социального государства
Режим ФРГ сломал послевоенный консенсус, основанный на принципах “социальной рыночной экономики”. Власти этой страны вводят уже несколько десятков лет подряд меры либерализации экономики и прекаризации труда (неолиберализм), подрывая институты социального государства. Условия труда ухудшаются, труд становится временным и негарантированным. Это тоже вызывает раздражение.
Руководитель Европейской конфедерации профсоюзов, Тадеуш Пато, описывает это следующим образом: "Понижается стабильность условий труда. Как мы видим, например, в Германии, идет интенсивное ухудшение так называемых «нормальных условий труда». Имеет место стремление к ввозу дешевой рабочей силы, отраженное, в частности, в директиве Болкенстайна (прежде всего, в положениях, позволяющих работодателям из других стран ЕС применять на своих предприятиях нормы социальной и трудовой защиты страны происхождения). Приватизация и сокращение бюджета вызывают серьезное урезание социальной сферы, прежде всего— снижение выплат по болезни, пенсий, пособий по безработице, ухудшение условий предоставления социальных гарантий."
Мигранты
Одновременно власти ввозят миллионы мигрантов — будущие дешевые рабочие руки (конкурентов местных работников) и, в настоящее время, получателей пособий за счет налогоплательщиков. Очень опасная политика, особенно в такой стране как Германия, с ее прошлым, с ее взрывным и фатальным потенциалом национализма. Причем, вышеизложенная политика вызывает особенно болезненную реакцию на Востоке (“почему вы тратите деньги на мигрантов, а не на создание хороших рабочих мест для нас — собственных граждан?”).
Конечно, если вы являетесь сторонником интернационального и многонационального единства своего класса, движения самоуправляющихся трудовых коллективов, объединенных выборными Рабочими Советами, движения в духе немецкой социал-революционной традиции AAUD-KAPD или ААУД-Е (борьбы многонационального движения наемных работников против власти капиталистов на заводах и в стране (в Германии 1918-1923)), то такой проблемы для вас вообще нет: какая вам разница, какое происхождение у другого наемного неруководящего работника. Он в любом случае - ваш брат и товарищ по борьбе, если не сегодня, то в будущем.
Есть и другой вариант. Если христианская община, основанная на принципах взаимопомощи, способна оказывать поддержку нуждающимся, она станет делать это, не взирая на их гражданство, в том случае, если происхождение людей для нее второстепенно. Если в случае с-р течений поддержка трудовых мигрантов может быть обусловлена представлением о необходимости единства революционного субьекта - класса работников, то здесь помощь будет оказана потому, что воспринимается как смысл существования человека на земле, как любовь к богу и ближним и как путь к небесному спасению.
Но если правительство постаралось разрушить или ослабить подобные идеи, преуспело в этом и сформировало сильную национальную идею - представления о единстве и коллективной ответственности нации как целого, то вопрос стоит совершенно иначе. С точки зрения национального гражданского менталитета нет ни единой причины, почему немецкие работники-налогоплательщики должны были бы финансировать прибытие в страну миллионов мигрантов, их обучение, размещение, питание. С какой стати государство тратит налоги граждан на подобные вещи, если в стране имеется масса нерешенных местных проблем, с которыми сталкиваются граждане Германии?
К тому же, неясно, почему они должны быть рады прибытию своих будущих конкурентов на рынке труда. Капитализм ФРГ, как и в любой другой стране, устроен по принципу "человек человеку волк". Люди борются за место под солнцем, за рабочие места, за ресурсы и\или рынки сбыта, воспринимают друг друга в качестве конкурентов. Конкуренция считается нормой. Если такой взгляд прививают людям с детства, если им говорят, что человек должен мыслить и воспринимать окружающих именно таким способом, а все иное - это социалистическая ересь или нелепый религиозный фанатизм, тогда почему местные рабочие, специалисты, служащие должны делать исключение для мигрантов?
***
Потенциал всех этих событий, на мой взгляд, должен вызывать тревогу. Проблема не в том, что Берлинскую стену не стоило ломать. Проблема в той цивилизации, которая создана на ее обломках. Смешайте с помощью блендера цивилизационную деградацию, деквалификацию, злость из-за безработицы или негарантированного труда, национализм, гнев из-за необоснованных обвинений и тему мигрантов. Боюсь даже представить себе вонючий коктейль, который из этого получится. И думается, что все это - проблемы не только Германии.
Комментарии
Я нисколько не фанат
Я нисколько не фанат германского государства. Но мне всё-таки интересно, где именно в торжествах по поводу падения Берлинской стены вы увидели раздувание пропагандистского мифа о национальном единстве. Там был довольно сильный месседж типа "у нас сложное прошлое, мы очень разные, но в этом разнообразии наш потенциал, бла-бла-бла". Никакого "мы - единое могучее национальное государство" я там не заметил, и уж тем более поддержки национализма.
Что значит - где? Тогда это
Что значит - где? Тогда это было везде, это было официальным лозунгом, мы, немцы, соединились, теперь мы стали одной нацией, мы стали сильнее. Идея единства нации, которое, разумеется, придает ей силы, стало основным меседжем падения стены, как впрочем и "торжество свободы".
"Но мне всё-таки интересно, где именно в торжествах по поводу падения Берлинской стены вы увидели раздувание пропагандистского мифа о национальном единстве. " ------- День германского единства[1][2] (нем. Tag der Deutschen Einheit) — с 1990 года национальный праздник Германии, отмечается в соответствии с Договором об объединении Германии 3 октября в день вхождения ГДР в состав ФРГ. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B3%D0%B5%D1%8...
Nevermore
К чему вы приплели праздник
К чему вы приплели праздник "День Германского единства", если я спрашивал о торжествах по поводу 30-летия падения Стены (и в исходном тексте вы тоже именно их упоминали)? Это два разных события, между которыми целый месяц.
Вот официальный сайт этих торжеств. Мне правда очень интересно, где там "сложные игры с различными формами национализма" и даже "подъем национализма в его садистской форме". Мой вопрос был исключительно про отмечание конкретно этого события. Я нисколько не сомневаюсь в том, что в принципе германское правительство, конечно, заигрывает с национализмом (как и подавляющее большинство мировых правительств). Но ничего такого сверхнационалистического в праздновании 30-летия падения Стены я лично не заметил. Тем более, "в садистской форме" (???).
Но вы можете показать на конкретные примеры и переубедить меня, конечно.
Вполне возможно не будь
Вполне возможно не будь Хоннокера кто-то другой способный ударить кулаком по столу и потребовать остановить вмешательство во внутренние дела дружественного государства там могли быть созданы рабочие советы, о которых мечтал Тельман. При условии полной самостоятельности ГДР могла стать инициатором объединения в объединённой Германии левые могли стать если не ведущей, то очень серьезной и влиятельной силой. В Польше как бы там ни было, советское руководство понимало, что слишком закручивать гайки и требовать копировать советскую систему нельзя при создании там колхозов сопротивление там начать могли сами польские коммунисты.
Тельман мечтал не о власти
Тельман мечтал не о власти советов, а о власти компартии. Не к чему вспоминать это существо в данном контексте.
Nevermore
Возможно он просто не понимал
Возможно он просто не понимал многих вещей и искренне заблуждался. Да он был очень тупым.
"К чему вы приплели праздник
"К чему вы приплели праздник "День Германского единства", если я спрашивал о торжествах по поводу 30-летия падения Стены (и в исходном тексте вы тоже именно их упоминали)? Это два разных события, между которыми целый месяц."---------
Нет, Вы не спрашивали конкретно о них, Вы написали "Но мне всё-таки интересно, где именно в торжествах по поводу падения Берлинской стены вы увидели раздувание пропагандистского мифа о национальном единстве."------
День национального единства - это и есть тот день, когда отмечается падение Берлинской стены и достижение единства нации и поглощения бывшей ГДР, это вполне нормальный националистический праздник единства и мощи нации, поглотившей земли, населенные немецкоговорящими людьми. И кстати, его первоначально планировали отмечать именно в день падения стены, а потом перенесели дату. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B3%D0%B5%D1%8... Просто в этом году отмечали отдельно 30-летие падения.
Если Вы хотите, чтобы Вас понимал собсеседник, учитесь выражаться яснее.
Nevermore
Michael Shraibman : Quote: "К
"Нет вы не говорили, что дважды два четыре, вы написали "дважды два четыре"". Вы сами-то замечаете, что себе противоречите? Вы сами приводите цитату, в которой я таки спрашиваю конкретно о торжествах по поводу падения Стены.
Спасибо, я умею читать Википедию. А вот вы уже в который раз вы сами же не читаете свои ссылки. Не "просто в этом году отмечали падение отдельно", а никогда "день национального единства" не отмечался одновременно с падением Стены. Возможность такую рассмотрели, но отвергли. Так что это таки разные дни, и в "день национального единства" 3 октября в Германии никакое падение Берлинской стены не отмечается и никогда не отмечалось. Поэтому повторяю мой вопрос: где вы разглядели "садистскую форму национализма" именно в праздновании 30-летия падения Стены в 2019 году? Если вы имели в виду не падение стены, а "день национального единства", то просто так и скажите, что перепутали. Признавать свои ошибки не страшно.
Взаимно.
""""Так что это таки разные
""""Так что это таки разные дни, и в "день национального единства" 3 октября в Германии никакое падение Берлинской стены не отмечается и никогда не отмечалось.""" --------- Это неверно. "День германского единства[1][2] (нем. Tag der Deutschen Einheit) — с 1990 года национальный праздник Германии, отмечается в соответствии с Договором об объединении Германии 3 октября в день вхождения ГДР в состав ФРГ...для нового государственного праздника была выбрана другая дата — 3 октября 1990 года — день окончательного объединения двух немецких государств. Дата 3 октября была закреплена в статье 2 договора об объединении Германии от 31 августа 1990 года в качестве новой даты празднования «Дня германского единства»". Таким образом эта дата и этот праздник имеют самое прямое отношение к объединению Германии и к падению стены. Хотя в этом году действительно отмечался отдельно день падения стены (которое и стало важнейшей вехой в объединении Германии). Так что советую читать внимательно то, на что даются ссылки. Что касается Вашей хамской манеры вести разговор, то на нее Вам уже как-то указывал Йоэль (Лапландец). Хотите что-то спросить или что-то критиковать - это можно делать культурно.
Nevermore
Michael Shraibman : Таким
Всё в мире, конечно же, имеет отношение ко всему в мире, всё взаимосвязано. Но давайте вы всё-таки не будете за меня решать, что именно я имел в виду, когда спрашивал вас про "отмечание падения Стены". Я имел в виду именно то, что спросил - где вы нашли "национализм в садистской форме" в торжествах по поводу падения Берлинской стены в ноябре 2019 года. Я восхищаюсь вашими героическими попытками вложить в мои слова какой-то другой смысл, но не надо.
Я согласен с вами в том, что в целом, конечно, германское государство использует сам факт воссоединения ФРГ и ГДР в своей пропаганде, и эта пропаганда в какой-то степени является националистической. Но вот в этих конкретных торжествах где какой-то адский национализм? В десятый раз я спрашиваю и, видимо, в десятый раз не дождусь ответа.
Понятия не имею, кто такой "Йоэль (Лапландец)". Ещё раз прочитал все свои комменты в этом треде. Хамства вроде не увидел, вы о чём вообще?
Добавить комментарий