На первый взгляд кажется, что верхушке того или иного государства легко удерживать власть, постоянно провоцируя внешние конфликты. Если противники не слишком сильны, то можно, действуя более-менее осторожно, разжигать огонь патриотизма, поддерживая национальное единство. В конце концов, мы все тут солдаты в осажденной врагом крепости, а солдатам рассуждать не положено, им надо только выполнять приказы. Сплотимся вокруг начальников. Что вам высокие цены, уменьшение социальных выплат, рост безработицы, плохо отапливаемые квартиры, проблемы с пенсиями? Во время войны бывает и хуже. Что с того, что правительство перекрывает или затрудняет сообщение с соседней страной, где у вас живут родственники и друзья? Так война же! Да, какое-то время это может работать. Но если бы было так просто, то все режимы были бы стабильны всегда...
Им просто требовалось бы поддерживать на определенном уровне вооруженные конфликты с соседями, не переходя грани смертельно-опасного противостояния, чтобы лояльное население восторженно приветствовало вождей. К сожалению или к счастью (для кого как) это так не работает. Для сплочения нации в ходе войны необходим второй важный элемент - народное сообщество или фольксгемайншафт. Начальство должно предоставить своим подчиненным хорошие рабочие места, социальные пособия, надежду на карьерный рост в будущем. Когда безработица ликвидирована, созданы миллионы хороших рабочих мест и воцарился социальный мир, начальники, потирая руки, могут объявить: "Хищные соседи зарятся на наше богатство, провоцируют нас, нападают, так давайте же разберемся с ними прямо сейчас." И это в глазах большой части общество звучит вполне осмысленно. Люди действительно могут защищать такое народное сообщество.
Конечно, это не братская самоорганизованная община равных. Это не самоуправляющееся предприятие, коллектив которого на своих собраниях принимает решения об устройстве собственной жизни. Но здесь, во всяком случае, присутствует забота. Старшие и сильные заботятся о своих меньших братьях. Почему бы в таком случае и братьям меньшим не охранять старших? И хотя против такого тоже можно привести аргументы (люди - не собаки), нельзя не признать силу подобных обстоятельств.
Но если на вопрос "где тут нормальная работа?" и "почему не включаете отопление в холода?", вы получаете ответы в стиле "рынок сам все порешает", или "у нас тут выживают сильнейшие, подохни и сам за свой счет развейся", или (в системах, где государство контролирует экономику) "нет связей и влиятельных друзей в госаппарате, так катись ты черту", то люди начнут задумываться. Что это на хрен за братство такое, где с ними обращаются подобным образом? Чем, собственно, генералы и чиновники противника отличаются от "своих"? Особенно, если учесть, что иностранные счета имеются и у тех, и у других. И тогда, рано или поздно в тылу на заводах начинается глухое ворчание, а потом шахты и металлургические комбинаты останавливают работу и бастуют, тогда народ начинает огрызаться на ярых патриотов в транспорте, а потом выбрасывает их, тогда на фронте начинаются братания.
Комментарии
Прямое военное столкновение
Прямое военное столкновение правящим так называемым элитам в нынешних условиях не нужно. Скорее всего нужна легкая нестабильность небольшой хаос для оправдания своих решений и создания себе имиджа защитников так называемых национальных интересов. Глобальных конфликтов которые были раньше больше невозможны. Для подъема патриотизма им необходимы конфликты типа сирийского и боснийского с притоком беженцев с переходом его в национализм и для роста фашистских настроений. Разумеется последует ответная реакция левых сил но она будет вторичная. После того что произошло с советской Россией и после того как там рухнуло с таким треском так называемое государство рабочих и крестьян никакие братания как было в годы 1 мировой войны больше невозможны.
Про больше невозможны - это
Про больше невозможны - это Ваши фантазити, которые ничем не доказаны. Просто мнение.
Nevermore
Добавить комментарий