Рабочий протест против большевизма
17 октября, 2017 - 21:58 - Michael Shraibman
Организованные рабочие были самыми ярыми анти-большевиками в истории: в красной революционной России, в Восточной Европе и в красном Китае.
Прошла незамеченной дата 17 июня 1953 г - рабочее восстание против коммунистов ГДР. И это повод сказать об одной важной вещи. Существует странная деформация современного сознания, что якобы сопротивлялись ленинистским режимам преимущественно интеллигенты и, иногда, крестьяне, а рабочие были, наоборот, за компартии. Реальность совершенно противоположная. Как раз самые массовые и радикальные протесты против компартий были рабочими.
Практически во всех крупнейших восстаниях и протестах против компартий в Восточной Европе именно промышленные рабочие были основной силой. В ГДР 1953 г в движении участвовали сотни тысяч рабочих, на заводах были созданы выборные органы самоуправления - рабочие советы. Ровно то же самое произошло в Венгрии в 1956 г, когда движение советов охватило вообще все крупные заводы страны в течение нескольких недель.
В Польше рабочий класс поднимался против компартии трижды: в 1956, в 1970-1971 и в 1980-1981, причем в последнем случае движение приняло гигантские размеры, охватив 10 млн человек, 3\4 наемных работников Польши. В случае Венгрии и Польши в движении однозначно господствовали требования рабочего самоуправления на предприятиях.
Похожие события имели место в маоистском Китае. Как ни странно, протестовавшие на площади Тяньаньмэнь в 1989 г студенты были довольно умеренными реформистами, рабочие же, напротив, выступали с повстанческими и, подчас, самоуправленческими лозунгами. Алексей Жаров пишет: "Синдикалистская идеология, контроль независимых профсоюзов над партией и государством. Яростная ненависть к начальству. Готовность к реальной драке. Призывы к забастовке и бунту. «Китайцы! Нас обманывали тысячи лет и обманывают до сих пор. Братья рабочие, если нынешние унижения суждены нам в XXI веке, то лучше погибнуть в бою века XX! Тирания не должна страшить нас, тираны сами боятся восстания». Природа протеста была та же, что 5 апреля 1976-го. Но от той весны к этой люди многому научились... Именно активисты Рабочей ассоциации сшибали на площади портреты Мао Цзэдуна. Они действительно до последних дней не доверяли Студенческому союзу".
А что же Россия? Все то же. Это правда, что рабочие в 1917 г поддержали большевиков, потому что большевики говорили красивые вещи: "Фабрики- рабочим, власть - советам (выборным рабочим комитетам)". Все это сопровождалось экономическими обещаниями: помочь в организации промышленности, выплатить задолженности по зарплате. Но уже в 1918 г ситуация начинает стремительно меняться. Выяснилось, что большевики не только не в состоянии выполнить свои обещания, а, напротив, при них все стало еще хуже, чем при Временном правительстве. Рабочие голодали. Заводы закрывались, летом 1918 г в Питере осталось около половины из 400 тыс рабочих, остальные вынуждены были уехать из голодающего города. При попытках рабочих самостоятельно управлять заводами (такой случай описан анархистом Волиным на заводе Нобеля) им не позволяли это делать. Власть фальсифицировала выборы в рабочие советы, запретила отзыв депутатов-большевиков и оппозиционные социалистические партии. Тогда в 1918 г поднимается новая волна рабочего протеста, направленная уже против большевиков. Идут массовые забастовки, демонстрации, выдвигаются экономические и политические требования (перевыборы советов), создается новое движение рабочих комитетов - Собрания Уполномоченных фабрик и заводов, в Ижевске происходит анти-большевистское вооруженное восстание. Эти движения были огромны, в чем сходятся и меньшевик Л. Мартов и современный исследователь Д. Чураков, сравнивая их масштабы с событиями революций 1905 и 1917 г.
История 20 столетия почти нигде не привела к формирования полноценных механизмов прямой рабочей демократии (самоуправления), хотя работники часто выдвигали такие требования. Почему так случилось - отдельный вопрос. Однако нет никаких оснований считать рабочих послушной компартиям массой людей. Именно рабочие зачастую были самыми яростными противниками политики компартий и большевистской системы тотального государственного контроля над экономикой и обществом.