«Дед Мороз против Путина-2019»: заметки о фестивале

Дед Мороз против Путина

С 5 по 6 января в Хельсинки прошел международный фестиваль . Это, по сути, активистский слёт различных низовых инициатив с совместной целью переописания и рефлексии текущей политической обстановки в России. Соотношение сторон в этом году примерно такое: процентов 70 — активисты из России и стран СНГ, 20 — Финляндия, 10 — интернациональные проекты (экоанархизм, например).

Гости фестиваля — примерно 50/50 — из России и Финляндии. Фестиваль является ежегодным и проходит уже в шестой раз. В этот раз я была на нем впервые по приглашению друзей-анархистов из Иркутска (амплитуда географических координат здесь высокая, с резкими вбросами периферийной активности, что свидетельствует об актуальности повестки на разных меридианах). Некоторые участники_цы здесь уже знакомы друг с другом по совместным проектам, другие приезжают впервые. Весь фестиваль разворачивался в течение двух дней, насыщенных воркшопами, лекциями, докладами, презентацией текущих проектов, концертами и стремительной агентностью между участниками_цами и гостями. 

Основные языки фестиваля — русский и английский, и также — перевод на финский специально для местных жителей. В этом году площадки было две: одна для официальной части и вторая для более камерных докладов, практик и атмосферных вечеринок по окончанию дня. Организаторы фестиваля, как и его участники, — люди из разных городов, объединенные общей проблематикой и желанием создать некое информационное и практическое поле для единомышленников_ц и интересующихся с целью артикуляции текущей ситуации, обмена опытом и превью новых проектов с открытым входом для заинтересованных участников_ц. 

Организация основана на горизонтальных, текучих и дружественных принципах, так что к ней можно присоединиться, предлагая свою помощь, сотрудничество и новые практики.  Вариативна также и презентация проектов — это могут быть современные художественные проекты, фото / видеоархив политического акционизма, обмен стратегиями и опытом, телесные / перформативные практики, разговоры под гипнотический бит, музыкальное сопротивление (как например «политический рэп, поэзия, балансирующая между варварством чувств и критикой логоса» / кооператив ТЕХНО-ПОЭЗИЯ), лекция-перформанс или просто доклад на актуальную тему. 

Как можно догадаться из названия, главная повестка фестиваля — это текущая некрофильная политическая обстановка в России: репрессии, пытки, аресты, преследования, обыски, запреты на митинги и демонстрации, табуирование и принудительная маргинализация нетрадиционных практик / дискурсов, тотальная цензура на право свободного высказывания. Все это и является поводом собираться на нейтральной для обсуждения территории без внезапного внимания со стороны силовых структур, что очень сказывается на общем эмоциональном фоне мероприятия (вопреки обсуждаемым темам). 

Пресс-конференция для журналистов по результатам фестиваляЧасть участников_ц не афиширует свое присутствие на слёте (некоторые уже имеют статус политического беженца, другие находятся в процессе его получения), и их можно понять. Поэтому я обойдусь без имен, и, чтобы не пересказывать анонс фестиваля, коротко перечислю поднятые повестки: ЛГБТ+ в России / Чечне — {без}правовое положение; трансанархизм как новая эстетика существования; интерсекциональный феминизм как стратегия, этика, коммуникация и взаимодействие фемактивисток; экоанархизм; вопрос пенсионной реформы; давление властей на независимые печатные СМИ (moloko plus); антимусорные протесты и экологические проблемы; локальные либертарные инициативы (такие как АнтиУниверситет /Минск, DIY - культурный центр "Свора"); анархо-повестка: кампания солидарности по делу «Сети», Международный фонд защиты анархистов; постанархизм как парадигмальный сдвиг к новым онтологиям (применимый, в общем-то, ко всем моделям социальных практик).

По моим наблюдениям, лекция на последнюю тему триггернула (как запуск противоречивых аффектов, реакций) всех больше обычного и вызвала бурный всплеск обсуждения в перерывах программы — от «никогда такого не было, и вот — опять» до обсуждения нового материализма и того, что он нам дает в понимании обозначенной проблематики. Некоторые сессии шли параллельно, что не показалось мне удачным ходом (совершать вынужденный отбор). Некоторые — не анонсировались по желанию участников_ц. 

Приятным разнообразием был перформативный телесный воркшоп, проведенный художник_цами-перформер_ками МАРИНОЙ ШАМОВОЙ и DASHA CHE по окончании лекционной программы: коллективная ТЕЛАБОРАТОРИЯ с элементами десакрализации половых практик и ритуального сброса оков капитализма, квир / транс / гомофобии, эффективности / продуктивности, насилия, сексизма, расизма, фашизма и любых других форм угнетения. Как заявляли перформер_ки: «Мы проведем ритуальные телесно-вовлеченные практики по изгнанию патриархата, авторитарных законов, милитаризации, ЛГБТК-фобии, белого-цис-гетеро Деда Мороза, предложим коллективные и индивидуальные физические действия, которые способствуют символическому расшатыванию репрессивных институций. Во время воркшопа мы будем уходить с вертикали, вытряхивать социальные установки, зазывать Квир-Снегурочку, создавать коллективное тело». Участники_цы этого воркшопа были слегка смущены предложенной формой эмансипации, но по окончании лаборатории выглядели довольными и расслабленными. Peer-to-peer телесного опыта. 

Про «уход с вертикали» хочется добавить еще вот что: параллельно с фестивалем "ДЕД МОРОЗ ПРОТИВ ПУТИНА" в Центре визуальной культуры KIASMA /хельсинки/ проходила выставка современного искусства стран балтийского региона «ТУДА И ОБРАТНО». Темы выставки, для которой «определенным фоном служит советское время с его ограничениями, травмами и воспоминаниями»: мобильность, внешняя и внутренняя миграция, ожидание перемен, адаптация к новым местам / обстоятельствам, напряженные отношения между странами. 

Одним из наиболее значимых и запоминающихся проектов этой выставки стала «ИСТОРИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ» (JAANUS SAMMA /Эстония/). Приведу ее описание: «Инсталляция, состоящая из набора предметов, хроники событий и видео, исследует статус гомосексуалов в советской Эстонии сквозь призму истории отдельного человека. Самма отслеживает этапы истории человека, известного как «Председатель», через интервью и официальные документы. Этот человек в 1940-е годы воевал в Советской армии, затем занял пост председателя колхоза, женился, пользовался всеобщим уважением. Однако в 1960-е карьера Председателя пошла на спад, его исключили из КПСС из-за обвинений в гомосексуализме.

В СССР гомосексуальные связи были криминализированы. В центре произведения Яаануса Саммы — следствие и судебное разбирательство, приведшие к тому, что Председатель потерял работу, семью, свободу и социальный статус. На видео представлены инсценированные версии преступных деяний, медицинской экспертизы, которая предшествовала рассмотрению дела в суде и сам суд. Предметы в витрине и хроника иллюстрируют критические моменты в истории Председателя».

Эта инсталляция производит гнетущее и травматичное ощущение. Бытовые вещи, вырванные из привычного контекста, приобретают зловещую ауру приспособлений для тяжелого преступления — статус судебной улики, — канцелярская линейка превращается в устройство для пыток. Вместе с тем на видео двое мужчин имитируют половой акт в различных позах, заботливо и одновременно бесцеремонно сопровождаемые внимательной к деталям кинокамерой. Частая смена ракурсов. Мужчины одеты. Выражение лиц нейтральное. Такая публичная репрезентация ранит и оставляет стойкое ощущение абсурдности происходящего: двое должны публично отчитываясь перед судом, воспроизводить что-то очень личное с бесстрастными покорными телами и лицами. Видео недвусмысленно показывает, что ничего «личного» не существует — «personal as political».

Воркшоп Марины Шамовой и Dasha Che выступил в качестве практики психо-когнитивной сборки телесного освобождения от стереотипов, предубеждений, фобий и пропаганды некой нормативности, он интегрировал в себя фрагменты видео, превратив их в практический и художественный приемы. Участникам_цам было предложено разделиться на пары, в каждой из которых партнеры попеременно выступали в качестве ведущих или принимающих, задавая / принимая — положения тела в пространстве / позы во время секса / ритм / скорость фрикций и время эксперимента / полового акта. Все действие происходило под подбадривающие ритмичные треки и очень смахивало на обряд психоинициации и препарирования устойчивых форм табуирования вариативных сексуальных практик. Такие раскрепощающие горизонтальные стратегии способствовали установлению новой формы родства между участниками_цами — тот случай, когда трудно объяснить, «что здесь происходит?» случайно заглянувшему в дверь. Вспомнилась такая фраза: «те, кто по-настоящему знают цену свободе, стараются не распространяться о том, в каких условиях это знание получено». В общем, любая артикуляция допущена и «можно все можно».

Последующую музыкальную программу представили три коллектива: Black Tile (Хельсинки) — медленный, гипнотический пост-панк с терапевтическим эффектом, YVES SAINT (Хельсинки), играющие на пределе человеческих возможностей восприятия звука, и кооператив ТЕХНО-ПОЭЗИЯ (Санкт-Петербург) —  квир-хип-хоп, политический рэп с хитами «УБЕРЕМ РУКИ ОТ ВЛАГАЛИЩА КУЛЬТУРЫ», «Gender will die» и другими композициями с не менее провокативными и любимыми текстами, перевод которых на английский для гостей фестиваля транслировался с проектора. После выступления этих групп DJs Masha, Лёля Нордик и Sama Sasha играли еще половину ночи, раскачивая наши тела в пространстве после бесконечных обсуждений / дискуссий.

Ограниченный всего двумя днями, фестиваль создал концентрированное практическое и теоретическое поле для участников_ц и гостей. Но есть потребность и видимый потенциал для привлечения большего количества политических активистов_к, художников_ц, перформеров_к из разных блоков с сохранением центральной повестки. Мы, конечно, как бы знаем о существовании друг друга в информационном поле и кибер-среде, но подобный каникулярный съезд куда менее отчужден и способствует более прямому попаданию на уровне либидинального входа в интересующие проекты.  

Комментарии

Это прекрасно. Язык статьи и описываемые события фестиваля. Приятно почуствовать себя хоть на минутку не быдлом, а духовной элитой России и мира! Так все воркшопно, антиавторитарно и изысканно. Продолжайте и дальше в этом духе. И массы будут за вас! Пелевин отдыхает. Концентрат постмодерна в отдельно взятом месте...

Рейтинг: 4 (1 голос )

А Хржановский с Мариной Абрамович там не пробегали? По описанию - типичная богемная тусовка, подменяющая реальное действие. Приехали, поговорили, потискались, сплясали - вроде и день не зря прошел.

Рейтинг: 4.5 (2 голоса )

Смотрю, по прежнему удел хиппанов обсуждать анальные ласки, а не реальные проблемы. Зачем вы вообще это опубликовали? Какое отношение ЭТО имеет к анархизму? Первое место на повестке - пытки, а они осваивают сексуальные практики..Главное для анархиста - борьба с государством, а проблемы полового характера, детских комплексов и пр. решаются у психологов или на специализированных семинарах.

Рейтинг: 4.5 (2 голоса )

С другой стороны, а вы что хотите чтобы участники фестиваля тут открыто отчитывались о планах по борьбе с государством методами прямого действия? :-)

Странно конечно что больше всего написано про телесные воркшопы и выставки современного искусства, но вроде сказано, что "главная повестка это репрессии и пытки"...

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Почему в некоторых странах так усилилась леволиберальная пропаганда, направленная на защиту безопасности? Даже на уровне речи требуется исключить любые признаки агрессии, не говоря об отношениях. Может быть, они хотят полностью лишить общество агрессии, чтобы лучше им управлять? Это хорошо...

2 дня назад
12
Michael Shraibman

Эта тема практически неизвестна в России. В сотнях преимущественно арабских городов и сел Сирии, где нет правительства, работала годами система Местных Советов (МС), преимущественно беспартийных, которые обеспечивали коммунальные услуги и поддерживали порядок на местах в отсутствие...

3 дня назад
4

Свободные новости