15 декабря в Москве прошли 2 несанкционированные оппозиционные акции. После того, как Координационный совет оппозиции не согласился ни на один из вариантов маршрута Марша Свободы, предложенных столичной мэрией, власть, в свою очередь не согласившись предоставить оппозиции ни одну из площадей в пределах бульварного кольца, выдала организаторам официальный отказ. Тогда "лидеры оппозиции" стали призывать участников протестного движения прийти 15 декабря на Лубянскую площадь и возложить цветы к памятнику жертвам политических репрессий - Соловецкому камню. Московские анархисты и антифашисты, которые вообще решили посетить оппозиционные мероприятия, в большинстве своем также отправились на Лубянку к 15.00.
Вопреки ожиданиям, площадь не была блокирована: там собралось несколько тысяч человек, людей с цветами не задерживали и спокойно пропускали к Соловецкому камню. Одиночным пикетчикам также никто не препятствовал. Не было и массовых задержаний. Полицейские отвели в автозаки нескольких наиболее известных "лидеров оппозиции" и просто известных "борцам с экстремизмом" активистов, затем время от времени задерживали людей, выкрикивающих лозунги, кроме того, наугад выхватывали людей, просто стоявших в толпе.
Некоторые анархисты распространяли на Лубянской площади свои листовки: http://ru.indymedia.org/
Видео об участии анархистов в событиях у Соловецкого камня: http://www.youtube.com/watch?
Недолго побыв на Лубянке, группа анархистов отправилась на площадь Революции. Там у памятника Марксу каждую субботу партия РОТ-Фронт проводит свой "дежурный" митинг. Узнав о том, что Марш Свободы не согласован, организаторы митинга предложили сделать его площадкой для выступления участников всего протестного движения. В ответ на это накануне проведения акции мэрия отозвала свое согласование.
Тем не менее, организаторы и часть левых организаций решили провести митинг. Власти перекрыли доступ к памятнику Марксу, а полицейские оттеснили протестующих к установленной на площади новогодней елке. Активистам не мешали выступать в мегафон. К 15 часам на площади Революции собралось около 100 человек, среди которых были и анархисты. Однако ко времени прихода туда основной группы анархистов большая часть участников митинга успела разойтись.
На площади Революции пытались похитить рабочего активиста из Казахстана Айнура Курманова. Когда товарищи отбили Айнура и сдали несостоявшегося похитителя полицейским, тот предъявил удостоверение майора Комитета национальной безопасности Казахстана. Вторая попытка похищения Курманова казахскими спецслужбами произошла уже в метро, но товарищам снова удалось его отбить.
Подробнее о митинге на площади Революции и попытке похищения Курманова: http://rotfront.su/rot-front-
Между тем, на Лубянке продолжали "гулять" протестующие. Около 17 часов, когда в сквере у Соловецкого камня осталось несколько сотен человек, полицейские начали задерживать всех подряд и вытеснять протестующих с площади. По разным данным, всего 15 декабря на Лубянскойплощади было задержано от 40 до 60 человек, в т.ч. 2 анархиста. К вечеру всех задержанных выпустили из ОВД без составления протоколов.
Сообщается о нескольких ОМОНовцах, которые отказались задерживать протестующих, за что их тоже запихали в автозак: https://twitter.com/navalny/
Несколько десятков оппозиционеров продолжили "гулять" по центру столицы - пришли к памятнику Абаю на Чистопрудный бульвар - место массового лагеря протеста против майской инаугурации Путина "Оккупай". В 20.30 около 40 человек вернулись к Соловецкому камню, затем пошли на Красную площадь и в Александровский сад.
Подробнее об акции на Лубянке: http://vk.com/wake_up_russia, http://lenta.ru/chronicles/
Фоторепортажи информационных агенств: http://www.ridus.ru/news/
Марш Свободы 15 декабря был объявлен едва избранным КС оппозиции своеобразным подведением итогов года массовых протестов. Однако, как и минувшей весной, со всех сторон начались разговоры о спаде протестной активности. Поэтому, если раньше "лидеры оппозиции" стремились любой ценой согласовать массовую акцию, в конце концов идя на уступки чиновникам, то на сей раз заявители марша пошли на принцип. Было проведено голосование в интернете среди зарегистрированных избирателей КС оппозиции, в котором приняли участие около 10 тысяч человек, 8 000 из которых выступили за проведение несанкционированной акции на Лубянке. Правда, как отмечают сами "лидеры оппозиции", 15 декабря на Лубянку в общей сложности пришло не более 5 тысяч человек. Не на порядок больше, чем ранее были готовы выходить на Марши несогласных на Триумфальную площадь. И далеко не все из пришедших к Соловецкому камню были зарегистрированы как "избиратели" и могли голосовать в интернете.
В общем, неизвестно, упала ли численность участников общеоппозиционного марша, если бы его санкционировали. Перед 6 мая тоже имели место многочисленные разговоры о спаде протестной активности. Другое дело, что "лидерам протеста" нечего предложить его рядовым участникам. Большую часть протестного года они шарахались от любых попыток включения в резолюции митингов социальных требований, ссылаясь на необходимость "сохранять единство оппозиции". Только 15 сентября в резолюции массового митинга появилась социальная повестка. Из уст бывших либеральных реформаторов она звучала крайне неубедительно, но раскола оппозиции не произошло.
Зато массовое протестное движнение, не сформировав нового понятного и убедительного для всех требования (на "честные выборы" давно никто не надеется), зашло в тупик. Оставалось только требовать освобождения все увеличивающегося количества политзаключенных.
Московские анархисты и антифашисты на протяжении всего последнего года были с протестующим народом. Вообще не являясь сторонниками представительной демократии, они ходили на митинги за "честные выборы" со своими лозунгами, листовками, газетами и журналами. Приток людей в московскую группу Автономного Действия и в анархистское движение столицы в целом за это время имел место, однако, по наблюдениям автора статьи, приток новичков не превышал уровня прошлых годов (начиная с 2008 года).
Что касается надежд на радикализацию протеста, то опыт 6 мая показал - в массе своей протестующие готовы на решительные действия, только если они будут спровоцированы жестоким и беспредельным поведением полиции. Но выходить на улицу и отстаивать свои представления о справедливости мирными средствами люди готовы, думается, в гораздо большем количестве, чем это представляется КС оппозиции. Просто большинство протестующих еще не сформулировали для себя новых требований, ради которых стоит бороться.
Но тысячи людей уже выходят на массовые акции, формируя социальные колонны. 15 сентября вышла колонна работников образования и медицины, которые требовали остановить неолиберальную политику в социальной сфере. Перед 15 декабря было объявлено о колонне "Москвичи против строительного варварства". Экологические активисты выходили "зеленой" колонной еще прошлой зимой. В том случае, если массовые акции будут иметь место в дальнейшем, социальных колонн будет становиться все больше. При продолжении неолиберального правительственного курса это неизбежно.
Возможно, что в течении нескольких ближайших лет возникнет самостоятельное массовое движение социального протеста. Какие политические требования оно будет заявлять и какими методами действовать, зависит в том числе и от анархистов.