У Антона Паннекука (1873 -1960) нет работы с таким названием, однако некоторые его замечания на указанную тему можно суммировать.
Для коммунизма рабочих советов, в отличие от ленинизма всех видов, социальная революция и процесс создания бесклассового общества означает не захват государственной власти, а ее ликвидацию, как и у Михаила Бакунина. Это, однако, не подразумевает возникновение вакуума. На смену государству (государство - обладающий монополией на насилие и административное управление чиновный аппарат), приходит иная организация - ассоциация советов работников, опирающися на регулярные собрания трудовых коллективов (собрания, которые могут в любой момент сместить или заменить депутатов и принимают наиболее важные решения).
Это ни что иное, как система трудовластия (прямая трудовая демократия), за которую в революционной России 1905-1907 и 1917-1921 гг выступали эсеры-максималисты, левые эсеры и марксистские критики Ленина из Рабочей Оппозиции. В основе лежит власть собраний работников и подчиненным им Рабочих Советов (самоуправление).
Однако решения принимаются большинством, и в отношении противников эта система ведет себя как система и при том весьма жестко. Советы - может быть и не государство или не вполне государство, но это - власть. Они тесно координируют свои действия, решения их съездов (если они утверждены большинством на местах) обязательны для всех.
Исполнительный аппарат Советов виделся при этом компактным, небольшим и не имеющим решающего голоса. Что же касается инициативного меньшинства или партии - она не должна была захватывать командно-административные высоты, а становилась генератором новых идей и силой, которая словом и делом доказывала их правоту. При этом власть должна была сохраняться в руках самого организованного класса, вольного принимать любые решения через Советы. Здесь мы так же находим единство идей коммунизма рабочих советов с представлениями левых эсеров (после 1918 г) и эсеров-максималистов.
Один из идеологов коммунизма рабочих советов, Паннекук, писал:
"Формирующийся класс может завоевать и удержать государственную власть из-за ее экономического значения и мощи; так поступила буржуазия как лидер капиталистического производства и обладатель денег. Однако по мере того, как его экономическая функция становится излишней и деградирует до статуса паразитического класса, в равной степени этот фактор его власти исчезает. Тогда он также теряет свой престиж и духовное превосходство, и, наконец, ему остается только в качестве основы его господства контролировать государственную власть со всеми ее репрессивными инструментами.
Если пролетариат хочет завоевать власть, он должен победить государственную власть, крепость, в которой закрепился правящий класс. Борьба пролетариата - это не борьба буржуазии за государственную власть как цель, а борьба против государственной власти.
Проблему социальной революции можно синтезировать, говоря, что речь идет о росте власти пролетариата до такой степени, что он превзойдет власть государства. И содержание этой революции - разрушение и ликвидация инструментов государственной власти с использованием инструментов власти пролетариата.
"Массовые акции и революция". Антон Паннекук, 1912.
"Само-освобождение пролетариата - это крах капитализма." Антон Паннекук, 1934.
Добавить комментарий