Екатерину Муранову оштрафовали на 350 тысяч рублей по делу об "оправдании терроризма"

23 декабря в Петрозаводске здании Верховного суда Карелии начался процесс по делу анархистки из Медвежьегорска Екатерины Павлюченя (Мурановой). Для этого из Москвы в приехали три судьи Второго западного окружного военного суда. Напомним, Катю обвиняют в "оправдании терроризма" (статья 205.2 УК РФ). Она в 2018 году оставила комментарий о Михаиле Жлобицком, который следствие центра Э и ФСБ посчитали таковым.

Свидетель Р. Кирилл Андреевич — студент "Российская правовая академия", специальность "правоохранительная деятельность":

— Активный пользователь вк, увидел в ленте новостей пост в 2018 про теракт в Архангельске, увидел комментарий подсудимой. Пост увидел в сообществе, не помню названия, точное число не помню. По этому делу был на допросе у следователя. Предъявляли скриншоты, которые я и видел ранее.

— Как получилось, что вас позвали?

— Мне позвонили и сказали, что надо дать показания о данном посте. Допрос был в апреле 2019.

Суд заслушивает показания в ходе допроса на следствии, в связи с противоречиями с показаниями данными в суде. Из текста протокола:

"По аватарке с летающей тарелкой и именем написанном латиницей я сделал вывод, что автором является девушка, проживающая в Медвежьегорске".

Свидетель Полякова Анастасия Дмитриевна, закончила Росийскую правовую академию.

— Увидела запись сообщества "Народная самооборона", увидела комментарий девушки, зашла на её страницу, поняла, что она находится в Карелии. Не помню. Не помню. Не помню. Я сообщила об этом посте в ФСБ, когда увидела.

Суд заслушивает показания, данные на следствии 8 апреля 2019 года.

Свидетель Сулейманов Эдуард Равильевич, студент Российской правовой академии:

— Мы были привлечены сотрудниками для проведения мероприятий в качестве понятого. Мы шли по улице, нас позвали. Мы прошли в кабинет где был компьютер, мы вышли в сеть интернет, и он показал нам сначала сообщество. Точно текст не скажу. Там был пост, ну, запись, о террориста который в Архангельске совершил самоподрыв и комментарий. Прочитали комментарий и вот... Дословно не помню. Потом мы перешли на страницу этого пользователя, там был комментарий аналогичный, сняли скриншоты с сообщества и со страницы, они были распечатанные, мы подписи поставили, сами скриншоты были записаны на диск. Это все.

Свидетель Красный Георгий Александрович, студент Российской академии правосудия:

— Осенью 2018 года, если не ошибаюсь, в ноябре, нас с С. пригласили поучаствовать в ОРМ в управлении ФСБ. Дальше подтверждает показания С. Оперуполномоченный предупредил, что данный никнейм принадлежит женщине.

Прокурор ходатайствует об оглашения материалов дела в связи с противоречиями. Оглашают показания. От 31 мая 2019.

Свидетель Малофеев Сергей Владимирович, майор полиции, старший оперуполномоченный, сотрудник Центра "Э" из Медвежьегорска:

— Мною был выявлен факт размещения на странице группы "Народная самооборона", с оправданием теракта в Архангельске, который откомментировали ряд пользователей. В том числе молодой девушки, личность которой потом была установлена. Комментарий был: "Мир праху его, герой". Я предварительно квалифицировал этот комментарий по статье 205.1 часть 2. Все это было зафиксировано, составлен протокол и направлен в ФСБ Карелии для проведения проверки и принятия решения. Насколько мне известно к этой записи также оставили комментарии жители Вологды и Твери и там тоже возбуждены уголовные дела.

– 90% преступлений в Карелии, касающиеся терроризма, совершаются в сети Интернет, – сказал Малофеев в суде.

Адвокат Екатерины Мурановой Роберт Осян несколько раз пытался задать вопросы о том, почему студенты из одной академии стали свидетелями по этому делу:

– Каким образом вы стали свидетелем?

– Не знаю.

– Вам позвонили и сказали, что нужно дать показания?

– Да.

– О чем показания?

– Дать показания о посте.

После этого судья Сергей Бровко запретил задавать подобные вопросы по причине попытки давления на свидетеля.

Остальные свидетели (всего их 15) на суд прийти не смогли. Но стороны согласились, что их присутствие не принципиально.

По ходатайству адвоката Роберта Осяна суд приобщил к делу независимое заключение лингвистической экспертизы постов и комментариев Екатерины Мурановой в соцсетях, которое по запросу УФСБ Карелии сделали во время следствия. По мнению экспертов стороны защиты, документ, который лег в основу обвинения Мурановой, был подготовлен неквалифицированными в этой области людьми, а также с многочисленными ошибками.

24 декабря, второй день суда, начался с допроса самой Мурановой. Она заранее подготовила речь и отказалась отвечать на вопросы сторон. Явку с повинной, написанную весной 2019 года, она попросила считать частично действительной.

– Когда писала явку с повинной, я была очень взволнованна и испугана, формулировки мне подсказывали сотрудники, поэтому часть слов моих были впоследствии вычеркнуты. Я не могла сосредоточиться и неправильно формулировала свои мысли. Но в явке я написала, что никогда не поддерживала терроризм ни в России, ни вообще, я всегда считала, что терроризм – это преступление против человечества. Если посмотреть на скриншоты моей страницы, я – обычный человек. Есть записи о бессмысленности страданий с абстрактной картинкой к ней, есть музыка группы "Отпетые мошенники", также картинки с видами планет и космоса, картинка с кусочком женщины и шеей – украшения на ней, – зачитывала она свои показания.

– Я родила и воспитываю сына. Ему сейчас семь лет, я воспитываю сына одна, так как отец Вани проживает в Петербурге, а мы с Ваней в Медвежьегорске. Когда мы расстались с отцом Ивана, он и отец больше не виделись, отец не интересуется жизнью сына. Мой сын признан ребенком с ограниченными возможностями здоровья: у него задержка речи, бронхиальная астма и аллергия на пыль и другие раздражители. Ваня посещает детский сад комбинированного типа, я много времени провожу с ним, занимаюсь с ним после садика, выполняю рекомендации педагогов о занятиях Ивана, я всегда стараюсь быть рядом с ребенком, – рассказала Екатерина Муранова судьям.

По ее словам, ее отец недавно перенес операцию по удалению тромба, у него много других болезней, но ее родители работают и много помогать ей с ребенком не могут. Сама Катя подрабатывает в интернете расшифровками текстов, ей помогают сочувствующие люди. Каждый месяц она тратит около трех тысяч рублей на лекарства для Вани.

Закончился второй день прениями сторон. Прокурор Сергей Скворцов запросил для Екатерины Мурановой 500 тысяч рублей штрафа и на два с половиной года запретить ей деятельность в интернете. Защита попросила ее оправдать, поскольку "нет доказательств в пользу обвинений, Муранова невиновна".

25 декабря суд присудил Екатерине штраф в размере 350 тысяч рублей. Её адвокат, Роберт Осян, сообщил, что они с подзащитной считают приговор несправедливым и будет обжаловать его в апелляционной инстанции.

Из последнего слова Екатерины Мурановой, признанной в среду виновной "в оправдании терроризма":

"Я хочу рассказать, как жила на момент произошедшего. Когда был написан мой комментарий и текст, я находилась под эмоциями. И когда происходят такие события, как терроризм, война, какие-то военные события, я очень тяжело, близко к сердцу все воспринимаю. Чтобы разобраться в том, что сделал Жлобицкий, я начала искать информацию о нем. Для себя я хотела уяснить, почему и как он пошел на этот поступок.

Этот текст был в свободном доступе, он не был запрещен, любой человек его мог найти и прочитать

Я нашла текст, который был написан Лукичевым или не им, потому что он тоже говорит, что нашел его на просторах интернета (Вячеслав Лукичев из Калининграда был первым осужденным по делу об оправдании терроризма, возбужденном после подрыва Жлобицкого в приемной УФСБ, Лукичева оштрафовали на 300 тысяч рублей). И разместила кусок текста у себя на странице, чтобы разобраться в терминологии, в каких-то моментах, но на момент размещения текста я ни в коем случае не оправдывала действия Жлобицкого, я не считала правильными действия Жлобицкого. Я ни в коем случае не думала, что этот текст впоследствии станет причиной разбирательств, что в нем найдут какой-то экстремистский умысел и оправдание терроризма. Этот текст был в свободном доступе, он не был запрещен, любой человек его мог найти и прочитать. Ни в коем случае одобрять терроризм, иметь злой умысел я не собиралась.

Я никогда не участвовала в конфликтах, не была зачинщицей драк и споров. В школе у меня были тяжелые отношения с одноклассниками, для них были непонятны мои увлечения: я занималась музыкой, общалась с ребятами постарше, более интеллектуально развитыми. Я не понимала агрессии людей, которая направлялась на меня, я всегда в обществе старалась любые конфликты урегулировать.

На протяжении последних 10 месяцев, когда мне заблокировали счета, я не могла устроиться на работу, не могла устроиться в Центр занятости, потому что нужны были данные счета, мне было тяжело, потому что каждый день могли вызвать к следователю. Я не знала, как себя вести, потому что первый раз столкнулась с правосудием, когда от человека добиваются каких-то показаний.

Для меня идеология анархизма просто интересна своими постулатами, понятиями. Я и агрессия – несовместимые вещи, и оправдывать терроризм, и оправдывать смерть человека, которая понесла смерть других, – это ужасно"

По материалам страницы и

Напомним, что вскоре после возбуждения дела об "оправдании терроризма" Екатерину Муранову внесли в реестр "экстремистов и террористов" Росфинмониторинга и заблокировали все счета. Из-за этого, а также необходимости много заниматься больным ребенком, ей очень трудно официально устроиться на работу.

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости