28 июля исполнился год со дня знаменитой химкинской демонстрации, участники и участницы которой - от 300 до 400 молодых анархистов и антифашистов из Москвы и Подмосковья прошли от железнодорожной платформы до здания химкинской городской администрации, приветствуемые местными жителями, а затем зажгли дымовухи, закидали здание органа власти камнями, а также оставили на его стенах несколько надписей спрэем. Это был протест не только против наглой вырубки бесплатного Химкинского леса под сомнительной ценности платное шоссе Москва-Петербург, но и против тех методов, которыми рубщики пытались оградить свои действия от общественного протеста. Экологов, мешавших строительной технике, разгоняла не только милиция, но и замаскированные футбольные хулиганы, в некоторых из которых, когда маски сползли, протестующие опознали ультраправых.
Демонстрация была стихийной - её провели вместо концерта двух московских хардкор-групп, Пётр Силаев, вокалист одной из них, "Проверочной линейки", по ходу демонстрации подбадривал её участников кричалками в мегафон (мегафон - один из его традиционных "музыкальных инструментов", в сети можно найти старые записи, на которых видно, как Силаев выкрикивает свои песни-речёвки именно в мегафон: "Время отвечать за свою культуру! Время отвечать!).
Отвечает Пётр до сих пор - успев упорхнуть из страны на следующий же день после демонстрации, он уже побывал бездомным бродягой в Западной Европе, сквоттером-захватчиком бесхозного жилья, заключённым польского лагеря для нелегальных мигрантов, а теперь вот выправляет бумаги на политического беженца в одной из соседних с Россией стран.
Ещё один из "ответчиков", москвич Денис Солопов, активист антифашистского движения, художник (первые выставки его картин прошли недавно в Киеве и Москве) и ювелир по образованию, сидел со 2 марта по 13 июля этого года в Лукьяновской тюрьме, печально знаменитом киевском СИЗО, где успел переболеть воспалением лёгких, а день победы над фашизмом, 9 мая, встретить в карцере. Дениса подло арестовали прямо у здания Киевской миграционной службы, которая отказала ему в статусе беженца.
Тот факт, что он к тому моменту уже бы признан мандатным беженцем ООН и имел соотвествующий статус, подтверждённый киевским представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, украинских тюремщиков не остановил, - у них был на руках запрос об экстрадиции Дениса в Российскую Федерацию. Но не зря были все акции протеста, не зря товарищи в Киеве, Москве, Нижнем и других городах выражали свою солидарность: 28 июля 2011 года Денис Солопов покинул Украину, отправившись в эмиграцию дальше, в третью страну, которая согласилась его принять как политбеженца.
Ещё двое участников той демонстрации выслушали в конце июня приговор Химкинского суда. Алексей Гаскаров, корреспондент сайта ikd.ru (Институт "Коллективное действие" специализируется на освещении и анализе социальных протестов в России уже почти семь лет, большую часть этого времени Алексей является его сотрудником), был оправдан, а студент РГГУ Максим Солопов приговорён к двум годам условно. Удивительное решение, учитывая, что против обоих давали путаные показания одни и те же свидетели, сам факт нахождения которых в Химках в момент демонстрации был защитой подсудимых оспорен.
Этому в большой степени "вегетарианскому" приговору предшествовала отсидка Алексея и Максима в Можайском СИЗО на первом этапе предварительного следствия - с конца июля до второй половины октября 2010 года, а также мощная общественная кампания за их освобождение. Так, в первые международные дни действий, 17-20 сентября 2010 года, 36 акций протеста прошли в 32 городах 12 стран Восточной и Западной Европы, а также Северной Америки.
Акции, разумеется, проходили и в России, Сибири и Украине. Кампании за освобождение химкинских заложников удалось в короткий срок мобилизовать в поддержку молодых российских активистов не только жителей Москвы, Петербурга и Киева, но также - Кракова, Стокгольма, Копенгагена, Парижа, Лондона, Берлина... В Афинах и Нью-Йорке акции за освобождение Алексея и Максима прошли в конце сентября прошлого года дважды.
До сих пор продолжают отвечать и за ту демонстрацию, и за свою культуру протеста, включающую камни, дымовухи и краску в баллончиках многие политбеженцы из Москвы, не ставшие оформлять своего статуса, в отличие от Дениса Солопова и Петра Силаева. Они рассредоточились по разным городам и странам, ведут укромный образ жизни, уже год не видели друзей и родственников и всё ещё опасаются возвращаться. К бегству из Москвы их вынудила беспрецедентная в новейшей истории России кампания массового запугивания той молодёжной субкультурной среды, к которой многие из них принадлежали - антифашистского панк-хардкор сообщества. Практически весь август 2010 года не только в Москве и Подмосковье, но и в других областных центрах - Нижнем Новгороде, Костроме - шли задержания, обыски, допросы и избиения.
В подмосковном Жуковском перед концертом арестовали сразу 70 человек, в Костроме - более 260. Антифашисту Александру Пахотину вёдшие допрос обещали отрезать ухо, после избиений он несколько недель приходил в себя. Но не отстали от него и теперь, год спустя. В начале июля уже этого, 2011 года, его вдруг неформально пригласили зайти побеседовать на Петровку, 38. Александр резонно ответил звонившему, что предпочитает общаться со следователями только по повестке. Но повестка для московских следователей - это, видимо, что-то чрезвычайно трудное, проще, вероятно, выследить стропотивого свидетеля и избить - что и произошло с Александром Пахотиным.
Ещё одно свидетельство неутихающего интереса карательных органов к участникам химкинской демонстрации прошлого года - медийная "утка", пролетевшая по российским СМИ в конце июня и прокричавшая в своём коротком полёте, что Пётр Силаев якобы арестован Интерполом в Брюсселе по запросу российских правоохранителей. Антифашисты быстро опровергли ложь - Пётр в это время удил рыбу, и вовсе не в Брюсселе. Видимо, так органы пытались, как могли, залатать свою репутацию вскоре после проигрыша в Химкинском суде в деле против Гаскарова и Солопова.
И всё это время продолжается эпопея с собственно Химкинским лесом - большой прошлогодний митинг на Пушкинской площади с Артемием Троицким, Юрием Шевчуком и Марией Любичевой, вокалисткой популярной группы "Барто", приостановка вырубки, злобная музыкальная пародия на активистов от одного музыканта, в прошлом казавшегося "альтернативным" и "неформальным", а теперь, как оказалось, поющим чуть ли не с голоса "министерства Правды", зимние объятия с деревьями, весенние субботники, наконец, встреча президента РФ с общественниками и его заявление, что трасса всё-таки пройдёт через лес, потом анти-озёрный форум, на который приезжает каждой оппозиционной твари по паре (где они все были во время постоянных митингов и боданий в Химках?), и использование ими беды химчан в качестве повода получить трибуну накануне электоральных событий 2011-2012 годов, наконец палаточный лагерь "Хранителей радуги" и других эко-анархистов, открывшийся накануне первой годовщины знаменитой демонстрации, 27 июля 2011 года...
Что показал этот год? Что любой, даже очевидно антиобщественный проект в нашей стране, если за ним стоят большие деньги и власть, всё равно будет продавлен. Что управы на криминализованную местную власть по-прежнему нет: никто из начальников, втянутых в сомнительные дела, не отправлен не только под суд, но даже в отставку. Что сила общественной солидарности всё-таки кое-что может - если уж не остановить зловредные проекты, то хотя бы отбить активистов, попавших в плен к карательной системе, вытащить людей из тюрьмы.
Что радикальное политическое действие, которой была прошлогодняя демонстрация, вполне эффективно для привлечения внимания к острым проблемам, но должно быть хорошо эшелонировано, обеспечено инфраструкторой, путь и неформальной, иначе эмоциональные, политические и физические потери движения будут слишком велики и, возможно, поставят под вопрос само его существование. И, наконец, то, что сопротивление не бесполезно. Это, возможно, самый важный урок для общественного движения, который, однако, надо повторять и повторять. Ну, сами понимаете, в нашей-то стране, да ещё если с умом и талантом, надо сильно стараться, чтобы проворачивать противника над костром на вертеле. И ведь как только расслабишься, глядь - а это уже он тебя над костром проворачивает... Но надежда есть. Да и будущее - ещё не написано.
Влад Тупикин
27-31 июля 2011 года
Ссылки по тематике материала:
Добавить комментарий