Волин: Ленин и анархизм

11 августа 2012 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Волина. Всеволод Михайлович Эйхенбаум (Волин) (11 августа 1882— 18 сентября 1945) — известный русский анархист, один из создателей первого Петербургского Рабочего Совета, участник махновского движения, автор книги по истории Великой русской революции "Неизвестная революция". Подробнее о его биографии можно узнать здесь: Пол Аврич. В.М. Эйхенбаум (Волин): человек и его книга

Благоразумные, аккуратные и осторожные «социалисты» на каждом шагу упрекают гражданина Ленина в приверженности к анархизму.

Возражение гражданина Ленина сводится всякий раз к одному. Подождите, я еще не совсем анархист.

Анархисты нападают на Ленина за его пристрастие к догме марксизма.

Возражения гражданина Ленина сводятся всякmий раз к одному и тому же. Подождите. Я уже не совсем марксист.

Мы чувствуем, наконец, желание сказать всем, смущающимся в сердце своем. Не тревожитесь и не ждите. Гражданин Ленин — совсем не анархист.

***

Гражданин Ленин утверждает, что в целях свержения буржуазии, необходимо, прежде всего, захватить власть и создать в нем, - в этом новом, революционном государстве, - сильную власть, жестокую «диктатуру пролетариата». В этих целях, гражданин Ленин захватывал, с помощью своей партии, и захватил государство и власть. В этих целях, гражданин Ленин со своими коллегами, проводит «диктатуру пролетариата»...

Согласитесь, что необходимость предварительного захвата, - с помощью политической партии, - государственного аппарата и центральной власти есть одно из основных положений марксизма.
«Да, - кричат благоразумные, аккуратные и осторожные марксисты, - но гражданин Ленин отрицает парламентаризм, отбрасывает Учредительное Собрание, собирается распылить власть по Советам, толкует о коммунизме, делает глазки анархистам... Разве это марксизм? Разве это социализм?»...

***

Анархисты всегда утверждали, что путь к социализму лежит не через организацию масс в политическую партию с целью захвата власти в государстве, а через классовую, беспартийную, боевую самоорганизацию масс с целью непосредственного перенятия всех средств и орудий производства, передвижения и обмена.
Каждый путь имеет свою неумолимую последовательность.

Путь анархизма проходит через самостоятельные организации масс.

Путь марксизма неизбежно проходит через государство, политическую власть и политическую диктатуру.

Путь анархизма проходит через самостоятельные организации масс. «Политическая борьба», - на этом пути, признается лишь как отпор со стороны этих организаций политическому насилию и сопротивлению буржуазии. «Диктатура» на этом пути означает лишь самозащиту со стороны этих организаций.

Русская революция с самого начала пошла стихийно по анархическому пути. Советы, фабрично-заводские организации, крестьянские и иные комитеты должны были быть, по существу, внепартийными, классовыми организациями трудящихся масс. Роль социалистов была — помочь этим организациям выдержать и отбить натиск буржуазии, объединиться и усовершенствоваться, приступить к организованной экспроприации и осуществить переход к социалистическому общежитию.

Но могли ли «марксисты» понять и выполнить эту роль? Конечно, нет. Ибо их путь проходил «по иным землям».
И вот, Ленин и его единомышленники, насилуя природу и логику вещей, отвлекли эти массовые организации от их естественного пути и перетянули их на свой «марксистский» путь.

Путь этот ныне пройден. И что же? Насилие над логикой и правдой вещей дает о себе знать. «Государство», «власть», «диктатура» — трещат, трещат... Массы снова тянуться к оставленной, позабытой дороге... И гражданин Ленин прав, говоря: мы отбрасываем парламентаризм, Учред. Собр., и другое потому, что Революция породила Советы...

Да, Революция породила... Не Советы только, а вообще, — правильное, здоровое стремление к классовой, внепартийной, внегосударственной, неполитизированной организации. В этом стремлении — спасение Революции. И гражданин Ленин был бы прав, если бы признал давным-давно, на заре своей юности, что истинная революция пойдет именно этим путем. Увы, он был в это время «чистым марксистом»...

А теперь?.. О, конечно, все более и более сознательные анархические тенденции масс смущают его. С прежнего пути — массы уже свели гражданина Ленина. Он уступает, он сдается, он оставляет «государство», «власть», «диктатуру» лишь на час, на минуту, на «переходный момент»... А потом... потом анархизм, почти анархизм, советский анархизм, ленинский анархизм...

И благоразумные, аккуратные и осторожные «марксисты» в ужасе кричат: «Вы видите? Вы слышите? Вы понимаете? Ведь это ужас! Разве это марксизм? Разве это социализм?»

Но, Бог мой! Разве вы не предвидите, граждане социалисты, что скажет Ленин, когда нынешняя власть укрепится и станет возможно не прислушиваться к голосу масс?

Он вернется на свой привычный, проторенный путь. Он создаст самое подлинное «марксистское государство». И он, в торжественный час окончательной победы, скажет: «Вы видите, господа? Я опять — совсем марксист».
Остается только один, главный вопрос: не станут ли массы, ранее этого блаженного часа, «совсем анархистами», не помешают ли они гражданину Ленину вернуться к «совсем марксизму»?

Ленин и анархизм

(Голос труда № 5, 29 января 1918 г.)

Комментарии

Ну не долго Ленин заставил ждать ответа)))

Рейтинг: 3 (1 голос )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Почему в некоторых странах так усилилась леволиберальная пропаганда, направленная на защиту безопасности? Даже на уровне речи требуется исключить любые признаки агрессии, не говоря об отношениях. Может быть, они хотят полностью лишить общество агрессии, чтобы лучше им управлять? Это хорошо...

3 дня назад
14
Michael Shraibman

Эта тема практически неизвестна в России. В сотнях преимущественно арабских городов и сел Сирии, где нет правительства, работала годами система Местных Советов (МС), преимущественно беспартийных, которые обеспечивали коммунальные услуги и поддерживали порядок на местах в отсутствие...

4 дня назад
4

Свободные новости