События в Беларуси показали силу заводского рабочего класса

Рабочий класс Беларуси (рабочий класс в широком смысле, и рабочие, и неруководящие специалисты) стал важным компонентом протестов. Судя по информации, которая приходит из этой страны, десятки трудовых коллективов вливаются в политическую забастовку. Названия мелькают каждую минуту - БМЗ, ГродноАЗОТ, Химволокно, Гефест и так далее. Останавливаются мебельные фабрики и стройки, протестуют рабочие ДЕПО. К ним присоединяются медики, научные коллективы и даже актеры театров.

Люди очень устали. Их раздражает репрессивная диктатура - у многих родственники, друзья, знакомые, соседи оказались арестованы и подвергаются пыткам. Кроме того, рабочих раздражают унижения со стороны начальства. Так например, железнодорожники протребовали прекратить унижения со стороны начальства во время проверок. Российский политолог Б.Кагарлицкий сообщает, что в отдельных случаях выдвигаются различные экономические требования. В РБ 10 лет продолжается экономическая стагнация и это так же стало причиной забастовок - рабочие говорят о невыносимо низких зарплатах. К ним добавляются последствия глобального экономического спада и пандемии. Впрочем, не все предприятия, проявляющие активность, полностью бастуют. Некоторые останавливают работу на несколько часов, организуя протестные митинги и демонстрации.

Трудящиеся крупных государственных фабрик или заводов со смешанным (частным и государственным) капиталом долгое время считались лояльными режиму - Лукашенко сумел избежать российско-украинской катастрофы 1990-х, сохранив их рабочие места. Поворот рабочего класса против режима означает радикальные перемены в белорусской политике. Кроме того, эти стачки могут нанести удар по экономике страны.

Существует миф о том, что в современном мире нет рабочего класса, который в прошлом был большой частью населения. В действительности все ровно наоборот. В начале 20 века рабочие фабрик и заводов России составляли всего 1-2 процента работников. Сегодня 20 процентов, в 10 раз больше. В Беларуси - это около четверти населения, как и в промышленно развитых странах - США, Германии, Японии, Южной Корее. Более того, в мире никогда-никогда-никогда не было такого гигантского по численности рабочего класса (рабочих и неруководящих специалистов) как сегодня. Только в одном Китае около 200 миллионов фабричных рабочих - примерно как все население Европы в конце 19 столетия.

Особенностью Беларуси является то, что она была передовой частью научно-промышленного комплекса СССР. Эта страна сохранила заводы к настоящему времени. Любопытно, что либеральный экономист Владимир Милов отмечает более высокий средний уровень подготовки белорусских специалистов, чем в России. При такой концентрации квалифицированного рабочего класса - опытных специалистов, не лишенных чувства собственного достоинства, умеющих делать сложные умные вещи, неудивительно то, что происходит сегодня.

К сожалению, значительная часть белорусского рабочего класса может потерять работу в ходе будущих приватизаций или закрытия фабрик. Это станет реальностью в ближайшие годы. Это станет трагедией для сотен тысяч людей и социальной катастрофой. Часто либерал-демократы, приходя к власти в Восточной Европе, уничтожали крупную промышленность. Это значит погрузить общество в хаос в стиле 1990х, когда была разрушена половина заводов и НИИ СССР. Это значит разрушить людей в нравственном и физическом отношении. Они - еще вчера уважаемые специалисты - теряли работу, став нищими, став мелкими торговцами, продавцами или безработными, превращались в алкоголиков или шли в бандиты. Гнусная ситуация в стиле гайдаро-чубайсовской России 90-х может прийти в Беларусь. Я ездил по стране в 90е годы, был на бастующих предприятиях и видел то, что тогда случилось. Государство передавало заводы бандитам за бесценок, те их разбирали на металл, продавали станки. Что творилось с людьми, с целыми трудовыми коллективами!

Впрочем, бессмысленно жаловаться на то, что политическая революция, уничтожив диктатуру, приведет к закрытию фабрик. К сожалению, эти фабрики будут закрыты и при Лукашенко. В Беларуси очень большая часть промышленности неэффективна, убыточна или является низкодоходной - обратная сторона его политики национализации. Государственные предприятия обычно убыточны или низкодоходны, поскольку их начальство живет на субсидии из казны и не заинтересовано в рационализации производства. Около 60 процентов заводов РБ убыточны или низкодоходны. Все это существовало благодаря многомиллиардной поддержке РФ. В 2019 г в России принято решение в течение 6 лет свернуть субсидирование Беларуси (об этом, в частности, сообщает Сергей Гуриев, бывший ведущий экономист Европейского банка). Лукашенко уже ходил с протянутой рукой в МВФ, но что-то там не срослось и он остался без кредитов.

Однако, пробуждение активности работников сегодня дает им шанс завтра. Они могли бы не пускать на порог фабрик приватизаторов.Это не является полноценным решением проблемы, но останавливает на время процесс уничтожения имущества и населения страны. Следующим шагом могло бы стать коллективное управление заводами. Virginie Perotin из школа бизнеса университета Лидса, синтезировав результаты научных исследований по теме “компании, управляемые работниками” в Западной Европе, США и Латинской Америке, обнаружил, что, помимо социальных выгод рабочей автономии для работника, она, предоставляя ему возможность непосредственно участвовать в управлении производством, делает работу предприятия более эффективной. Perotin приходит к следующему выводу: “Рабочие кооперативы (самоуправляющиеся предприятия) являются более продуктивными, чем обычный бизнес, рабочим персонал там действует лучше и умнее, а производство организовано более эффективно. Когда максимизация прибыли - не единственная цель компании, она может работать существенно лучше.”   Здесь речь идет об отдельных кооперативных компаниях, работающих в условиях рынка. В случае, когда и если миллионы работников создают коллективные структуры взаимопомощи, у них намного больше шансов сохранить и улучшить производство. Рабочие Советы Будапешта в 1956 году и Советы других венгерских городов и поселков планировали и осуществляли не только захват заводов. Они обсуждали захват всей власти в стране (вместе с трудящимися других отраслей, т.е. с большинством населения). Это была попытка установления прямой власти работников - регулярных собраний трудовых коллективов и подчиненных им выборных комитетов (членов которых можно сменить в любой момент, если они не исполняют волю коллектива). Это означало бы так же использование всех ресурсов Венгрии для сохранения и развития современной промышленности в интересах большинства работников и трудящегося большинства населения. Центральный Рабочий Совет (ЦРС) Будапешта, представлявший отдельные Рабочие Советы заводов, координировал всеобщую забастовку и планировал экономические перемены.

Я не знаю, как поступят работники Беларуси. Они только-только ощутили свою коллективную мощь. Они лишь смутно начинают осознавать свои собственные особые классовые интересы. Но если они отдадут заводы новому правительству (или оставят их в руках старого) неизбежна катастрофа: их заводы закроют, их жизнь и жизнь их семей будет разрушена очень быстро.

Комментарии

В такой статье неплохо проводить исторические параллели с польской "Солидарностью". Которая тоже показала силу рабочего класса Польши. Но которую сознательно использовали для политического переворота от социализма к капитализму западные страны в Холодной войне. И как результат нет ни "Солидарности" ни той верфи на которой она была создана. Все уничтожили рыночные реформы. Это важный опыт. Хорошие грабли для всех других организаций рабочих. 

Рейтинг: 1.5 (2 голоса )

Где-где был  "социализм"? В Польше, где  партийные комитеты в интересах государственной бюрократии полностью контролировали промышленное производство и расстреливали рабочих? Если это был "социализм", то спасибо, не надо.

Ещё очень характерно для вас ( сталинистов), что вы целиком отказываете людям в субъектности. Для вас все протесты - игра таинственных и зловещих "западных стран", а что хотят беларусы, поляки или украинцы, вам вообще неинтересно, вы даже не верите в возможность действительно народных восстаний. Их типа просто используют проклятые капиталисты, поэтому лучшее, что могут сделать люди, это продолжать терпеть издевательства, диктатуру и дегуманизацию, и ожидать, когда адепты церкви Ленина-Сталина придут и спасут их истинно верным способом.

Разумеется, не придут и не спасут (а если и приходят, то всё оказывается ещё кошмарнее).

Кстати, Гданьская верфь, вообще-то по-прежнему существует, просто стала гораздо меньше. Ностальгии по Советскому блоку я лично у знакомых поляков не наблюдаю ни разу. Да, к сожалению, мечты первой "Солидарности" о всеобщем самоуправлении не сбылись и Польша стала обычной европейской либеральной демократией. С экономической точки зрения я не уверен, что сейчас благосостояние среднего поляка меньше, чем, скажем, в 1988 году. Было бы интересно посмотреть статистику, но мне кажется, что скорее благостостояние выше. Как анархо-коммунист, я, конечно, думаю, что культивирование буржуазных и довольно мещанских ценностей современной западной цивилизации - это не самое лучшее, что может происходить. Но жизнь под властью "старших товарищей" из Москвы (которые почему-то называли себя "коммунистами") была бы ещё хуже, беспросветнее и архаичнее. А сейчас у поляков хотя бы есть опыт успешного восстания - и это крайне важно, на мой взгляд.

Надеюсь, такой опыт появится и у беларусов.

 

Рейтинг: 5 (2 голоса )

1. В Польше во времена власти компартии не было никакого социализма. Как не было его и в СССР. Был чиновно-бюрократический государственно-партийный аппарат, который владел фабриками-заводами-газетами-параходами. Как писал о этом историк Сергей Павлюченков, "промышленность и ресурсы были в собственности чиновного аппарата государства, а государство было в собственности у партии" (ЦК назначало руководителей основных ведомств из числа, обычно, партийцев, и имело отделы, надзиравшие за работой отраслей экономики, спецслоужбами, СМИ и т.д.). Эксплуататорская система, подавлявшая рабочие протесты арестами и расстрелами (1956-1970-1981). Кстати, это та причина, по которой у сторонников самоуправленческого социализма в духе Бакунина или Рюле и ленинцев-сталинцев нет вообще ничего общего. Ленинизм-сталинизм-троцкизм защищают системы эксплуатации. Даже само понятие "левые" в современном мире лишено смысла.

Прибавление А. Польские "коммунисты" при поддержке сталинского СССР провели в новой Польше этническую чистку, выбросив из страны 5-6 миллионов немцев, 600 тыс украинцев и русинов, и после погромов сбежали 200 тыс евреев. Была создана этнически чистая Польша. Рядовые поляки получили дома, квартиры, землю и рабочие места миллионов депортированных или убитых немцев, евреев, украинцев. Так компартия расплатилась с польскими рабочими и селянами за временное согласие с их неизбранной диктатурой (выборы были, но понятно какие). Это точно показывает, кто есть большевики и в чем их суть, даже поверх рассуждений про чиновн-бюрократизм и эксплуатацию.

 

2. В августе 1980 в Польше началась социальная революция, 7-9 миллионов рабочих остановили заводы и создали забастовочные комитеты, причем на заводах их работа транслировалась через радио-узлы и собрание работников имело над комитетами власть. А они выбрали Межзаводской забастовочный комитет, который заседал в Гданьске - каждый заводской комитет мог связаться по телефону со своим делегатом и дать ем наказ или отозвать его.

 

3. Проблема началась, когда на смену системы советов стали приходить управденческие структуры профсоюза Солиарность. Рабочие, доверявшие оппозиционным интеллигентам и не будучи достаточно активными, отдали им власть. Солидарность создала слой из 40 тыс профессиональных управленцев (чиновников\переговорщиков), которые сосредоточили постепенно управление движением в своих руках. Став привилегированными управленцами, они стали опасаться резкой смены системы и тормозили дальнейшее развертывание революции. Тем не менее, съезд Солидарности в Гданьске принял в 1981 г программу рабочего самоуправления. Однако, эта история показывает контр-революционность любого профсоюза.  Единственным  известным инструментов  класса остаются Советы.

 

4. В 1981 году власть в компартии и Польше получил военный В. Ярузельский. Он ввел военное положние, арестовал 5 тыс высших чинов профсоюза Солидарность и разгромил движение силовыми ударами ОМОНа (ZOMO).

 

5. После этого в Польше Компартия (!) - начала глубокие рыночные реформы, стала строит капитализм. Именно так, не Солиларность, а Компартия. Появились хозрасчет на госфабриках, частные фабрики. Родственник моего приятеля, поляк, стал при коммунистах очень состоятельным человеком, открыл собственный завод. Эти реформы, согласно анализу социолога Н.Коровициной, привели к резкому расслоению польского общества. Если в 1980 -1981 интеллигенты и рабочие выступали с общими уравнительно-социалистическими и самоуправленческими идеями, то в конце 1980х произошло резкое расслоение этой двойной базы Солидарности, многие интеллигенты стали выступать за строительство капитализма. Когда в 1989 Солидарность восстановилась, в ней было несколько сотен тысяч рабочих, вместо 10 миллионов, и ее руководство выступало за капитализм, а низы - за социализм. Это была во многом другая организация, хотя часть вождей осталась прежними.

 

6.  Придя к власти в 1989-1990 руководство Солидарности неожиданно для рабочих усилило приватизационные реформы (начатые, напомню, коммунистами). Началась трагедия. Приватизированные заводы закрывались или увольняли часть работников. Рабочие были шокированы, но они так ненавидели коммунистов за годы бедности и расстрелов\арестов. Они верили, что Солидарность ведет государство куда надо. Другие начали возмущаться. Группа активистов во главе с Марианом Юрчеком из бывшей Солидарности, создала Солидарность-80, новую организацию, обвинив верхушку в предательстве и заявила о возвращении к идеалам 1980 г. Но было поздно. Страшная трагедия обрушилась на рабочий класс, тяжелая  промышленность - база Содиарности - была уничтожена, заводы закрыты. Около 50 процентов промышленности страны были уничтожены. Верхушка страны сказочно обогатилась, новые и старые вожди набивали себе карманы и жали друг другу руки. Сопротивление было слабым. После разрушения тяжелой промышленности, рабочий класс Польши потерял во многом свое влияние.

 

7. Ужаснувшись, большинство поляков... отдали на выборах голоса за бывших коммунистов! Но они, во главе с Квасневским, только усилили приватизации, они тоже хотели жрать в три горла, разворовывая заводы.

 

8. Да, в итоге поляки, пройдя через трагедии, стали жить в материальном отношении несколько лучше, чем в 80е. И, конечно, они живут посвободнее. Но они прошли через страшные трагедии - через двойное предательство профсоюза Солидарность, сначала в 1981, потом в 1989, через разрушение промышленности. Миллионы поляков эмигрировали - они шлют деньги домой, что помогает другим. В более богатых странах на них смотрят снизу вверх, польского трудового мигранта презирают, "польский сантехник" - это стало мемом.  Социальное расслоение росло, поэтому, не смотря на рост экономики в нулевые и десятые, огромная часть населения не получала выгод от роста. Тогда поляки... проголосовали за крайне правых популистов. Эти стали выдавать помощь за рождение детей, немного, но  либерал-демократы не давали и этого. Современная Польша расколота на отмороженных крайне правых популистов (поддержим деньгами католические польские семьи, запретив аборты) и  лицемерных неолибералов (мы против мракобесия, за парады ЛГБТ, Евросоюз и никакой социальной помощи неимущим).

 

9. Что я вижу? Трагичную, страшную и жалкую историю.  У меня нет ответов на вопросы про лучше-хуже, кроме трудовой республики на каждом заводе. Все остальное - ужас ужасный. Хотя, благодаря борьбе работников поляки стали жить чуть лучше... но какой ценой.

Рейтинг: 4 (2 голоса )

Nevermore

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости