На периферии так принято: «Тренды порядка и хаоса», эпизод 123

Всем привет! Мы продолжаем наш еженедельный подкаст «Тренды порядка и хаоса». Это эпизод 123. Сегодняшний выпуск представляют участники проекта Antijob.

Послушать на SoundCloud

Выборы, выборы ...

В этот раз мы позволим себе немножко раздвинуть рамки подкаста и зацепить события предыдущей недели. Как вы думаете, что же могут сделать власти РФ за 3 дня? Киев они взять за это время не могут, зато победить на своих псевдовыборах вполне. А таковые проходили в России с 8 по 11 сентября. Мы, как сторонники непосредственной прямой борьбы рабочих за свои права и интересы и рабочего самоуправления на предприятиях, весьма, скептически относимся в принципе к представительной парламентской демократии, но тут вынуждены признать, что и вместо нее у нас осталось только «голосование на пеньках». И, разумеется, всеобщее принуждение бюджетников и работников окологосударственных компаний голосовать за Единую Россию и ее кандидатов.

Как обычно, работников в массовом порядке заставляли регистрироваться для электронного голосования. Здесь и свердловские врачи, учителя и другие бюджетники из Московской области, работники жкх из московского «Жилищника», сотрудники Почты России и чиновники из Дзержинска, учителя и работники Минсельхоза Нижнего Новгорода и многие многие другие. Мы не вели специальный мониторинг по этому поводу, но подобных новостей было море, а работники московского метрополитена оставили на нашем сайте по этому поводу отзыв:

«9 сентября во всех службах Московского метрополитена сотрудников с московской пропиской принудительно заставляли проголосовать онлайн через сайты мос.ру, госуслуги и через валидаторы УИК. Сотрудникам звонили в неурочное время, задерживали их на рабочих местах. Были угрозы лишения премии и прочие классические приёмы принуждения и подавления собственной воли».

И кстати, это далеко не первый случай принуждения работников метро к голосованию.

Лидер профсоюза «Московского метрополитена» Николай Гостев в 2021 году сообщал о том, как начальство ГУП обязывало сотрудников сдать личные контакты их близких для использования на предстоящих выборах в Госдуму. В доказательство он предоставил аудиозапись, где в приказном порядке ставилась задача собрать и предоставить персональные данные: ФИО, телефоны и даты рождения.

Похожая история с выборами произошла и в 2018 году – профсоюз метро рассказал о том, как всех работников заставляли приходить на работу с открепительными удостоверениями, чтобы на рабочем месте под контролем и проголосовать.

Как и на предыдущих «выборах», у работников требовали фотоотчета о том, что они проголосовали. Но в этот раз технологии шагнули еще дальше, работникам предложили отчитаться о голосовании при помощи передачи через смартфон своей геопозиции.

Ну и в конце концов работников привозили прямо на избирательные участки и заставляли голосовать за «правильных» кандидатов. Так, например, в этот раз было в алтайском селе Онгудай. Там сотрудников скорой помощи привозили, внимание, на машинах той же скорой помощи.

Для некоторых выводов, что будут сделаны в конце этого подкаста, нам надо запомнить, что в современной России контроль работодателя над работником зачастую выходит за рамки непосредственно их экономических отношений и распространяется в том числе и на политическую сферу.

Труд заключенных

Тем временем ‌на фоне тотальной нехватки кадров в стране среди российских работодателей набирает бешеную популярность новый тренд – привлечение на рабочие места осуждённых. В отличие от мигрантов и пока ещё свободных граждан РФ, зеки никуда не денутся – они всегда доступны и уже осуждены. Работодатели расхватывают осуждённых к принудительным работам «как горячие пирожки» – ФСИН отмечает, что по итогам 2022 г. охват трудом таких осуждённых составил 99%.

ФСИН также сообщает, что с 1 октября 2023 г. вступят в силу изменения в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, которые позволят привлекать осуждённых к принудительным работам у индивидуальных предпринимателей.

Восторженные отзывы о своём опыте трудоустройства зеков уже оставили в СМИ такие гиганты, как Сбербанк, сетевой гипермаркет «Лента», РЖД и, конечно, Ozon.

В Ozon-е рассказали «Ведомостям», что «чрезвычайно довольны работниками из-за решётки»: теперь показатели эффективности у работников компании на четверть выше средних, невыход на работу снизился на 17%, а текучесть персонала – на 9%. Самое приятное, конечно – низкие зарплаты. Ведь заключённый «рад» любым деньгам и не может требовать повышения оплаты труда.

Исполнительный директор предприятия «Гофрон» Алексей Белодворцев также поделился впечатлениями: «Зарплату поначалу определяем 19 тысяч рублей в месяц. Меньше закон не позволяет – это МРОТ для Московской области, а больше – не заслужили пока».

Конечно, заключенными нельзя заместить наемных работников, но для того, чтобы понять, что же из себя представляет государство РФ, знание о таких не очень капиталистических в традиционном понимании способах привлечения рабочей силы нам  очень поможет.

«Героизм начальников»

Ну а теперь о трудовых подвигах. Во вторник в поле под Новосибирском совершил аварийную посадку самолёт Airbus A320. Из расшифровки переговоров пилотов выяснено, что у судна произошёл полный отказ гидравлической системы.

Экипаж сработал высокопрофессионально и героически, ведь безопасная посадка самолёта в такой ситуации – настоящее чудо. Отказ гидравлической системы любого типа крайне опасен – гидросистема самолёта отвечает за управление рулями, стабилизатором, выпуск и уборку шасси, посадочно-взлётной механизации.

«Аэробус» готовился приземлиться в Омске, однако посадка сорвалась: у самолёта не вышли закрылки. Пилотам удалось увести судно в сторону Новосибирска – в местном аэропорту взлётно-посадочная полоса длиннее. В Омске самолёт на полной скорости вылетел бы за пределы полосы.

Из-за аварийного состояния судна образовался повышенный расход топлива, поэтому самолёт не долетел до новосибирского аэропорта. Пилоты приняли решение посадить его в пшеничном поле, что с успехом и совершили, и спасли жизни 167 пассажиров и 23 детей среди них.

После случившегося глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов тут же поспешил отчитаться, что санкции, из-за которых обслуживание самолётов в России катастрофически затруднено, тут не причём, и что «с трудом, но мы находим все запчасти» (с).

Ненормальное количество экстренных ситуаций за последнее время Скуратов решил выставить как достоинство российской авиакомпании: «[Аварийные] посадки должны восстановить доверие к авиакомпании как к таковой».

В конце концов Скуратова понесло, он почувствовал себя героически и сообщил, что спасти жизни почти 200 человек удалось благодаря начальству: «Мы умеем готовить пилотов, это точно».

Ну, а российские пилоты, хорошо понимая, что из себя представляет такой героизм, и какие у него могут быть самые катострофические последствия, еще до войны и санкций массово уезжали на работу в Китай, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны. Мы рискнем предположить, что теперь благодаря мудрому руководству авиакампаний и еще более мудрому руководству РФ эта тенденция только усилится. Может быть, новых пилотов еще нарожают или же их заместят заключенными. Остается только гадать.

То, что отрасли, требующие наличия высоких технологий, серьезной подготовки кадров и бережного отношения к ним, у нас в прямом смысле загибаются, тоже весьма и весьма красноречиво показывает характер экономики, построенной в нашей стране.

Что тогда, что сейчас

А теперь обратимся к истории. Казалось бы, события, происходившие еще в 18-м веке, ни коим образом нас не касаются, но, читая о том, что было практически 3 столетия назад, мы можем поразиться схожести отношения начальства в нашей стране к подчиненным, образу их мысли и их «стратегическому расчету» на безропотную массу трудового народа.

А поговорим мы о восстании Пугачева, потому что началось оно 17 сентября 1773 года, правда, по старому стилю. Точнее не о самом восстании, а о его причинах.

Екатерина Вторая тогда как раз добивала остатки демократии у казачества. Ранее казаки могли выбирать себе атаманов и решать большой круг вопросов на казачьем круге голосованием, теперь же эти порядки отменили и стали назначать им начальников сверху из казачьей элиты. Казаки пробовали бунтовать, да безуспешно, одних их сил не хватало, чтобы добиться от царской власти уступок. Тут невольно и вспомнятся те злосчастные псевдовыборы, проходившие неделю назад, и все-все подобные прошлые выборы, которые превращались властями в фарс. Их и не отменили, как у казаков, но сделали совершенно бесполезным инструментом.

Но казаки были не одиноки в своих обидах на правительство. Были недовольны и народы, чьи территории Российская Империя захватывала и начинала по своему осваивать, отдавая во владения помещикам. В пугачевском  восстании принимали участие татары, башкиры, казахи, калмыки, удмурты, чуваши, мордва и другие народы Поволжья, Урала и Сибири. И хоть восстание Пугачева называют «русским бунтом», на самом деле бунт этот был интернациональным, когда в борьбе с притеснениями от властей русские объединились с другими народами. Любому нормальному человеку очевидно, что дружить надо не с угнетателями, а против них, и тогда это было именно так, ну и, что греха таить, именно такую дружбу нашему обществу стоило бы повторить, а не идти войной на своих соседей.

Основную же массу войск Пугачева составляли крестьяне. Мы думаем, наши слушатели в курсе, что в Российской Империи того времени подавляющая часть населения являлась собственностью помещиков и не имела фактически никаких прав, и совершенно не удивительно, что люди восстали против такого положения. Но также мы подозреваем, что мало кто знает ‐ немалую часть из этих крестьян составляли крестьяне, приписанные к уральским заводам. Их еще называли «приписными». Что значит приписные? А это значит, что государственных крестьян, которые до этого не принадлежали никакому помещику, обязывали в определенное время в году работать на заводах, которые зачастую даже не были государственными, а принадлежали различным богачам, преимущественно дворянского происхождения, реже купцам.

Интересно, что как раз в середине 18-го века в Российской Империи прошла «успешная приватизация», когда бывшие государственные заводы были отданы в частные руки, и чтобы этим частным рукам было сподручнее, в придачу к этим заводам были розданы государственные крестьяне, до этого личнонезависимые (от помещиков) и платившие подати непосредственно в казну государства.

Отрабатывать на заводе крестьяне должны был не только за себя, но и за все население своей деревни, то есть трудоспособные отрабатывали и за нетрудоспособных, а таковые составляли часто и больше 50 процентов. Кроме того, нормы выработки, установленные правительством, им же потом и повышались, что естественным образом увеличивало срок этой заводской барщины. Ну, и наконец, деревни могли находиться очень далеко от заводов. Например, даже на расстоянии 600 км. от них. И крестьянам приходилось самостоятельно до них добираться. Это время практически не оплачивалось. Крестьяне зачастую были вынуждены работать на заводах или идти к этим заводам в то время, когда они должны были заниматься своим хозяйством.

В итоге эти личные хозяйства приходили в полнейшее разорение. Работали на заводах и непосредственно помещичьи крестьяне, а также потомственные работники, непосредственно прикрепленные к заводу. Вольный наемный труд в крупной металлургической индустрии, которая как раз располагалась в основном на Урале, использовался крайне мало.

Интересно, что советские историки так и не смогли определить, к какой же собственно формации отнести такую экономику. С одной стороны - крупная промышленность, с другой стороны - крепостной труд. А так как Карл Маркс эту проблему в своих работах не освещал, то в Советском Союзе его учение, превращенное в догму, требовало от ученых вписать это явление либо в феодализм, либо в капитализм.

На наш взгляд, отчасти эту проблему разрешает мир-системный анализ, который говорит о том, что капиталистические отношения в центре мировой экономической системы зачастую требуют внекапиталистических способов эксплуатации на ее окраинах. Точнее, они их не требуют, а они зачастую оказываются выгодными для местных властей:  подневольный труд и стоит дешевле, и технологии какие-то новые внедрять не всегда обязательно. Часто их можно заменить просто большим числом работников и увеличением длительности рабочего дня. Ну, и очевидно выгодным это является и для элиты в центре мир-системы, так как дешевый труд дает более дешевый товар.

В общем, власть предержащие и там и там счастливы. Несчастно только население капиталистической периферии. Россия в этом смысле что тогда, что сейчас занимает промежуточное положение: с одной стороны, вместо развития высоких технологий качает за границу нефть и газ, а с другой стороны, сама не прочь поэксплуатировать соседние страны, например, воспользоваться дешевым трудом мигрантов из стран бывшего СССР или скупить основные столпы экономики (газ, электричество, железные дороги) целой страны, такой как Армения.

Но не менее важным фактором, определяющим, как будут выстроены экономические отношения, является политический режим. Очевидно, что при авторитаризме, какой существовал в Российской Империи и какой существует в нашей стране и сейчас, гораздо удобнее применять внеэкономические способы давления на работников. В частности, жесткими репрессиями против активных людей можно не дать возможности образоваться независимым от власти общественным объединениям, в том числе и напрямую нацеленным на поддержку прав и интересов рабочих. Таким образом, классовая борьба может быть загнана в самый дальний угол, и способность наемных работников к объединению будет пребывать в зачаточном состоянии. Что мы собственно и наблюдаем в современной России.

Демократия, даже не самая совершенная, является необходимым условием для развития рабочего движения в нашей стране.

Ну вот и всё на сегодня!  Напоминаем, что в «Трендах порядка и хаоса» участники Автономного Действия и другие авторы дают анархистские оценки текущим событиям. Слушайте нас на YouTubeSoundCloud и других платформах, заходите на наш сайт avtonom.org, подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку!

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

1 месяц назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад

Свободные новости