«Зеленый переход» для богатых, а экологическая катастрофа для бедных?

Капиталистическая экономика разрушительна в своем безудержном стремлении к прибыли любой ценой, без учета издержек. Ущерб, наносимый окружающей среде, неуклонно возрастает с каждым годом. При этом базовые ресурсы, необходимые для существования всякой жизни, становятся все менее доступными из-за загрязнений. Несправедливость и неравенство - основные черты капитализма. В условиях экологического кризиса жизненно-важные ресурсы точно так же, как и материальные, распределяются неравномерно. Правящие классы и богатые страны пытаются решить экологические проблемы за счет бедных – введением налогов или переносом вредных производств. Но «зеленый переход» для богатых и экологическая катастрофа для бедных не является решением, если мы вообще хотим иметь пригодную для жизни планету.  Об этом перевод статьи из «ROAR Magazine». Автор рассматривает проблему на примере Европы, но его размышления актуальны и для России, достаточно вспомнить новости о черном снеге на Урале и в Сибири или об удушливом смоге в башкирском Сибае.

Ущерб, вызванный загрязнением воздуха, в настоящее время сравнивается с последствиями употребления табака. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха представляет наибольшую экологическую угрозу для глобального здравоохранения в 2019 году. Отравленный воздух ежегодно убивает 7 миллионов человек, что примерно равно числу смертей, вызванных сигаретами. Неудивительно, что распространенная шутка о загрязнении воздуха в современной Индии гласит: - «Жить в Дели - это все равно, что курить 50 сигарет в день».

Аналогичная шутка, по поводу загрязнения воздуха, есть и в Китае: «Индивидуальная терапия: надень маску. Семейная терапия: купить медицинскую страховку. Если у вас есть деньги и время: отправляйтесь в отпуск. Национальная терапия: жди ветра».

К сожалению, как обычно бывает с черным юмором - шутка отражает реальность. В январе 2017 года в Китае было объявлено первое в истории общенациональное предупреждение о красном тумане. Сотни тысяч китайцев начали выезжать за границу в зимние месяцы - когда загрязнение особенно сильно. В то же время тем, кто не имеет возможности сбежать, приходится оставаться в масках и буквально ждать… воздуха.  Когда мы слышим или читаем о загрязнении воздуха, мы сразу думаем об Индии или Китае. Тем не менее, уровень смертности от загрязнения воздуха в Венгрии оказывается вторым по величине в мире, уступая лишь Китаю. Ежегодно в стране преждевременно умирает до 10 000 человек из-за болезней, связанных с загрязнением воздуха.

В 2018 году Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) опубликовало отчет, показывающий, что загрязнение воздуха вызывает почти 500 000 преждевременных смертей в Европе каждый год. В докладе предупреждается, что ущерб для здоровья в странах Восточной Европы был даже сильней, чем в Китае и Индии.

Смог в Китае

Китайская научная фантастика, европейская реальность?

Всего несколько лет назад было бы нелепо сравнивать настоящее Европы с китайской научной фантастикой: как образ будущего, исходящий из сегодняшнего Китая, мог бы рассказать нам историю о собственной судьбе Европы? Тем не менее, чтобы понять текущую экологическую катастрофу в Европе, полезно обратиться к одному из лучших современных китайских авторов-фантастов, Хао Цзинфан и ее книге «Складной Пекин».

На страницах антиутопической повести изображен будущий Пекин, который разделен на три социальных класса, каждый из которых живет на разной физической поверхности города. «Складной Пекин» описывает жестко-иерархическое общество. Главный герой работает на предприятии по переработке отходов и принадлежит третьему классу. Солнечный свет настолько скуден, что нормируется по экономическому классу. Технологии и автоматизация служат только богатым, которые живут в Первом пространстве на свежем воздухом, в то время как бедные буквально живут в мусоре и мраке.

Это действительно пугающий прообраз будущего, где миры буквально разделены - даже само Время тщательно разделено и разделено на отдельные классы - как своего рода «параллельные реальности», которые, тем не менее, взаимосвязаны и являются частью структуры одного и тот же мир, служащий тем, кто живет в Первом пространстве.

Как и в любой хорошей научной фантастике, эта история описывает не столько отдаленное будущее, сколько мир, который уже разворачивается у нас под ногами. Но что, если «Складной Пекин» не просто попытка показать текущее социальное неравенство в Китае и его быстрое развитие к своему логическому завершению - чтобы изобразить неизбежное будущее, если текущие тенденции сохранятся? Что, если этот художественный образ может иллюстрировать и текущую экологическую катастрофу в Европе, и грядущий экологический кризис?

За последние годы мы уже привыкли к фотографиям смога из Пекина, как одного из худших мест по качеству воздуха в мире. Но в наши дни мы наблюдаем похожие изображения из Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Румынии, Болгарии, Венгрии и других менее развитых европейских стран.  В конце января 2019 года 1,7 миллиона жителей Белграда, столицы Сербии, проснулись утром, чтобы оказаться в самом загрязненном городе мира. В тот день в городе и стране, где продолжаются и усиливаются антиправительственные протесты, активисты общественного движения «Не утонуть в Белграде» послали мэру противогаз с простым сообщением: «Скоро всем понадобится противогаз».

Свежий воздух на Западе, противогазы на Востоке

И вот мы переходим из «Складного Пекина» к «Складной Европе». Между Западом и Востоком Европы наблюдается резкий разрыв в качестве воздуха. Даже журнал Forbes недавно назвал его «Новым железным занавесом». Но, издание умолчало о причинах такого загрязнения воздуха, происходящего из-за применения бурого угля, в качестве основного источника энергии в постсоветских странах.

Режим «черного неба» объявлен в Красноярске

Черный снег в Кемеровской области

Проблема не столько в том, что страны Восточной Европы - бывшая Югославия и государства Восточного блока - недостаточно «развиты». Проблема заключается в том, что нынешняя архитектура Европейского Союза фактически основана на глубоком и растущем разрыве между центром (Западная Европа) и периферией (Восточная Европа). Без слаборазвитого Востока Запад не мог бы на самом деле пройти свой «зеленый переход» - или то, что немцы назвали бы «энергетическая революция».

Если когда-либо было ощутимо, что Европа быстро превращается в антиутопическую «Складывающуюся Европу» с различными пространствами качества воздуха, в зависимости от того, принадлежите ли вы центру или периферии, глобальным богатым или глобальным бедным, то это произошло в связи с нынешним запретом дизельного топливо в Германии - и его последствиями для Востока.

Сам запрет, конечно, является развитием в правильном направлении, но он не решает более глубокой экологической и экономической проблемы, которая выходит за пределы национальных границ. Даже если Германия в настоящее время, как одна из наиболее развитых стран Европы, переживает свой «зеленый переходный период», это не отменит разрушительных последствий для окружающей среды и здоровья людей в остальной части Европейского Союза.

В конце января, когда дети в Бельгии протестовали против изменения климата, стало яснее, чем когда-либо, что нельзя просто «перенести» или «экспортировать» загрязнение воздуха. Ведь в тот момент их сверстники из Македонии не могли ходить в школы, закрытые из-за экстремально высокого загрязнения воздуха в стране.

Сегодня Западная Европа буквально экспортирует «загрязнение воздуха» на периферию ЕС. По данным немецкой газеты «Handelsblatt», экспорт немецких подержанных дизельных автомобилей увеличился до 233 321 в 2017 году, что на 18% больше, чем годом ранее. Хотя основной экспорт по-прежнему идет во Францию, Австрию и Италию, значительное количество отправилось в Восточную Европу: 11 841 автомобиль отправился в Венгрию, 9 439 - в Словакию и 10 899 - в Румынию. В 2017 году импорт подержанных дизельных автомобилей из Германии в Хорватию вырос на 89%.

Но немецкая газета сознательно исказила ситуацию, преподнося ее в том ключе, что вырос «аппетит Восточной Европы к грязным старым дизелям». Будто-бы народ Венгрии, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Румынии и Болгарии не хотят энергетической революции и не хотели бы дышать свежим воздухом вместо того, чтобы носить противогазы.

В одной стране невозможен «зеленый переход»

Эта реальность «Складывающейся Европы» - уже не научная фантастика, а капиталистический реализм. Решение сегодняшних глобальных проблем (таких как изменение климата или разрушение окружающей среды) не может заключаться в воплощении подхода современной Европы: «зеленый переход» для Запада, дизель для Востока.  «Неравномерное развитие» проявляется не только в резком разделении между центром и периферией, что становится ощутимым при загрязнении воздуха. Одновременно происходит глубокое классовое разделение внутри обществ, что стало очевидным во время протестов «Жёлтых жилетов» во Франции, где правительство решило заставить бедняков оплатить «зеленый переход» через экологический налог на углеводороды.

Что становится более очевидным, когда сталкиваются с недавними сообщениями о полном планетарном разрушении окружающей среды, так это то, что «зеленый переход» для богатых и экологическая катастрофа для бедных не является решением, если мы вообще хотим иметь пригодную для жизни планету.

Вот почему перенос загрязнения на окраину или простой «налог на выбросы» - недостаточные и по своей сути «неравные» ответы на необходимость срочного «зеленого перехода» в Европе и во всем мире. Решение планетарной экологической проблемы состоит во всеобщем отказе от ископаемого углеводородного топлива в чистой и возобновляемой энергии.  Перефразируя знаменитый урок 20-го века о том, что «в одной стране нет социализма», девиз «Нового зеленого курса для 21-го века» должен звучать так: «В одной стране не существует зеленого перехода».

Сречко Хорват (Srećko Horvat) - европейский философ, журналист и политический активист.
Статья для издания «ROAR Magazine»

Перевод выполнен коллективом "Anarchonews"

Оригинал на английском

Комментарии

Представьте, что вы настолько бедны что вынуждены питаться из мусорных контейнеров. И тут к вам подходят какие-нибудь активисты и начинают призывать вас отказаться от такого питания. Интересно, как в такой ситуации можно воспринимать подобные призывы? Нормально? Фактически это ведь означает требование сдохнуть и не портить другим настроение от своего вида.

Отказ от сжигания углеводородов ничем не лучше. Единственная возможная альтернатива - ядерная энергетика - была убита заранее, задолго до сегодняшнего карбонобесия (что наводит на мысли о проектности всей движухи). Только массовое применение АЭС позволило бы отказаться от сжигания угля - естественным путем, само по себе, вытеснением худшего лучшим. А не идиотским активизмом как сейчас.

Рейтинг: 4 (1 голос )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости