Быстрые против сильных: комментарий к книге "Расторжение сделки" Кори Доктороу

Walkaway

Технологический прогресс меняет мир. Частично это происходит из-за изобретений как таковых, но даже чаще - из-за социальных изменений, которые они приносят. Новые технологии радикально меняют баланс власти. Они дают сообществам новые возможности, повышенную эффективность и новые способы защиты. Десятилетия существования Интернета были непрекращающейся чередой таких изменений. Мы видели падение существующих индустрий и появление новых. Мы видели, как государства становились сильнее в одних аспектах и слабее в других. Мы видели появление новой формы управления: многосторонней модели, в который отдельные высокопрофессиональные индивидуумы могут иметь больше власти, чем транснациональные корпорации или большие государства.

Среди множества конфликтов, связанных с властью, я хочу выделить один: конфликт между быстрыми индивидами, которые первыми осваивают новую технологию, и медленными организациями, которые приходят позднее.

В целом, лишенные власти первыми получают выгоды от прогресса: хакеры, диссиденты, маргинализованные группы, преступники и так далее. Когда они встретили на своём пути Интернет, это была великая трансформация. Внезапно они получили доступ к технологиям распространения информации, координации, организации и коллективных действий - ранее это было гораздо сложнее. Такие вещи очень воодушевляют. В первые десятилетия Интернета мы видели эту тенденцию в грандиозном росте дискуссионных форумов в Usenet, в многочисленных почтовых рассылках по интересам, в том, как Интернет "выстраивал маршрутизацию вокруг цензуры", в том, как управление Интернетом обгоняло традиционные государственные и корпоративные модели. Затем мы видели её в спорах о SOPA/PIPA в 2011-2012, в протестах на площади Гези в Турции, в разнообразных "цветных революциях" и в растущем использовании краудфандинга. Такие технологии могут радикально изменить распределение сил, особенно в условиях правительственной слежки и цензуры.

Но это лишь часть истории. В целом, технологии усиливают всех, но скорость их освоения различна. Преступники, диссиденты, неорганизованные и маргинальные слои - все они являются более лёгкими на подъём. Они быстрее начинают использовать новые технологии и таким образом умножили свою коллективную силу. Но когда до того, как именно нужно использовать Интернет, додумались уже и так влиятельные крупные организации, то у них было гораздо больше могущества, подлежащего умножению.

Это верно как для государств, так и для корпораций. Мы знаем, что правительства по всему миру милитаризируют Интернет и используют его для слежки, цензуры и пропаганды. Большие корпорации используют его, чтобы контролировать, что мы делаем и видим. Монополизация систем распределения информации только усиливает эту тенденцию.

Это фундаментальный конфликт, встроенный в Интернет и в информационные технологии вообще. Обделённые властью более эффективны в быстром освоении новинок прогресса, но у власть имущих больше силы, которую могут умножить эти новинки. Эти два тренда приводят к сражению  между быстрыми и сильными: быстрыми, которые скорее начинают использовать новое, и сильными, которые используют это новое более эффективно.

Сегодня эта война разыгрывается во многих областях информационных технологий. Вы можете видеть её отблески в конфликтах безопасности и слежки: это битвы между преступниками и ФБР или между китайским правительством и диссидентами. Вы можете видеть её отблески в конфликтах между "пиратами" и разнообразными медиа-корпорациями. Её эхо звучит, когда огромные социальные сети и гиганты интернет-коммерции давят или поглощают молодые стартапы. Она проявляется в политике, когда новые движения, зародившиеся в Интернете, сражаются против старых политических мастодонтов. Она видна даже в военном деле: используя дроны, небольшое подразделение может долгое время бомбить целую страну без малейшего риска для себя.

И эта война лежит в основе нового романа Кори Доктороу "Расторжение сделки" ("Walkaway"). Его герои относятся к быстрым: это те, кто вышел за пределы традиционного общества и процветает, потому что 3d-принтеры позволяют им преодолеть традиционные понятия о собственности. Их враги это сильные: традиционные правительства, которые пользуются своей властью просто потому что могут. Эта война гремит на протяжении всей книги: быстрые осваивают всё новые технологии, а сильные пытаются их догнать.

Вполне естественно сочувствовать быстрым, как в книге Доктороу, так и в реальном мире. Я не буду выдавать спойлеры о концовке книги (и я не знаю, как все обернётся в реальности), но прямо сейчас ситуация разворачивается в пользу сильных.

Традиционной власти удобно работать в условиях централизованной инфраструктуры, а Интернет становится всё более централизованным. Это верно для конечных точек, в которых компании типа Facebook, Apple, Google и Amazon контролируют большую часть наших информационных взаимодействий. Но это верно и посредине, где интернет-провайдеры типа Comcast всё больше контролируют то, как информация до нас доходит. Это верно для стран типа России или Китая, которые всё больше адаптируют свои сегменты Интернета под повестку своих правительств. Но это верно и для стран типа США или Великобритании, которые все больше усиливают права правительств на слежку за гражданами.

На Всемирном экономическом форуме 1996 года кибер-либертарий Джон Перри Барлоу представил свою "Декларацию независимости Киберпространства", сообщив собравшимся мировым лидерам и промышленным гигантам: "У вас нет прав повелевать нами, и у вас нет никаких методов принуждения, которых нам имело бы смысл бояться". Даже 20 лет назад многие из нас не очень поверили его словам. Сейчас они уже точно далеки от реальности.

Но если история чему-то и учит, так это тому что такие вещи цикличны. Ещё через 20 лет другие технологии - как те, которые описывает Доктороу, так и те, что никто не мог предвидеть - могут легко снова изменить баланс в сторону быстрых. Приведёт ли это к нас к утопии или к антиутопии, зависит как от самих технологий, так и от социальных изменений, которые они принесут. Я пессимист в краткосрочной перспективе, но оптимист в долгосрочной.

Брюс Шнайер
криптограф, специалист по компьютерной безопасности, публицист
перевод avtonom.org

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости