В память о Сергее Бийце

Сергей Биец

Ушел Сергей Биец. Я знал его с 1988 года. Я лежал в больнице, он приехал, привез какие-то бутерброды и... листовки для раздачи. В этом был он весь. Сергей в то время был членом Демократического союза (да-да, той организации, среди рукводителей которой была Валерия Новодворская), фракции коммунистов-демократов. Но, по-моему, он почти всю свою сознательную жизнь был сторонником идей Льва Троцкого, и, согласно принципам троцкистов, занимался "энтризмом".

Он входил со своими друзьями в более крупные политические объеднения, создавая внутри них свои фракции с целью усиления влияния внутри данной организации, с целью ее раскола и с последующим наращиванием собственной организации за счет отколовшихся. Кажется, что-то подобное он делал или пытался делать и в КПРФ. Это и есть энтризм (entryism).

Сергей Биец - редкий пример человека, который всю свою сознательную жизнь следовал приблизительно одним и тем же политическим взглядам. Наверное, такая стабильность указывает на определенную внутреннюю жесткость, негибкость, ригидность. Но можно понимать это и как верность определенным выбранным принципам. Какими бы они не были, такая верность не может не вызывать уважение.

Его взгляды мне враждебны и так было всегда. Троцкий, Ленин, Сталин - головы одной и той же гидры государственного деспотизма, которую пытались ликвидировать в 1921 году повстанцы в Кронштадте, а в 1956 году - восставшие рабочие в Венгрии, в Большом Будапеште. Большевизм в любой форме вреден. Власть партии (централизованной группировки меньшинства) и власть Советов (выборных органов самоуправления, контролируемых регулярными собраниями работников, с правом собрания сместить или заменить в любой момент депутатов) есть вещи несовместные. Для меня, как сторонника автономных (независимых) Советов, его идеи были неприятны. Идейные группы меньшинства могут влиять на общество или Советы, но не должны они править.

Однако, можно, не разделяя взгляды, относиться к человеку хорошо. Наверное, это мой случай. Мне кажется, что Сергей был хорошим человеком. Не помню, чтобы он кому-либо сознательно делал зло. Партийные разборки и фракционизм тут не в счет. Никаких партийных ссор у меня с ним не было и не могло быть из-за несовместимости взглядов и непребывания в одной группировке. Может это и к лучшему. Партийные фракционные ссоры, связанные с ним, прошли мимо меня... слышал, что там были все время какие-то конфликты, но, к сожалению, такова политика, даже в микропартиях. Исключений очень мало.

Невозможно говорить о Сергее, не касаясь политики, потому что он в ней присутствовал весь. У него, сколько мне известно, была бурная насыщенная событиями личная жизнь, он женился и разводился, и жены его, в той или иной мере, тоже принимали участие в полит-активности.

Существует болезненный и сложный вопрос о том, насколько современный политический активизм наследует принципам старого, т.е. в какой мере современные группы, связанные с теми или иными политическими идеями, соответствуют выбранным именам (заявленным идеям). Может быть, не очень соответствуют. И потому часто выглядят смешно, нелепо - карлики, занятые странными, неясными обществу вопросами, на фоне мощных исторических движений прошлого. Но, по крайней мере, Сергей соответствовать пытался, насколько мог. Он поддерживал рабочие профсоюзы (умеренные, легалистские, строго законные), движение рабочих общаг против выселения жителей, пытался участвовать в местных выборах (в начале нулевых, если я ничего не путаю).

Впрочем, не только это. Было и участие в перекрытии дорог. Анархо-коммунист Алексей Макаров, ныне живущий в Швеции, вспоминает: "В феврале 2005, во время забастовки на Дон-строе, мы вместе с Биецом перекрывали шоссе, ложились под самосвалы, которыми управляли штрейхбрехеры, и дрались с этими штрейхбрехерами. " Он мог на практике следовать и тактике прямого действия, если считал это нужным.

Сергей Биец был участником обороны Белого Дома в 1993 г. Можно относиться к этому по-разному (мне это не близко), но нельзя отказать ему в личном мужестве и стремлении защищать свои идеи. Современный российский антиавторитарный социалист, бывший активист НБП, Михаил Пулин, так написал о Сергее: "...Во времена далёкие и уже почти былинные, мы пересекались с ним периодически. С годами, все реже и реже. Но, бессменно, на протяжении многих лет, фразами "НБП это голод и война", и "Ты это, Мишань, подвязывал бы уже с национализмом", заканчивались все наши конфликтные диалоги. Он не был современным троцкистом, расказывающим что-то там про 33 гендера, свободные отношения и полиаморию, критиковал ЛГБТ-сектантов и в целом весьма отличался от т. н " современных левых". Защитник Белого Дома, он был частью той ушедшей эпохи со всеми ее достоинствами и недостатками."

В квартире его постоянно жили рабочие-мигранты, отчего она напоминала общагу. Да, он их грузил своим троцкизмом, так что, подселяя их к себе, действовал не без определенного политического умысла, но, в конечном счете, его рассуждения они могли и не слушать, если не хотели. Его помощь была реальной. А вот это очень много говорит о человеке - мало кто поступал так, как он. Не могу тут не вспомнить, как рабочие-таджики, проживавшие у него в квартире, рассказывали моему знакомому: "Сергей - хороший парень, только говорит все время про какого-то Льва". Мне кажется, это - самое точное суждение нем.

Комментарии

В отличии от многих анархистов и коммунистов, испугавшихся репрессий по делу нра и одесситам в нулевые, когда фсб пришло шмонать Бийца и потом дергало на допросы он никаких показаний против товарищей не дал. Хотя и был на связи с "левыми террористами". Молодец, мужик. Честный и упертый, что редкость.

Рейтинг: 5 (1 голос )

А никто из анархистов показания и не давал. Если не считать  Непшикуева, который сам проходил по одному из дел. На мою группы, кстати, наезжали за отказ поддержать Романова и Щипцову, но мы при этом поддерживали Рандину и Невскую, проходивших по тем же делам. Так что дело было не в "испуге", а в том, что для нас было важно отношение к ленинистам. И уж показаний, ни мы, ни те, кто нас ругал, не давали,. Меня, правда, никто и не спрашивал. На счет "коммунистов" не знаю. Тот же Биец обиделся бы на такую телегу, он считал коммунистом себя а не сталинистов. Я, кстати, тоже считаю, что коммунисты бывают только анархо-, а ленинисты - коммуняки, ну, да я переживу. А Биец бы обиделся. Ну, а давал ли кто-то из них показания - не берусь судить.

 

Что значит "был на связи"? Бомбы им делал, обсуждал с ними взрывы? Это вряд ли. Это "мелкобуржуазная тактика", с точки зрения троцкизма. Вписку кому-то из них давал? Все может быть, кому он только ее не давал, но вряд ли это можно считать связью.

 

На счет редкости - это не такая уж и редкость. Просто счас много развеловсь политпроституток, но это не значит, что честных меньше стало. Просто они стали менее заметны.

 

Как бы то ни было, это был противник. И то, что у него были какие-то хорошие качества, делало его только опаснее. Хотя, я и не буду тут прыгать от радости, с того, что он помер. Но, доживи мы оба до революции - палили бы друг в друга. Это уж точно.

Голосов пока нет

Владимир Платоненко

,   а как там здоровье   верника  с  будрайтисом   помнится    они   вместе  "дела"  делали   пока  не случился верникгейт  

Рейтинг: 4 (2 голоса )

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
9
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4

Свободные новости