Группа "Прамень" опросила десяток активных минских анархистов и разобралась, как они представляют общество будущего, что предлагают делать для его достижения и кому вообще это нужно.
Какие цели у анархистов?
Одни анархисты и анархистки делают акцент на социальных преобразованиях, говоря, что цель движения — это упразднение институтов власти и замена их самоуправляемыми структурами. Другие дополняют эту идею, подчеркивая необходимость распространить новый образ жизни и новые ценности, соответствующие анархистскому идеалу свободной и ответственной личности, активно включающейся в управление собственной жизнью. Идеи нового общества и «нового человека» для анархистов тесно связаны. Для их реализации необходимо создание горизонтальных отношений на всех уровнях: от межличностного взаимодействия до способов принятия решений, касающихся миллионов людей.
В сфере экономики реализация принципа горизонтальности означает создание сетей производственных и потребительских кооперативов. Эти структуры позволят как мелким, так и крупным производителям напрямую договариваться с потребителями о поставках нужных видов и нужного количества продукции. По мнению анархистов, такая экономическая модель позволит решить проблему экономического неравенства и изменит отношение к окружающей среде, поскольку будет нацелена не на максимизацию прибыли отдельных игроков, а на устойчивое развитие всего общества. Некоторые анархисты утверждают, что такая экономика не исключает конкуренции, однако последняя сместится в область качества продукции и не будет сказываться на экономическом благополучии «проигравших» соревнование.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Петр Кропоткин «Что такое анархия?»
В сфере принятия решений анархисты выступают за организацию ступенчатой системы самоуправления, где все основные полномочия будут находиться в руках автономных местных собраний жителей. При необходимости местные ассамблеи смогут направлять своих делегатов для координации на уровне района, города или целого региона. При этом некоторые анархисты считают, что на низовом уровне в экстренных случаях можно создавать и органы с ограниченными властными полномочиями, однако они будут иметь настолько мало возможностей и настолько сильно контролироваться местными ассамблеями, что не будут угрожать горизонтальной общественной структуре.
Чтобы такая система работала, отмечают анархисты, необходимо распространение новой культуры, основанной на равноправии, взаимоуважении и плюрализме. Все разделения по расовому, этническому, гендерному и другим признакам не будут создавать иерархий.
Какие методы предполагает анархизм для достижения своих целей?
Все анархисты согласны с тем, что способы приближения анархистского идеала могут быть самыми разными и зависят от конкретной общественно-политической ситуации. Анархизм предполагает широкий спектр практик: от образовательных мероприятий, символических уличных акций или издательской деятельности до вооруженного сопротивления власти.
Некоторые анархисты считают, что важным направлением деятельности является организация альтернативных горизонтальных учреждений, удовлетворяющих потребности участников: жилищных проектов, производственных и потребительских кооперативов, образовательных инициатив и т. д. Предполагается, что численный рост «альтернативного общества» может вылиться в конфликт с властными учреждениями, что создаст революционную ситуацию.
Часть анархистов среди способов реализации социальных преобразований называют активное включение в существующие социальные движения: рабочее, женское, экологическое, антирасистское и другие.
Все эти методы и практики объединяет принцип прямого действия, означающий, что угнетенные для реализации своих прав действуют самостоятельно, не прибегая к помощи каких-либо представителей власти и не создавая иерархии в своем движении. Иными словами, прямое действие — это соответствие целей и средств.
Какие существуют примеры воплощения анархических идей на практике?
Не существует ни одного примера реализации анархистского идеала, который был бы абсолютным, и при этом массовым и долгосрочным. У этого есть множество причин.
Некоторые крупные попытки создания анархистских структур насильственно подавляются государством. Так было с сельскохозяйственными коммунами и самоуправляемым промышленным производством в Каталонии времен гражданской войны в 1936-1939 годах и с махновским экспериментом 1918-1921 годов.
Часть проектов по созданию альтернативного общества вырождаются, интегрируясь со временем в окружающую систему. Например, израильские кибуцы, коммуна Ауровиля в Индии и Мондрагонский кооператив в Испании.
Тем не менее и сегодня существует целый ряд примеров реализации анархистских или близких к анархизму экспериментов. Это целые регионы вроде мексиканского штата Чьяпас и автономных кантонов Сирийского Курдистана, множество производственных и потребительских кооперативов по всему миру, оккупированные рабочими в 2001 году в Аргентине фабрики (например, завод Zanon).
В политической сфере примером близкого к анархистскому способа организации может служить координация всемирного альтерглобалистского движения, движения «Occupy wall street», «Ночное стояние» или «Желтые жилеты».
В интересах каких социальных групп перемены, предлагаемые анархистами?
В первую очередь в интересах тех социальных групп, которые испытывают хотя бы один из видов структурного угнетения или не имеют возможности равноправного участия в принятии решений, которые напрямую касаются условий их жизни. А таких, между прочим, подавляющее большинство населения.
В интересах наемных работников, которые, наконец, смогут распоряжаться своим трудом, временем и навыками. Женщин, которые станут просто людьми, а не «вторым полом». Мужчин нижних и средних классов, которые не будут умирать в войнах за интересы элит. Людей с особыми физическими потребностями, для которых найдутся ресурсы и возможности, чтобы создать инклюзивную среду. Людей, страдающих от загрязнения окружающей среды и разрушения природы.
Как правило, анархисты подразумевают, что все эти, казалось бы, «узкие» и «отдельные» интересы внутренне взаимосвязаны и могут быть включены в общий проект социальных преобразований.
Единственная группа, любые интересы которой бесконечно далеки анархистам, — это малочисленная экономическая и политическая элита, сконцентрировавшая в своих руках привилегии и рычаги управления обществом.
Масштабные анархистские преобразования общества — это долгий и сложный процесс. Но какие конкретные изменения анархисты предлагают совершить уже сейчас?
Когда речь зашла о конкретных и актуальных социальных преобразованиях, многим анархистам уже было тяжело сформулировать конкретный ответ.
Тем не менее часть опрошенных сформулировали четкие и обоснованные шаги:
-
Добиться свободы слова, свободы собраний и свободы организаций. Сюда же относится отмена всех законов, связанных с «экстремистской деятельностью». Это поможет вернуть какую-то часть общества в политическую жизнь
-
Наделить местные органы управления большими полномочиями. Это сделает власть более прозрачной и подконтрольной обществу. В тех районах, где это возможно, нужно преобразовать эти органы в местные ассамблеи.
-
Хотя бы частично лишить государство монополии на насилие. То есть легализовать как минимум травматическое оружие, смягчить или упразднить статьи о насилии в адрес силовиков. Это позволит приблизиться к решению проблемы полицейского насилия, снизить уровень репрессий и, в долгосрочной перспективе, вернуть обществу возможность самостоятельно заботиться о своей безопасности.
Что из себя представляет анархическое движение Беларуси?
Многие анархисты говорят, в Беларуси не существует анархистского движения, если под движением понимать некую массовую силу, способную влиять на социально-политическую ситуацию. Вместо этого есть ряд активистских групп, сообществ и отдельных людей, разделяющих анархистские убеждения и ведущих работу по созданию полноценного движения. Среди них: бесплатная раздача еды «Еда вместо бомб», медиа-коллектив «Прамень», инициатива помощи заключенным «Анархический черный крест», либертарная библиотека «Вольная думка» и минская «Бесплатная ярмарка».
Главное отличие анархистов от других политических сил Беларуси — это отсутствие стремления попасть во власть. Некоторые анархисты видят нечестность и непрозрачность в том, что политики используют недовольство каких-то социальных групп или какие-то социальные конфликты для того, чтобы «набрать политические очки», которые в конечном итоге помогут им занять место в «больших кабинетах» и наслаждаться таким уровнем жизни, который будет недоступен большинству из тех, с кем они сегодня, как кажется, заодно. Анархисты, напротив, прямо и открыто заявляют о своих интересах, не отличающихся от интересов большинства населения.
Как присоединиться к анархистам Беларуси?
В общем-то нужно познакомиться с кем-то из анархистов и включиться в работу одной из инициатив. Например, посещая открытые мероприятия вроде «Еды вместо бомб» или «Бесплатной ярмарки». Многие анархисты отмечают, что это достаточно сложно, ведь из-за репрессий приходится соблюдать целый ряд мер безопасности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Активизм в домашних условиях»
Кроме того, можно создать автономную инициативу или группу, и единомышленники обязательно выйдут на связь.
Наконец, о намерении присоединиться или помочь можно написать любой из указанных выше инициатив. Например, на почту pramen@riseup.net
Комментарии
«...есть ряд активистских
«...есть ряд активистских групп, сообществ и отдельных людей, разделяющих анархистские убеждения и ведущих работу по созданию полноценного движения. Среди них: бесплатная раздача еды «Еда вместо бомб», медиа-коллектив «Прамень», инициатива помощи заключенным «Анархический черный крест», либертарная библиотека «Вольная думка» и минская «Бесплатная ярмарка».
А где «Революционное действие»?
Добавить комментарий