Нет никаких кукловодов у многих современных протестов
17 августа, 2020 - 13:22 - Michael Shraibman
Крупнейшие протесты в истории Беларуси. Гигантская толпа вышла в Минске, однако огромные демонстрации протеста проходят по всей Беларуси, от Могилева и Орши до Гродно и Витебска. На таком фоне очень жалкое собрание привезенных (согнанных) со всей страны нескольких тысяч подневольных бюджетников за Лукашенко. Совершенно очевидно, на чьей стороне общественные симпатии.
Кукловоды - это фейк пропаганды. Нет никаких кукловодов. Невозможно заставить людское море выйти из берегов, выйти на улицы городов в условиях репрессий, подговорив их с помощью шпионских шепотков или раздав им деньги. Люди недовольны экономическим кризисом, низкими зарплатами, насилием белорусской полиции.
Спонтанные безлидерские протесты волнами прокатываются по всему миру в последние годы: Эквадор, Чили, Колумбия, Боливия + Ливан, Ирак, Иран, Сирия. Два огромных кластера, появившихся осенью 2019 года - в Южной Америке и в Шиитском поясе Ближнего Востока - до сих пор дают о себе знать. Сегодня к ним присоединилась Беларусь. Безлидерские протесты в современном мире, протесты, организованные с помощью социальных сетей - не исключение, а правило. Люди самоорганизуются и выходят на улицы. У них нет ярко выраженных лидеров, ими никто не командует, хотя спонтанно возникают разные вожаки, которые организуют строительство баррикады или проводят собрание на заводе, чтобы начать забастовку.
Самоорганиация на фабриках в ходе забастовок дополняет и расширяет сетевую самоорганизацию - эти забастовки не подчиняются ни профсоюзным чиновникам, ни политическим группировкам. Другое дело, что люди не настолько пока организованы, чтобы установить прямую демократию в своих городах и власть трудовых коллективов на фабриках. У них нет более прочной структуры, чем просто договоренность о совместной акции в той или другой точке города. Поэтому, даже в случае успеха протестов власть может оказаться и с высокой вероятностью окажется, в руках новой олигархии - разных политических партий и крупных бизнесменов. При этом приватизаторы постараются захватить заводы (половину работников они уволят).
А что же профсоюзы? Профсоюзы с их чиновниками-бюрократами, если они будут созданы или уже существуют, быстро возьмут под контроль рабочие протесты и станут с выгодой для себя манипулировать продажами рабочей силы. В отличие от автономных Рабочих Советов (выборных комитетов на заводах, строго подчиненных регулярным собраниям трудового коллектива, когда любого делегата собрание может заменить в любой момент, если он делает нечто враждебное), профсоюзы всегда враждебны самоорганизации работников благодаря своей классовой природе. Профсоюзы создают толстый слой управленцев - профессиональных переговорщиков, организаторов и адвокатов - которые сосредотачивают в своих руках управление борьбой работников, адвокатят их в судах, управляют забастовками, живут на профсоюзные взносы, получая приличные заработки (по крайней мере, если профсоюз достаточно крупный), словом, сохраняют привилегированное положение мелких начальников. Поэтому профсоюзы не заинтересованы ни в каком принципиальном изменении системы.
Еще один важный момент - многоклассовый состав территориальных протестов, что так же ведет к разноголосице. Нет сомнений в том, что большинство участников - от Бейрута до Минска - представители трудящегося населения (рабочие, неруководящие специалисты, медики, учителя). Но с ними вместе выходят представители мелкого и среднего бизнеса, использующие наемный труд. Они недовольны высокими налогами или притеснениями со стороны силовиков\олигархов. Именно по указанной причине никакое территориальное движение не может совершить глубокие социальные преобразования в духе антиавторитарного самоуправленческого социализма Михаила Бакунина или Отто Рюле, по крайней мере до тех пор, пока не выступили трудовые коллективы. Территориальное движение везде и всегда носит размытый идейно-политический характер и, на уровне требований, не идет дальше обычной буржуазной демократии.
По всем указанным причинам, низовые безлидерские движения сегодня могут только сбрасывать диктаторов. Но они не могут в настоящее время самостоятельно строить альтернативу - сеть заводских и территориальных Советов трудящихся. Поэтому результатами протестов пользуются организованные богатые и влиятельные силы старого мира - олигархат, партии, профсоюзы, корпорации.
Но все эти проблемы современных безлидерских протестов - не результат кукловодства. Это результат определенных процессов в современном обществе. Это результат слишком слабой пока, слишком недолговременной протестной самоорганизации. Также это - результат бесструктурности движений. И наконец, это - результ слабости фабричной чисто классовой борьбы, которая сегодня возникает редко. Однако, никакого контроля никаких кукловодов над протестами нет нигде, ни в Чили, ни в Ливане, ни в Беларуси.