В память о Диме Петрове. Неполная биография и статья, написанная им

Мы публикуем статью проекта Crimethinc.

19 апреля 2023 года в бою под Бахмутом были убиты три анархиста: американец по имени Купер Эндрюс, ирландец Финбар Кафферки и русский Дмитрий Петров, известный нам до тех пор как Илья Леший. Со всеми тремя этими товарищами на протяжении многих лет у людей из наших сообществ и сетей были общие дела.

Вы можете прочесть о побуждениях Купера в его собственных словах и ознакомиться с панегириком от его товарищей. Вы можете узнать о том, как Финбар занимался активизмом на протяжении всей своей жизни, прочитать интервью с ним, и услышать песню в его исполнении.

В этом панегирике мы знакомимся с жизнью Дмитрия Петрова, также известного под псевдонимами Илья Леший и Фил Кузнецов. Для ознакомления вам следует начать с чтения заявлений его товарищей по Боевой Организации Анархо-Коммунистов, Комитета Сопротивления и Коллективов Солидарности, а также предсмертного письма Дмитрия. Все эти тексты доступны здесь.

За несколько недель до начала войны Дмитрий поучаствовал в интервью, которое мы включили в наше освещение складывающейся ситуации. В первый день российского вторжения, при довольно трудном положении дел, Дмитрий нашел время, чтобы поговорить с нами о том, как реагируют анархист_ки. Во время нашей коммуникации и совместной работы в течение следующего года мы были впечатлены его скромностью, серьёзностью, с которой он подходил к своей деятельности, и его искренним желанием критики” [1].

Когда Дмитрий погиб, его товарищ_ки рассказали, что он участвовал в некоторых из самых значительных анархистских инициатив в России 21 века, включая создание Боевой Организации Анархо-Коммунистов. В этом тексте мы представим обзор его деятельности в качестве фрагмента последних двух десятилетий борьбы в постсоветском мире, завершая текстом Миссия анархизма в современном мире, написанным Дмитрием:

Никто в нашем коллективе не считает, что государственный милитаризм поможет нам прийти к миру, в котором мы хотим жить. Мы внутренне расходимся по вопросу анархистского участия в военном сопротивлении российскому вторжению в Украину. Некоторые из нас считают, что служба в государственном военном формировании не может способствовать анархистскому делу. Другие считают, что такое решение может быть понято только с учётом жестокой автократии, господствующей в России, в которой такие преданные делу анархисты, как Дмитрий, испробовали практически все другие подходы. Если мы отвергаем государственный милитаризм, то остается открытым вопрос, как ещё реагировать на империалистические вторжения, и мы будем лучше подготовлены к решению этого вопроса, если поймём жизненную траекторию таких российских анархистов, как Дмитрий. Обсуждение сложностей формулирования анархистской антивоенной стратегии, которая не уступает поле боя государственному милитаризму, можно начать с этого.

Володя Вагнер написал, “Я сделал эту фотографию Дмитрия весенним днём в 2018 году, когда он показывал мне московский офис дипломатии РПК в России. Он проводил там время начиная с битвы за Кобани в 2014, изучал курманджи и организовывал мероприятия на тему революции в Рожаве… Он произвёл на меня впечатление доброго и скромного, остро мыслящего человека, полного решимости воплотить свои убеждения в жизнь.”

Жизнь в бою

По словам одного из наших контактов в российском анархистском движении, Дмитрий был активным участником анархистской деятельности в Москве, начиная с подросткового возраста, еще в 2004 году. Он прослыл среди других товарищ_ек как Эколог из-за своей деятельности по защите окружающей среды, организации против строительства мусоросжигательных заводов и защиты Битцевского парка в Москве. Он также участвовал в организации “Еды Вместо Бомб”, анархистском профсоюзе МПСТ (“Межпрофессиональный Союз Трудящихся”) и ряде других инициатив.

В то время как Дмитрий все активнее участвовал в анархистском движении, фашисты и полиция наращивали уровень своего насилия против него. Они начали калечить и убивать активистов, журналисток и даже их адвокатов; Фёдор “Федяй” Филатов, Илья Бородаенко, Тимур Качарава и Анна Политковская - лишь некоторые из многочисленных жертв. В январе 2009 года в центре Москвы были убиты адвокат Станислав Маркелов и журналистка и анархистская экоактивистка Анастасия Бабурова. Ещё летом 2008 года Дмитрий боролся вместе с Анастасией Бабуровой, защищая грузинских беженцев из Абхазии, которые находились в Ясном проезде в Москве.

В следующем месяце Дмитрий принял участие в подпольной акции, заявленной группой под названием “Народное возмездие”. Согласно одному из рассказов, это было знаковое событие в России:

Как известно, в Москве первый антиментовской поджог нового поколения анархистов-повстанцев был совершен в ночь с 19 на 20 февраля 2009 года. На следующий день в сети от имени боевой группы «Народное возмездие» был опубликован ролик, на котором видно, как неизвестные кидают бутылки с зажигательной смесью в милицейские машины. «Народное возмездие» заявило об уничтожении двух автомобилей и призвало «каждого уважающего себя человека… встать на борьбу с произволом и деспотизмом полиции, спецслужб и бюрократии».

После этого Дмитрий принял участие в создании анонимной площадки для освещения подобных подпольных акций - Чёрного блога, который начал вестись в мае 2010 года. Когда анонимные редакторы объявили о прекращении работы “Чёрного блога” в марте 2019 года, они упомянули о сожжении милицейских машин 19 февраля 2009 года: “С того дня, как мы бросили свой первый коктейль Молотова в полицию, минуло более 10 лет.”

Одним из очагов конфликта в Московской области в то время был Химкинский лес, который анархист_ки и экологические активист_ки защищали от коррумпированных чиновников и, лесорубов и фашистов, работающих на них. 28 июля 2010 года борьба за Химки достигла своего пика, когда сотни анархисто_к и антифашисто_к пошли демонстрацией на городскую администрацию в ответ на нападение фашистов. Мы не знаем, какое именно участие принимал Дмитрий в этих событиях. Анонимный отчёт, который мы получили от российских анархистов, кажется делом знакомых рук; но в интервью анонимный представитель Чёрного Блога отрицал, что они участвовали в нападении на администрацию.

В течение последующих месяцев власти задержали и подвергли пыткам более 500 анархисто_к и антифашисто_к. Некоторые были вынуждены бежать из страны. Тем не менее, этого оказалось недостаточно для подавления в то время сильного движения. Согласно вышеупомянутому описанию,

“Период 2009-2012 гг. был пиком сопротивления анархистов в истории постсоветского БУРа. Чуть ли не каждый день, особенно в Московском регионе, днём и ночью что-то происходило.”

К лету 2012 года было совершено более сотни поджогов полицейских участков и машин, военкоматов, автомобилей государственных чиновников и строительной техники, предназначенной для уничтожения лесов. Чёрный блог сообщал о многих из этих акций, включая некоторые, заявленные отдельными группами, в которых, по сообщениям, участвовал Дмитрий, такими как “Антинашистское действие” (в противовес пропутинской молодежной группировке “Наши”) и “ЗаНургалиева” (вероятно, ироничная ссылка на тогдашнего министра внутренних дел Рашида Нургалиева, бывшего сотрудника КГБ и ФСБ).

Например, 7 июня 2011 года самодельное устройство взорвалось рядом с постом ДПС на 22-м километре МКАД. Ответственность взяла на себя группа “Анархическая Герилья”, опубликовав видеозапись взрыва в “Черном блоге”. По заявлению Боевой Организации Анархо-Коммунистов, Дмитрий участвовал в этой акции.

В последующем интервью псевдонимные участники поджога поста ДПС подробно описали эту акцию. Вот отрывок:

ДЕНИС: Спускаемся с перехода над МКАД. Уже практически светло. Вот уже и какой-то пенсионер выгуливает собаку. Надо сказать, по нашему опыту ночных вылазок, эта категория граждан одна из самых первых появляется утром на улицах города. Говорят, в старости люди спят совсем мало. Хоть лица у нас закрыты, все-таки испытываю беспокойство — как-никак свидетель, может что-то запомнить. Конечно, это полное безумие — возвращаться к несработавшей бомбе да и еще при свете, на виду у всей округи. Но столько усилий затрачено — невозможно уйти ни с чем.

Подходим к посту. Все так же, как мы оставили: тазик с углем и баллоном стоит между оградой и будкой. Алексей подходит к краю бетонированной канавы, зажигает фосфорную спичку и бросает в таз. Ничего не происходит. Неужели выгорел бензин? Обескураженные, медленно идем обратно к мосту. «Слушай, а ты точно видел, как спичка падает в тазик?» — спрашиваю Алексея. «Да, вроде так». — «Но точно сказать не можешь?» — «Нет, не уверен».
Последняя попытка. Возвращаемся, я перелезаю через канаву, вплотную подхожу к ограде, зажигаю спичку, бросаю прямо в тазик и… голубоватое пламя растекается по углю. Получилось! Теперь уже бежим, сердце екает — вдруг взрыв застанет нас на видном месте? Но радость от успеха заглушает тревогу.

Борис: Начинало светать. Я обратил внимание на непонятное движение за будкой. Присмотрелся, понял, что это отблески огня на деревьях. Горит!

Но вдруг на парковку быстро въехала машина, осветив фарами будку. Из машины выбежал гаишник, достал огнетушитель и начал гасить пламя. Безуспешно. Наоборот, казалось, что оно разгорается все сильнее. Гаишник забежал в пост и вышел с новым, большим огнетушителем. Снова неудача. Он зашел справа — но пламя полыхало все сильнее. Видимо, решив не рисковать, гаишник вернулся на пост. Пламя тем временем поднялось выше будки — но взрыва все не было. Запись успела кончиться во второй раз, я снова включил ее. К посту начали съезжаться полицейские машины.

И тут прогремел взрыв.

Все озарила вспышка, ярко-оранжевое пламя взметнулось метров на пятнадцать. Мы продолжали снимать. От поста ДПС начали отъезжать машины, и тут как раз вернулись наши товарищи с разведчиком. Алексей нервно крикнул: «Вы что сидите, они же за нами едут!»

В итоге, рассказ завершается наставлением, характерным для более поздних публикаций Дмитрия:

Нельзя захватить власть и навязать людям анархию сверху. Нельзя сделать за них революцию и заставить их жить в новом обществе. Анархические идеалы победят, только когда люди осознают свою силу, ответственность за свои и чужие жизни. Поэтому главное — это вернуть людям веру в свои силы.

То же самое социальное напряжение, выраженное в этих подпольных акциях, в конечном итоге вылилось в массовые уличные мероприятия. По всей России сотни тысяч людей приняли участие в оппозиционном движении 2011-2012 годов. 6 мая 2012 года “Марш миллионов” закончился столкновениями с полицией на Болотной площади в Москве. И снова, по заявлению Боевой Организации Анархо-Коммунистов, Дмитрий Петров участвовал в событиях на Болотной площади вместе с анархистом Алексеем Полиховичем и другими людьми, которые впоследствии были заключены в тюрьму за попытку защитить демонстрантов от ОМОНа.

Это была, пожалуй, верхняя отметка политических возможностей в России. В последующие годы правительство Путина смогло установить удушающий контроль над страной, систематически уничтожая или ассимилируя все формы оппозиции. Когда мы брали интервью у Боевой Организации Анархо-Коммунистов в августе прошлого года, они проследили начало процесса, который в итоге привел к российскому вторжению в Украину, начиная отсчёт с поражения этого движения:

Наверное, теоретически, политический кризис 2011-2012 гг. мог бы покончить с властью Путина, если бы все оппозиционные силы действовали более сплоченно и радикально. Анархисты пытались радикализировать протест, но наших сил было недостаточно, и власть решилась начать первые серьёзные репрессии.

После столкновений на Болотной площади Дмитрий продолжал участвовать как в подпольных акциях, так и в публичной деятельности. Как утверждали в вышеупомянутом интервью представител_ьницы Боевой Организации Анархо-Коммунистов,

“Нам известны примеры, когда отдельным товарищам удавалось балансировать между публичностью и подпольем довольно долго и быть довольно активными и там, и там.”

В 2013 году вспыхнуло протестное движение против пропутинского правительства Украины, кульминацией которого стала Украинская революция в феврале 2014 года. Хотя националисты вытеснили анархистов и других антиавторитарных активистов и заняли видное место в этих событиях, такой исход не был предрешен; все могло бы сложиться иначе, если бы анархисты были более многочисленны и лучше подготовлены. Движение “Жёлтых жилетов” 2018-2019 годов во Франции является примером общественного движения, в котором националисты изначально имели преимущество, но анархистам и антифашистам удалось перевесить их.

Пока исход украинского восстания был ещё под вопросом, Дмитрий Петров отправился в Киев, чтобы принять участие в борьбе на Майдане, центральной площади столицы Украины. По словам Владимира Платоненко,

В феврале 2014 года Эколог [Дмитрий] около десяти дней пробыл на Майдане, специально для этого приехав в Украину. Он принимал участие в обустройстве Укрдома, разноске еды на позиции и даже в бою 18 февраля. Но одновременно он постоянно пытался развить в общем народном, сложном и неоднородном протестном движении Майдана анархическую составляющую. Участвовал в попытке создания “Левой сотни”, создал в библиотеке Укрдома “анархическую полку” (с анархической литературой), рассказывал участникам Майдана о протестах в Москве и о причинах поражения протестовавших.

Он не плыл по течению, он участвовал в создании течения по мере сил и возможностей. Это относилось не только к происходящему в Украине. И в экологических протестах и акциях, и в борьбе с точечной застройкой он старался выйти за рамки частного вопроса, превратить борьбу с одним из проявлений системы в борьбу с самой системой. Российско-украинская война не была исключением.

Ситуация в Украине никогда не была простой. В последней записи Чёрного блога, датированной февралем 2015 года, коллектив описывает дебаты между собой по поводу того, представляли ли поджоги в Украине, о которых сообщалось через их платформу, настоящую антигосударственную деятельность или пропутинскую авторитарную активность. Вместо того, чтобы излагать упрощённое или искажённое повествование, авторы обобщили обе точки зрения, чтобы читател_ьницы могли сделать собственные выводы - но это стало последней записью “Чёрного блога”. Эта дискуссия предшествовала последующим спорам о том, как анархистское движение должно позиционировать себя в войне между российским и украинским правительствами.

В годы после участия в украинском восстании Дмитрий вел блог, в котором описывал свои путешествия по природным и историческим достопримечательностям, включая парки, леса и музеи по всей России. Он получил степень кандидата исторических наук и занимался антропологическими исследованиями в качестве научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.

Изначально вдохновлённый статьёй, написанной Дэвидом Грэбером, Дмитрий отправился в Рожаву, когда война против Исламского государства была в самом разгаре. Он провел там шесть месяцев. После этого, в 2017 году, он рассказал о своем опыте в этом интервью и принял участие в исследовательском проекте Hevale: Революция в Курдистане, в рамках которого было опубликовано несколько книг.

Позже он написал статьи для украинского левого сайта Commons о последствиях COVID-19 в Рожаве и конфликте между конфедералистской и имперской моделями в Курдистане.

По словам украинских антифашистов, “он глубоко изучил революционный опыт курдов, и хотя он был критичен, он уважал его и искренне пытался передать его наиболее ценные уроки”. По его собственному рассказу, Дмитрий стремился “не только рассказать российским левым о социальной революции в Курдистане, но и поделиться антиавторитарным мировоззрением с самими курдами. “

Дмитрий был связующим звеном между российским анархистским движением и социальным экспериментом в Рожаве.

В 2018 году Дмитрий покинул Россию. К тому времени путинский режим усмирил жестокое фашистское движение предыдущего десятилетия и перешел к подавлению всех других общественных движений. Для ФСБ стало стандартной практикой собирать подозреваемых анархистов и антифашистов и пытать их электрошоком и другими ужасными методами, чтобы заставить их подписать ложные признания в участии в придуманных “террористических сетях”.

Как Дмитрий позже рассказал новостному сайту Doxa,

Я избегал отъезда из страны как мог, но уехал, когда узнал об интересе силовиков к моей скромной персоне.
Он выбрал Украину в качестве пункта назначения, считая её правительство наименее успешно авторитарным из постсоветских стран. В интервью Doxa он рассказал о своей деятельности по прибытии туда:

В Украине у нас были инициативы среди анархо-эмигрантов из России и Беларуси, своего рода диаспора. А так было много разного: от киноклуба и дискуссий до уличных акций. Но главным было налаживание связей и попытка сформировать систематически действующие структуры.

Как мы уже подмечали, поиск путей для поддержки повестки и деятельности бежен_ок, поскольку войны, государственные репрессии, экологические катастрофы и экономические кризисы вынуждают миллионы людей покидать свои родины. Однако в то же время, когда он обживался на Украине, Дмитрий, должно быть, продолжал вести общие дела с анархист_ками в России издалека. В том же 2018 году появился Телеграм-канал Боец-Анархист.

В 2019 году редакция “Чёрного Блога” объявила о завершении проекта. Прошло четыре года с момента появления последнего поста. Они подчеркнули, что по-прежнему убеждены в ценности стратегии, выбранной ими в 2009 году:

Мы посеяли свои семена и уже видим всходы. Наши враги — угнетатели и их приспешники из «силовых структур» — не сумели нам помешать, как они ни старались.

Мы не тешим этим своё эго. Всё, что мы делаем, мы делаем не для личных амбиций, но для того, чтобы продвинуть вперёд борьбу за свободу и справедливость. Мы убеждены, что это нам удалось. И вот, спустя 10 лет, мы, как и прежде, обращаемся к вам, как и прежде верим в правоту либертарных идей и верность избранного нами радикального пути. Борьба продолжается.

10 июня 2020 года, в самый разгар восстания Джорджа Флойда в США и в ответ на полицейское насилие в Украине, анархисты подожгли Следственное управление МВД в Киеве, отправив коммюнике, которое появилось на сайте БОАК. Это должно устранить любые остающиеся сомнения относительно того, стремился ли Дмитрий заключить мир с украинскими властями.

Тем летом, когда в Беларуси началось восстание, Дмитрий нелегально пересек границу, чтобы принять в нем участие. По словам беларуских анархисто_к,

За время своего пребывания в Минске он поучаствовал в десятках маршей, помогал организовывать анархический блок на демонстрациях и даже успел позабрасывать ментов их же шумовыми гранатами. Ночью, когда многие беларусы отдыхали, Леший [Дмитрий] с другими товарищами выходили на улицы Минска и уничтожали камеры наружного наблюдения, игравшие важную роль в инфраструктуре репрессий. Дима успел приложить руку и к проекту Промня - осенью 2020 он подготовил несколько материалов для нашего сайта. Если вы когда-то проходили маршем по Минску рядом с колонной анархистов, велика вероятность, что вы шли плечом к плечу с этим невероятным человеком.

Восстание в Беларуси в конечном итоге было подавлено; многие анархист_ки, принимавшие в нём участие, находятся в тюрьме и по сегодняшний день, что подчеркивает значительный риск повстанческой деятельности на постсоветском пространстве. В сентябре 2020 года в блоге БОАК появилось сообщение: коммюнике с подпольной партизанской акции в Беларуси.

Рассматривая эту траекторию, можно интерпретировать путь Дмитрия от Чёрного Блога через события 2012, 2014 и 2020 годов к Боевой Организации Анархо-Коммунистов как непрерывное развитие единой стратегии. Сочетая публичную деятельность и подпольную организацию, он стремился создать модель, подходящую для изменчивых и опасных условий постсоветских стран, модель, которая могла бы служить как для использования момента возможностей, так и для выживания в периоды жёстких репрессий. По мере усиления государственного насилия и слежки активист_ки в других частях мира могут прийти к выводу, что и им нужно нечто подобное.

Ещё до вторжения России в Украину в феврале 2022 года, Дмитрий вместе с украинскими и беларускими анархист_ками пытался собрать открыто анархистское и антиавторитарное военное формирование. Одна из функций такого формирования заключалась в том, чтобы его участни_цам не пришлось сражаться бок о бок с фашистами, которые действительно присутствуют в украинских вооруженных силах. Кроме того, Дмитрий рассматривал участие в защите Украины как возможность завоевать уважение анархистских идей в глазах широкой общественности Украины, а также продолжить свою многолетнюю борьбу против путинского режима.

Во время первого этапа российского вторжения Дмитрий и его товарищ_ки участвовали в территориальной обороне региона вокруг Киева, в качестве самостоятельного подразделения в составе сил территориальной обороны. После этого их “антиавторитарный взвод” утопили в военной бюрократии, что поставило статус неукраинских участни_ц под угрозу и помешало всему подразделению принять участие в боевых действиях.

В июле 2022 года Дмитрий написал разбор первых четырех месяцев существования “антиавторитарного взвода”, обсуждая его внутреннюю структуру и оценивая его успехи и неудачи. Это важный исторический документ для тех, кому интересно, в какой степени военная модель, разработанная в Рожаве, может быть воспроизведена в других условиях. Он будет полезен всем, кто хочет обсудить участие анархисто_к в военном деле, независимо от того, стремятся ли они его развивать или осуждать.

Дмитрий и все остальные во взводе стремились попасть на фронт. В конце концов, взвод расформировали, и им удалось отправиться на фронт в другом составе. Когда мы слышали о нём в последний раз, он сказал нам, что собирается покинуть это подразделение в надежде ещё раз попытаться создать чисто антиавторитарное подразделение.

Мы оставим другим дискуссию о том, являются ли настойчивые попытки Дмитрия создать анархистское военное подразделение достойным продолжением анархистского проекта всей его жизни, ошибочным отходом от него, погрешностью, вытекающей из какого-то ранее существовавшего в нём изъяна, или отважной попыткой справиться с почти неразрешимой ситуацией. Те, кто хочет услышать его собственные мысли по этому поводу, могут выбрать из целого ряда интервью. Не следует забывать, что помимо борьбы в Украине, он продолжал поддерживать саботаж и другие формы подрывной деятельности в России через Боевую Организацию Анархо-Коммунистов, и продолжал подчеркивать важность автономии, горизонтальности и прямого действия для анархистской борьбы.

Искренность его стремлений, в любом случае, не подлежит сомнению.

Дмитрий Петров (слева), в Москве на презентации книги Жизнь без государства: Революция в Курдистане, второй публикации, которую он помог издать по этой теме.

В интервью, опубликованном в декабре 2017 года, Дмитрий сказал: “Вообще почти всё, что создаётся человеком — плод труда бесчисленного множества людей.” В этом же ключе, мы не стремимся сделать Дмитрия образцом для подражания. Скорее дело в том, что его жизнь позволяет нам заглянуть в судьбы многих российских анархистов, осветить их отвагу и трудности, с которыми они столкнулись.

Прежде всего, жизненная история Дмитрия - это свидетельство того, как многое возможно даже в самых неблагоприятных условиях. В условиях жёсткой диктатуры, сталкиваясь с нарастающими трудностями, он постоянно находил способы продолжать организационную деятельность и борьбу за будущее, ради которого он боролся.

Всё написанное в этой статье не преследует цели прославить смерть в бою. В 21-м веке жизнь становится все более дешёвой - свидетельство тому, как группа Вагнера намеренно использовала заключенных в качестве пушечного мяса. Анархист_кам не следует особенно торопиться рисковать жизнью - в ближайшее время появится множество шансов умереть во имя самых разных целей или вообще без всяких них. Вместо того, чтобы стремиться доказать свою приверженность смертью, давайте выражать нашу преданность свободе в том, как мы проживаем каждый момент наших жизней.

Однако по мере того, как авторитаризм поднимает голову по всему миру и война распространяется от Сирии до Украины, от Украины до Судана, нам тоже, возможно, придется отвечать на вопросы, с которыми столкнулся Дмитрий, когда Россия вторглась в страну, в которую он бежал. Если мы хотим быть готовы к этой ситуации - особенно если мы хотим предложить другие ответы на эти вопросы - нам необходимо проанализировать то, что произошло в России. Возможно, ещё есть время на то, чтобы в других частях мира всё сложилось иначе, если мы будем действовать достаточно решительно, смело и настойчиво. Но время поджимает.

Когда умирает анархист, те из нас, кто остался в живых, должны передать опыт этого товарища в распоряжение будущих поколений. Мы не можем знать наверняка, какие мнения и выводы больше всего понадобятся тем, кто придёт после нас. Стремясь внести свою лепту, мы перевели следующую статью Дмитрия, опубликованную 17 июня 2020 года на Телеграм-канале “Боец-Анархист”, в которой он излагает то, что рассматривал как “Миссию анархизма в современном мире”.

Дмитрий Петров—или кто-то из его товарище_к—выбрали в качестве изначальной иллюстрации этой статьи классический рисунок с обложки альбома датской анархо-панк группы Paragraf 119, переведённой нами в цвет в 2021 году.

Миссия анархизма в современном мире

Не нова мысль, что сегодня большие проекты переустройства мира переживают упадок. В ХХ веке могучие движения-драйверы мобилизовали миллионы людей на штурм политических олимпов и «великие стройки». Но в течение прошлого столетия они одно за другим обанкротились этически и практически и вскоре сошли на нет. Здесь в первую очередь припоминаются фашизм и коммунизм ленинского типа. Даже кажущийся триумфальным либеральный проект по сути просто растворился в глобальной капиталистической системе и мировой политической игре, в которой тут и там действуют отнюдь не либеральные механизмы.

Из амбициозных идеократов, дерзающих перестроить мир в соответствии со своими убеждениями, сегодня громко слышен, пожалуй, лишь голос джихадистов. Однако исламизм очевидно, не тот большой проект, с которым может примириться человек анархистского мировоззрения.

Провальные глобальные планы на излёте ХХ века породили глубокий пессимизм и паралич идеи преобразований. Однако первые десятилетия века нового явственно показали, что «конец истории» отменяется. Проявили себя растущие нестабильность, непокорство и неуправляемость. Количество антиправительственных выступлений под самыми разными лозунгами и флагами возросло на несколько порядков по сравнению с предшествующей эпохой.

Вместе с этим остро ощущается потребность в кардинальных переменах в как можно более широких территориальных масштабах. Как и прежде, нам необходим новый мир. Едва ли не всё сущее в обществе — неприемлемо и не может служить рамкой настоящего и будущего.

Но какой будет преобразившаяся реальность? Звучат неприглядные пророчества «дивного нового мира», целиком управляемого элитами постчеловечества, или, напротив, нового феодализма и большого раскола,
сопровождаемого всплеском брутальной жестокости. С этими картинами соседствует и перспектива глобальной экологической катастрофы. Но параллельно с разнообразным мрачняком всё отчётливее и чаще проявляет себя иной тренд. Это стремление к прямой демократии, равноправной коллективности, искоренению неравенства и притеснений, а также поиску гармоничного сосуществования с природой. Эта тенденция всё ещё как бы «разлита» по многим общественным течениям и не оформлена в единый поток. Тем не менее, она вызывает обратно к жизни актуальность анархизма.

Во времена, когда все прочие миссионеры показали себя обманщиками или маньяками, пришла пора анархистам вспомнить о своей миссии и вновь заявить о своём глобальном проекте. Как можно очертить его возможные общие черты?

Демонтировать Мегамашину

Современное массовое общество скучено в гигантских урбанистических агломерациях. Львиная доля человеческой жизни контролируется и направляется законами государств, а также капиталистическими отношениями в сфере производства, обмена и потребления. В результате современный человек оказывается в ситуации объекта, манипулируемого гигантскими машиноподобными силами. При этом мы погружены в постоянную суету. Современный мир — это сон разума и глубоких чувств, подменённых сиюминутными управляемыми извне желаниями. Это состояние претит человеческой природе, вызывает неудовлетворённость, а вслед за ней — жажду иного.

Но монструозные тяжёлые громады государств вызывают в нас страх и сомнения: можно ли вообще высвободиться из-под их железной пяты? Бесконечная купле-продажа, пронизывающая миллионом нитей нашу повседневность, усугубляет нашу зависимость и, что ещё хуже, подспудно, словно изнутри, коррумпирует и развращает нас.

И всё же сам ход жизни толкает человека к восстанию. А накопленный исторический опыт учит нас, что даже самые казалось бы всесильные социальные системы рушатся как карточный домик причём порой совершенно неожиданно. Это отправные точки нашей борьбы против господствующего порядка. Сокрушить и демонтировать Мегамашину — такова амбициозная задача анархистского движения.

Новая общинность

Сегодня мы видим прогрессирующую атомизацию и ослабление коллективных связей. Соседи всё реже знакомятся, а порою и вовсе избегают друг друга. Шумные семейные торжества становятся всё более редкими и принуждёнными.

Причины этого болезненного социального явления комплексны и вычленить главные не так просто. Здесь и растущая сфера индивидуальных развлечений, и общий курс на индивидуальный комфорт, которому всегда угрожает «излишняя» близость общения, и пресловутый эгоизм, органичный для рыночного капиталистического общества и превращающий любые связи во временное взаимодействие двух потребителей с целью взаимной выгоды. Всё большую популярность в обиходе приобретает слово «партнёр», которое в русском языке имеет отчётливо отчуждённые нотки и выступает как своего рода антоним таким понятиям, как любимый, друг, товарищ…

Мы считаем кризис коллективности, совместного бытия людей одним из наиболее катастрофических последствий капитализма и государственности. Помимо нравоучений чисто этического свойства анархическая революция имеет и конкретный институциональный инструмент создания того, что мы можем назвать «новой общинностью». Это народные собрания, ассамблеи, коллективные органы самоуправления и субъекты хозяйства. Когда клещ Системы, запустивший свои присоски глубоко в социальную ткань и отделяющий нас друг от друга, будет вырван прочь из тела общества — мы окажемся перед лицом НЕОБХОДИМОСТИ воссоздать наши тёплые горизонтальные связи и соединиться узами солидарности.

Коллективное созидание общественной жизни будет представлять собой разительный контраст с современными социальными практиками. Чего только стоит нынешняя инициатива российских властей организовать голосование по почте — теперь даже имитация выбора, возможно, не соберёт эту толпу посторонних друг другу людей у избирательных урн.

Да, мы планируем собраться вместе, чтобы принимать решения, чтобы готовить пищу на людных и шумных кухнях, а не получать её в стерильных пакетах доставки, знакомить своих детей со сверстниками на улице, а не только усаживать их смотреть мультик в одиночестве… Деградация человечности, стремительно разворачивающаяся на наших глазах, может и должна быть прекращена.

Экономика

Управление людьми с целью личного обогащения, восприятие всего живого и неживого в мире в качестве ресурсов для извлечения прибыли, патологическая роскошь ничтожного меньшинства и обездоленность подавляющего большинства — это лишь несколько штрихов, наиболее ярких иллюстраций, характеризующих современную экономическую модель. Её сущность диаметрально противоположна тому, что мы считаем правильным и справедливым. Весь ворох причин отвергнуть капитализм можно свести к двум основным тезисам: 1) эта экономическая система неэтична, несправедлива, унизительна; 2) она не в состоянии обеспечить достойный материальный уровень для всех.

Товарно-денежные отношения, наёмный труд, инвестиции, банковские кредиты и проценты — так глубоко въелись в нашу повседневность, что избавиться от них порою кажется нереальным. Словно без этого набора немедленно наступит голод и упадок.

Но у нас есть, что противопоставить «тренду»: это трудовые ресурсы человека (сегодня многие тысячи людей тратят своё трудовое время впустую из-за феномена бессмысленных работ (bullshit jobs); рабочий опыт трудящихся, который позволит им поддерживать хозяйство без начальников; технологии, позволяющие обществу регулировать систему производства и распределения в соответствии со своими потребностями и ценностями… Этого должно вполне хватить для того, чтобы передать хозяйство из рук элиты в руки общества, обеспечить равноправное управление производством людьми труда и воплотить в жизнь принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Миссия анархистского движения состоит в том, чтобы словом, делом, примером укоренить в обществе понимание принципов экономической справедливости и, свергнув государство и капиталистов, «расчистить пространство» — обеспечить социально-политические условия для её воплощения в жизнь.

Искоренение дискриминации

Современное общество исполнено дискриминации по самым разным признакам. Существует множество свойств и особенностей, по которым человек или группа могут быть ущемлены. Причины тому: вековые или новые предрассудки, принцип коллективной ответственности, а также отчуждение людей друг от друга в мире, пронизанном капиталистическими отношениями.

Предрассудками и коллективной ответственностью умело манипулируют недобросовестные политики, тогда как отчуждение есть «побочный» эффект всей нынешней системы.

Один из древнейших и наиболее болезненных для человеческого бытия видов дискриминации — гендерное угнетение. Несмотря на то, что в Восточной Европе, как и в «Западном мире» ситуация заметно изменилась по сравнению с открыто патриархальным прошлым — женщины по-прежнему остаются угнетены. Об этом говорят данные по домашнему, сексуальному и гендерно обусловленному насилию и разница в средних доходах.

Сохраняют свою силу практики и модели поведения, принижающие женщину. Яркий пример: установка «Политика — не женское дело». Таких незаметных камней актуальной культуры, не дающих женщине раскрыть свой человеческий потенциал, в нашей социальной реальности множество.

И ещё одна деталь, которой не так часто уделяют внимание, хотя она одна из важнейших. Взаимоотношения между всеми людьми в целом тяжело отравлены гендерными стереотипами и базирующимся на них взаимном потребительском отношении и эгоизме. Из-за этого даже самые казалось бы близкие связи приносят людям боль и несчастье, а не наоборот. Капиталистическое и авторитарное мировоззрение не даёт родиться подлинной близости.

Миссия анархизма в том, чтобы достигнуть подлинного сестринства/братства между людьми поверх любых групповых особенностей. Для этого у нас есть разные инструменты:

1) совместная практика созидания общества и управления им, требующая равноправного сотрудничества и взаимной теплоты всех участников процесса;
2) революционная политическая культура, требующая сознательного активного вовлечения представителей всех угнетаемых групп в совместную социальную работу;
3) наконец, просвещение и ликбез, помогающие оставить в прошлом предрассудки.

Таким образом амбиция анархистского проекта в том, чтобы, искоренив дискриминацию, оздоровить межличностные отношения и, как бы уязвимо это ни звучало, вернуть любовь к ближнему в нашу жизнь. Капитализм и Авторитарность как социальные феномены стоят преградой на этом пути. Эта преграда не является непреодолимой.

Разрешение национальных конфликтов

С незапамятных времён человеческое общество сотрясали и терроризировали ожесточённые столкновения, поводом к которым служили этнические или национальные культурные различия. В нагрузку к ним добавлялись и совсем иные критерии: религиозные, расовые. Особого накала межнациональные и межэтнические конфликты достигли в эпоху национальных государств, которые и по сей день являются основной формой политической организации человечества. С их появлением с крайней остротой начал ставиться вопрос, какая нация является «титульной» в том или ином государстве? Какая земля «по праву принадлежит» той или иной национальной группе?

Результатом стали бесчисленные страдания миллионов безвинных людей: принудительная ассимиляция, массовые депортации и, наконец, зверские акты массового убийства. После всего пережитого национальные конфликты по-прежнему ярко вспыхивают во всех частях света.

Едва ли какие-либо иные мнимые противоречия в истории человечества влекли за собой столь чудовищные последствия как «противоречия» межнациональные. В основе национальных конфликтов зачастую лежат интересы национальных политических и экономических элит, государственных бюрократий, а также — самые невежественные предрассудки и искажённые представления о собственных соседях - «других», представителях иных национальных групп.

Искоренение дискриминации

Современное общество исполнено дискриминации по самым разным признакам. Существует множество свойств и особенностей, по которым человек или группа могут быть ущемлены. Причины тому: вековые или новые предрассудки, принцип коллективной ответственности, а также отчуждение людей друг от друга в мире, пронизанном капиталистическими отношениями.

Предрассудками и коллективной ответственностью умело манипулируют недобросовестные политики, тогда как отчуждение есть «побочный» эффект всей нынешней системы.

Один из древнейших и наиболее болезненных для человеческого бытия видов дискриминации — гендерное угнетение. Несмотря на то, что в Восточной Европе, как и в «Западном мире» ситуация заметно изменилась по сравнению с открыто патриархальным прошлым — женщины по-прежнему остаются угнетены. Об этом говорят данные по домашнему, сексуальному и гендерно обусловленному насилию и разница в средних доходах.

Сохраняют свою силу практики и модели поведения, принижающие женщину. Яркий пример: установка «Политика — не женское дело». Таких незаметных камней актуальной культуры, не дающих женщине раскрыть свой человеческий потенциал, в нашей социальной реальности множество.

И ещё одна деталь, которой не так часто уделяют внимание, хотя она одна из важнейших. Взаимоотношения между всеми людьми в целом тяжело отравлены гендерными стереотипами и базирующимся на них взаимном потребительском отношении и эгоизме. Из-за этого даже самые казалось бы близкие связи приносят людям боль и несчастье, а не наоборот. Капиталистическое и авторитарное мировоззрение не даёт родиться подлинной близости.

Миссия анархизма в том, чтобы достигнуть подлинного сестринства/братства между людьми поверх любых групповых особенностей. Для этого у нас есть разные инструменты:

1) совместная практика созидания общества и управления им, требующая равноправного сотрудничества и взаимной теплоты всех участников процесса;
2) революционная политическая культура, требующая сознательного активного вовлечения представителей всех угнетаемых групп в совместную социальную работу;
3) наконец, просвещение и ликбез, помогающие оставить в прошлом предрассудки.

Таким образом амбиция анархистского проекта в том, чтобы, искоренив дискриминацию, оздоровить межличностные отношения и, как бы уязвимо это ни звучало, вернуть любовь к ближнему в нашу жизнь. Капитализм и Авторитарность как социальные феномены стоят преградой на этом пути. Эта преграда не является непреодолимой.

Разрешение национальных конфликтов

С незапамятных времён человеческое общество сотрясали и терроризировали ожесточённые столкновения, поводом к которым служили этнические или национальные культурные различия. В нагрузку к ним добавлялись и совсем иные критерии: религиозные, расовые. Особого накала межнациональные и межэтнические конфликты достигли в эпоху национальных государств, которые и по сей день являются основной формой политической организации человечества. С их появлением с крайней остротой начал ставиться вопрос, какая нация является «титульной» в том или ином государстве? Какая земля «по праву принадлежит» той или иной национальной группе?

Результатом стали бесчисленные страдания миллионов безвинных людей: принудительная ассимиляция, массовые депортации и, наконец, зверские акты массового убийства. После всего пережитого национальные конфликты по-прежнему ярко вспыхивают во всех частях света.

Едва ли какие-либо иные мнимые противоречия в истории человечества влекли за собой столь чудовищные последствия как «противоречия» межнациональные. В основе национальных конфликтов зачастую лежат интересы национальных политических и экономических элит, государственных бюрократий, а также — самые невежественные предрассудки и искажённые представления о собственных соседях - «других», представителях иных национальных групп.

В корне идеи национального конфликта заключён вопрос «Мы или они?» Анархизм предлагает альтернативу: «И мы, и они — вместе и на равных». Отрицая национальное государство, которое есть не что иное, как инструмент угнетения и несправедливости — анархисты открывают путь конфедерации: равноправной кооперации народов на всех территориях. Одна и та же земля может быть и сербской, и албанской; и армянской, и азербайджанской… список бесконечен. Равенство и самоуправление, социальные столпы анархизма, — обязательные условия плодотворного и доброжелательного диалога культур. Потребность в этом диалоге не ослабла, а, напротив, усилилась в XXI веке.

Регармонизация с природой

То, что капитализм и вообще постоянно расширяющееся человеческое хозяйство и потребление крайне разрушительно влияют на природу — давно стало общеизвестной банальностью. Как и понимание, что такой вектор развития грозит гибелью планете и человечеству.

Мы хотели бы взглянуть на проблему глубже. Антропоцентрическое мировоззрение, господствующее ныне, и обусловленный им способ жизни — это частный случай иерархического отношения к миру и бытию в целом. Природа - «мастерская человека»… Этот взгляд не является ни естественным, ни этичным, ни приемлемым. Подлинное освобождение человечества не может состояться без преодоления отчуждения от природы и обретения гармонии с ней.

Какие экологические меры способен предложить анархизм? Современные технологии должны быть перенацелены с максимизации прибыли на сбережение и восстановление природы в сочетании с обеспечением достойных материальных условий жизни для всех. В идеале экстенсивное расширение разрушительного влияния человека на природу должно быть полностью преодолено. Знания и возможности, накопленные человечеством, позволяют выполнить эту задачу или во всяком случае продвинуться близко к её выполнению.

Крайне важна реорганизация жизненного пространства, изживание монструозного мегаполиса как формы человеческого общежития. Поселение должно быть соразмерно человеку, как бы субъективно это ни звучало. Безжизненный антропогенный ландшафт, отрезающий человека от природных комплексов, должен уступить место гармоничной включённости поселения в ландшафт естественный, сплетению природного и человеческого.

Здесь и сейчас

Тотальная неприемлемость нынешнего (не)бытия… и очертания обновлённого мира словно вещие грёзы будоражат наши умы и сердца. Таковы точки мобилизации, что не дают нам опустить руки и смириться. Вот почему мы готовы прикладывать усилия, рисковать, жертвовать, чтобы создать новое общество. Организованная революционная борьба — это путь, по которому мы достигнем цели, очерченной в этом тексте. Победа возможна, и значит мы должны победить.

Фил Кузнецов [Дмитрий Петров]

Книга об эксперименте в Рожаве, в публикации которой участвовал Дмитрий Петров.

Примечание 1. Одним из достоинств Дмитрия, по крайней мере, в нашем общении с ним, было то, что он сохранял скромный, непредвзятый подход к стратегии, при этом действуя решительно. Это резко контрастирует с категоричными мнениями на каждой стороне дебатов о войне между Россией и Украиной, которые читают друг другу лекции с позиции абсолютной уверенности, никогда не побывав ни в одной из стран. В интервью, которое мы опубликовали в начале 2022 года, на вопрос, как он мог бы ответить тем, кто утверждает, что участие в военной защите Украины превратит анархистов в пособников украинского правительства, Дмитрий ответил: “Прежде всего, я бы ответил им - спасибо, это ценная критика. Нам действительно нужно продумать, как вмешиваться, чтобы не стать просто инструментом в руках какого-то государства.”.

В последнем сообщении, которое мы получили от него в марте 2023 года, он написал: “Если у вас есть вопросы, если у вас есть совет, мысли, анализ, которым вы хотите поделиться, я буду очень рад это услышать и очень заинтересован”. Это впечатляющая фраза, учитывая, что она была сказана людям, находящимся далеко от него в условиях относительной безопасности, человеком, который ежедневно рисковал своей жизнью.

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости