Мы публикуем текст лекции, прочитанной во время встречи брянского фемклуба "Сестринская взаимопомощь" 14 мая. Подробнее о фемклубе можно прочитать в его группе В Контакте. Напоминаем, что мы не рекомендуем пользоваться этой соцсетью ввиду ее небезопасности - читать ее можно и без аккаунта.
Начать стоит с самого термина. Сексизм – это набор дискриминационных практик по признаку пола. И хоть СМИ пытаются убедить нас, что такой дискриминации могут подвергаться и мужчины, на практике все же именно женщины являются наиболее уязвимой группой. Сексистские предрассудки встречаются среди обществ по всему миру, в том числе и в тех современных обществах, которые считаются относительно демократическими и эгалитарными. Он является частью различных социальных институтов — таких, как семья, образование, здравоохранение, религия — и присутствует в различных областях, таких, как политика, экономика, медиа, искусство и язык.
Идеология сексизма противопоставляет друг другу мужчин и женщин, приписывая им противоположные качества. В некоторых формах она оправдывает господство мужчин и подчинённое положение женщин, утверждая естественное, природное происхождение этого неравенства. В современных обществах также распространено убеждение в том, что дискриминация женщин — это проблема прошлого, и негативные реакции на информацию о гендерном неравенстве или попытки женщин отстаивать свои права. Когда это признали проблемой?
Исторически женщины зачастую были по статусу ниже мужчин, а история сексизма берет свое начало еще со времен первых людей – именно тогда началось гендерное расслоение. Женский пол рассматривался как низший, слабый, которому отводились лишь роли «хранительницы очага» и няньки.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что данные явления не были признаком всего догосударственного общества – было место и матриархату, и равноправию, и другим, более специфичным, формам построения общественных отношений. Многие сообщества имели больше двух гендерных категорий и позволяли своим членам менять гендер. Некоторые даже создали уважаемые духовные роли для тех, кто не мог вписаться в один из основных гендеров. Большинство доисторических картин изображают людей неопределенного гендера или людей с непонятными, преувеличенными чертами мужского и женского. В таких обществах гендер был изменчив.
В определенном смысле исторический переворот позволил сформироваться двум четким, доведенным до идеала гендерам, которые мы сегодня считаем естественными. Исключительно с физиологической точки зрения многие абсолютно здоровые люди рождаются одинаково похожими на мальчика и/или девочку (интерсекстными), с мужскими и женскими физиологическими характеристиками, демонстрируя, что эти категории существуют на подвижной почве. Бессмысленно заставлять людей, не вписывающихся в одну категорию, чувствовать себя неестественно.
Игбо из Западной Африки имели раздельные сферы деятельности для мужчин и женщин. Женщины отвечали за одни экономические задачи, а мужчины — за другие, и каждая группа обладала автономной властью над своими сферами. Эти сферы определяли, кто какие продукты производил, кто каких животных приручал и кто какие обязанности выполнял в саду или на рынке. Если мужчина вмешивался в женскую сферу деятельности или оскорблял жену, женщины проводили ритуал для восстановления баланса и наказания обидчика, который назывался «сидеть на мужчине». Все женщины собирались вокруг дома обидчика, кричали и оскорбляли его, чтобы ему стало стыдно. Если он не выходил извиниться, то женщины могли снести ограду вокруг здания и уничтожить прилегающие постройки. Если его оскорбление было достаточно тяжелым, то женщины могли ворваться в дом, вытащить его оттуда и избить.
Хауденосауни, европейцами названные ирокезами — матрилинейное эгалитарное общество на востоке Северной Америки. Они традиционно использовали несколько способов для уравновешивания гендерных отношений. Несмотря на то, что европейская цивилизация использует гендерное разделение для социализации людей по жестким ролям и притеснения женщин, квир и трансгендеров, гендерное разделение работы и социальных ролей среди хауденосауни существует для сохранения баланса: наличие определенных автономных ниш и функций для различных групп предоставляет большую свободу передвижения между гендерами, нежели это возможно в западном обществе.
На протяжении веков хауденосауни координировали многие племена, используя федеративную структуру, и на каждом уровне организации были женские и мужские советы. На уровне, который можно назвать национальным, решавшем вопросы войны и мира, мужчины принимали финальное решение, хотя женщины обладали правом вето. На местном уровне у женщин было больше влияния. Базовая социально-экономическая единица, длинный дом, считалась принадлежащей женщинам, и у мужчин не было советов на этом уровне. Когда мужчина женился на женщине, то он переезжал к ней в дом. Любого мужчину, который плохо себя вел, женщины могли выкинуть из длинного дома.
В государственном периоде общества основную роль в закрепощении женщин сыграла религия. При этом, важно подчеркнуть, что пути данного закрепощения происходили со своей спецификой - что на Западе, что на Востоке.
Сейчас предлагаю рассмотреть ситуацию на Западе. Для начала рассмотрим античный период. Он был достаточно противоречивым, потому как в нём сочеталась как активная догматизированная сексистская позиция общества, выражаемая в ограничении, в первую очередь, гражданских прав у женщин, в частности, они не могли избирать и не могли быть избранными, так и весьма передовые права – они имели право развестись с супругом в случае его измены и получить обратно всё приданное.
О статусе женщины в древнегреческом, а в частности, и в афинском обществе спорили многие философы. Например, Аристотель утверждал, что женщина стояла биологически ниже мужчины, а Платон излагал в своих произведениях абсолютно противоположную позицию о том, что женщины биологически равны с мужчинами.
Положение женщин в древних Афинах представляется сложной и противоречивой совокупностью жёстких ограничений, запретов и прав, свобод. Большинство своего времени женщины в Афинах занимались домашним хозяйством, находились дома, так как им не разрешалось свободно выходить на улицу без сопровождавших их служанок, и только с позволения мужа. Однако женщинам всё равно приходилось выходить из дома по необходимости, например, за водой. Для того, чтобы они оставались дома и в таких случаях, в богатых семьях держали рабов, которые выполняли такие обязанности, чтобы у женщин было меньше поводов выходить из дома.
Однако такое тотальное ограничение свободы женщин хоть и признавалось идеалом, но тем не менее исполнялось небольшим количеством афинян, потому что большинство людей понимали, что это практически невозможно. Женских школ в те времена не существовало, и девочки получали образование дома, притом его качество было на порядки ниже, чем у мужчин. В основном, женщин обучали искусству танца, пению и выполнению различных домашних обязанностей.
Основными задачами в жизни женщин в древних Афинах были брак, рождение и воспитание детей. Эта женская обязанность была настолько первостепенной для них, что если девушка умирала раньше своего замужества, то её изображали на мемориальных вазах в свадебном платье, и оплакивали её прежде всего по случаю недостижения ею статуса зрелой женщины. Однако даже такая жёсткая идеология ограничения свободы женщин не способствовала их полному отделению от внешнего мира. Они всё равно появлялись на важных афинских фестивалях, жертвоприношениях и других мероприятиях и взаимодействовали там и с мужчинами в том числе. Это делали и уважаемые в обществе женщины, при этом их репутация не страдала.
Кроме того, существовал праздник в честь Деметры, который назывался Тесмофории и устраивался только благодаря женщинам. Таким образом, хотя идеалом и считалась ситуация, когда женщины были заперты в доме мужа, но тем не менее различные необходимости, от бытовых нужд до обязательных всенародных мероприятий, вынуждали их выходить из дома и взаимодействовать с социумом.
Если же рассматривать более поздний период, например, средние века, то положение женщин коренным образом меняется, и не в лучшую сторону. Это было обусловлено тем, что государства стали теократическими, из-за чего велось активное насаждение патриархальных религий. В средние века место европейской женщины в обществе было скромным. Главной женской обязанностью считалось рождение и воспитание детей. Девочку могли выдать замуж в 12 лет, и с этого момента ее судьба во многом зависела от воли мужа. «Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу», — писал монах-доминиканец Николя Байард в XIII веке. В рыцарской культуре женщина предстает пассивным существом, Прекрасной Дамой, которая вдохновляет рыцаря на подвиги, но сама остается по большей части в стороне.
Несмотря на все это, некоторым женщинам в средние века удавалось взять в свои руки оружие и собственную судьбу. Во Франции даже использовался феминитив от слова chevalier (рыцарь) — chevaleresse или chevalière, что буквально можно перевести как «рыцарка». Так называли не только жен рыцарей, но и женщин, взявших в руки оружие. «Рыцарки» участвовали в Крестовых походах, организовали рыцарские турниры и иногда входили в военные ордена, а в литературе и хрониках Средневековья сохранились описания «прекрасных воительниц». Одни из самых известных имен – Жанна Секира, Агния Чёрная, Жанна де Бельвиль, Жанна Фландрская, Жанна Д’арк.
Вопреки стереотипам, жизнь женщины в средние века не ограничивалась «тремя K» (Kinder, Küche, Kirche — «дети, кухня, церковь»). В городах женщины могли быть ответственными главным образом за гендерно дифференцированные отрасли, например, ткачество или пивоварение. В сельской местности они всю жизнь работали на равных в семейном подряде и часто отвечали за продажу товара на рынке. Тем не менее, единственную категорию мирянок, которой позволялась продолжительная самостоятельность, составляли вдовы.
Теперь рассмотрим ситуацию на Востоке. Отношение к женщинам в восточной цивилизации в различных странах и религиозных хоть и разнится, но, тем не менее, имеет яркие общие черты.
Позиция женщин в индуизме в основном базируется на различных религиозных писаниях, которые имеют разный авторитет, аутентичность и тематику.
Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания, как «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты, такие как «Ману-смрити», устанавливают ограничения в правах женщин. В индуизме считается, что женщины должны обязательно быть замужем и оставаться целомудренными и чистыми любой ценой.
Однако существуют исторические свидетельства того, что, например во времена великих индийских царств, профессиональные проститутки (такие как Амрапали из Вайшали) занимали высокое и уважаемое положение в обществе, также как и священные храмовые танцовщицы девадаси, женщины-маги басави, тантрические кулики.
В текстах раннего буддизма, таких, как Кхандхака, содержатся слова Гаутамы Будды о том, что женщина может достичь просветления; но при этом в Бахудхатука-сутре утверждается, что женщины-будды не может быть никогда. В буддийской традиции положение человека в мирском обществе, его власть и возможности — зачастую являются отражением прежних духовных достижений этого человека. Так, боги обитают в более высоких сферах, чем люди, потому что достигли соответствующего уровня духовного развития. Чакравартины и будды, живущие среди людей, занимают своё исключительное положение также благодаря высоким достижениям в этой и прошлых жизнях. Подобно тому, рождение в мужском либо в женском теле и обусловленное им положение человека в том или ином обществе является проявлением его кармы, последствием его деяний в прошлых жизнях.
В Древнем Китае молодая жена полностью переходила в дом мужа, и её главными добродетелями отныне становились безропотное послушание и служение мужу и старшим в его роду. В списке традиционно признававшихся китайским законодательством поводов для развода наряду с бесплодием и болезнью важное место всегда занимали непочтительность молодой жены к старшим, прежде всего свекрови, сварливость, ревность и воровство, т. е. растрата семейного состояния. Девическую невинность строго оберегали, и дочерей, опозоривших свой дом, безжалостно выбрасывали на улицу.
Но если законы конфуцианского домостроя всегда составляли основу идеальных представлений о семье, реальное положение и образ жизни женщин в средневековом Китае не оставались неизменными на протяжении эпох. Так, воинственные традиции северной аристократии, наполовину выросшей из кочевых обществ, где женщины пользовались значительно большими правами, чем у китайцев, наложили свою печать и на облик знатных дам танского времени. Самоуверенные и властные амазонки, женщины танского высшего света увлекались верховой ездой, игрой в поло, охотой, стрельбой из лука. Их величавые манеры и грациозную мужественность воспели лучшие поэты танского времени.
В сунскую эпоху дамы высшего ранга растеряли эти качества их предшественниц. Заметную эволюцию претерпел и идеал женской красоты. Статные, пышущие здоровьем, чувственные танские красавицы уступили место образам более воздушным, хрупким, почти бесплотным. Именно в сунское время распространился обычай бинтования ног у девочек, вместе с модой на косметику, придававшей женщине черты куклы.
Но конфуцианский пуританизм далеко не везде мог отпраздновать победу. В больших сунских городах жены вели довольно легкомысленный образ жизни, нередко разоряли супругов своими туалетами и даже имели, как выражались в Ханчжоу, «приклеившихся» молодых людей, иногда по 4-5 сразу.
Отдельно стоит кратко рассмотреть ситуацию в скандинавских странах. Брак в скандинавском обществе воспринимался как сделка между мужчинами: женщина, а точнее, ее тело вместе с его репродуктивными способностями и приданным обменивались на социальный, политический или материальный капитал (выкуп) жениха. Во многих других вопросах, таких, как права наследования и собственности или выбор места жительства, у скандинавских женщин был голос, но не в отношении того, кто станет их спутником жизни. Женщина могла отказаться от замужества, только если ее отец уже умер, а сама она была вдовой. В противном случае она не имела права нарушать достигнутого между опекуном и женихом соглашения.
Будь то в Скандинавии или в колониях викингов, женщины часто отвечали за ведение хозяйства на пару с мужем или в одиночку (если мужчины уезжали или умирали), тем самым беря на себя важную роль в жизни как своего рода, так и всей общины в целом. Но это не означает, что их дни были однообразны и скучны.
С ростом спроса на продукты и товары (особенно на ткани) они могли воспользоваться новыми возможностями, чтобы выходить за рамки собственного хозяйства, налаживая деловые и торговые связи с другими людьми на рынках или сезонных собраниях.
Благодаря своей смелости и находчивости многие женщины-викинги могли упрочить как свое материальное положение, так и общественный статус, порой добиваясь даже некоторого политического влияния, действуя либо через мужей, либо самостоятельно. Нам известны примеры того, как женщины, имея авторитет и харизму, становились советниками правителей или даже брали власть в свои руки.
В конце XIX - начале XX веков в Европе и США началось движение за права женщин. В 1920 году была принята 19-я поправка Конституции США, которая дала женщинам право голоса. Однако, даже после этого сексизм продолжал процветать в различных сферах общества - в семье, на работе, в голливудских фильмах и т.д.
В 1960-х годах возникло движение за права женщин в США, которое повлияло на сексуальную революцию. Это привело к изменению отношений между мужчинами и женщинами, а также к изменению стереотипов, связанных с полом.
Однако, хотя многие женщины сегодня имеют политические, экономические и социальные права, сексизм все еще существует в различных формах и проявлениях. Сегодня сексизм развивается в современном обществе в виде исключения женщин из научной, технической, и т.д. сфер. Женщины все еще тратят больше времени на нетипичные работы, получают меньшую зарплату и имеют меньше возможностей для продвижения по карьерной лестнице.
С более яркими и страшными его проявлениями встречаются женщины стран Азии и Африки, а также представительницы некоторых восточных народов, входящих в состав нашей страны. Здесь уместно вспомнить и про чудовищный обычай «женского обрезания», существующий и поныне на Северном Кавказе, и убийства чести, такие же традиционные для данного региона. Для многих девушек до сих пор брак – это не их личный выбор, а лишь, экономическая сделка их семей с семьёй ее будущего мужа.
Однако в европеоидном обществе, в частности, на территории России, женщины также сталкиваются с проявлениями сексизма. Зачастую он существует в форме стереотипизации, которая обволакивает все важные сферы нашей жизни. Гендерная стереотипизация - это негативное представление о представителях определенного пола, основанное на общественных стереотипах и предрассудках. В современном обществе гендерные стереотипы все еще существуют и могут проявляться в различных сферах жизни, включая семейные отношения, образование, работу и массовую культуру.
В семейных отношениях гендерные стереотипы проявляются, например, в том, что женщины зачастую несут основную ответственность за воспитание детей и уход за домом, а мужчины считаются главными кормильцами семьи. В результате женщинам часто приходится совмещать работу и заботу о домашних делах, в то время как мужчины имеют меньше обязанностей по уходу за детьми и домом.
В образовании гендерные стереотипы могут проявляться в том, что девочки склонны выбирать гуманитарные направления, а мальчики - технические, что может приводить к неравенству в возможностях и зарплате в будущем. В работе гендерные стереотипы могут проявляться в том, что женщинам часто предлагаются низкоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, а мужчинам - более высокооплачиваемые и престижные позиции. Кроме того, женщины могут сталкиваться с дискриминацией на рабочем месте из-за своего пола.
Гендерные стереотипы также проявляются в массовой культуре, где женщины часто изображаются в качестве объектов сексуального вожделения или второстепенных персонажей, тогда как мужчины - в качестве главных героев и лидеров.
В целом, гендерные стереотипы влияют на наши восприятия, поведение и решения, и могут приводить к неравенству и дискриминации на основе пола. Поэтому важно осознавать их и бороться с ними, чтобы создать более равноправное и справедливое общество.
Как же бороться с данной проблемой? Мы подготовили идеи, некоторыми из которых вы сами вполне можете воспользоваться на практике и внести свою лепту в общее дело.
Стоит помнить, что есть три уровня борьбы – государственный, медийно-общественный и личный. К сожалению, большинство из нас не имеет влияние на государственном уровне, поэтому поле нашей борьбы — второй и третий уровни.
Борьба с гендерной стереотипизацией на личном уровне может оказывать большое влияние на нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей. Вот некоторые советы, которые вы можете использовать на личном уровне:
- В общении: общайтесь с людьми и избегайте использования гендерных стереотипов в разговорах. Старайтесь не говорить или не давить на других по гендеру и избегайте шуточек и унижений на основе пола.
- Открытые диалоги: в рамках диалога по возможности уважайте различные взгляды и обиходы. Попробуйте прийти к консенсусу и найти понимание.
- Воспитание детей: попробуйте проводить дискуссии о важности равенства полов и об отсутствии гендерных ролевых образов в семье.
- Пересмотр своих взглядов: осознав свои гендерные стереотипы, проведите чистку своих предрассудков, которые могут подавлять волю других равных людей.
- Поддержка: поддерживайте группы, инициативы и индивидуумов в социальных сетях и других общественных мероприятиях, которые снимают гендерные стереотипы, и феминизм.
Процесс борьбы с гендерными стереотипами может быть долгим и трудным, но даже небольшие шаги на личном уровне могут оказать значительное влияние на борьбу за равенство полов и взаимное уважение в обществе.
Борьба с гендерной стереотипизацией на общественном уровне может помочь создать более равноправное и справедливое общество, где каждый человек может реализовать свой потенциал и достичь успеха, независимо от своего пола. Вот несколько способов борьбы с гендерной стереотипизацией на общественном уровне:
- Проведение мероприятий и кампаний: проводите кампании по повышению общественной осведомленности о проблемах гендерного равенства, проводите мероприятия для того, чтобы рассмотреть различные гендерные вопросы.
- Образовательная среда: включение уроков и курсов, посвященных гендерной проблематике, в учебные заведения и взрослое образование. Также подойдёт проведение лекций и тренингов на данные тематики.
- Работа и бизнес: установление квот на наем женщин и представителей других меньшинств и поддержка женщин, проявляющих лидерские качества и таланты. Для этого необходимо развивать независимые профсоюзные организации, которые, в свою очередь, смогут защищать права работниц в различных сферах.
- СМИ и массовая культура: поддержка проектов, которые привлекают внимание к проблемам гендерного равенства. Проведение кампаний по противодействию распространению гендерных стереотипов в кино, на телеэкранах и музыкальных клипах.
- Законодательство: разработка законов, которые могут предотвратить дискриминацию на основе пола в обществе, расширить права женщин, гендерных меньшинств и других общин. Здесь мы рассматриваем такие правовые акты как референдум, петиции, сбор подписей, стачки, митинги.
- Гендерное образование: поддержка гендерного образования и проектов, направленных на формирование гендерной идентичности не через стереотипы, а через развитие навыков и способностей.
В целом, борьба с гендерной стереотипизацией на общественном уровне требует от государства и окружающего общества установки, действий и стратегий, направленных на создание более равноправных жизненных условий, в том числе приравнивание власти и позиции женщин в обществе.
При работе на общественном уровне вам не обойтись без низовых горизонтальных инициатив. Об одной из них мы уже упомянули ранее – создание независимых профсоюзов. Однако это далеко не единственная возможность влиять на ход вещей. Инициативы могут быть как внутренние, направленные на само женское сообщество, так и внешние, которые направлены на преобразование общественной жизни.
Среди внутренних инициатив можно упомянуть создание феминистского клуба, открытых пространств, групп поддержки, различных кооперативов. Также можно организовать совместные тренировки по самообороне, библиотеки с литературой, посвященной феминизму, общественные фонды поддержки, например, жертв насилия, различные психологические тренинги.
Также можно рассмотреть варианты создания внешних инициатив: создание музыкальных групп, тексты которых посвящены острым темам, центров просвещения с созданием информационных листовок и литературы, журналов, сайтов, газет, буклетов, групп, и т.д.
Итак, сексизм – вещь далеко не новая, однако глубоко укоренившаяся в общественном сознании. Для того, чтобы с ним бороться, нужно работать не только с окружающим миром, но, в том числе, и с самим собой. Важно почеркнуть, что бороться можно и малыми силами, поэтому очень важен вклад каждой. Нужно понимать, что борьба – дело не быстрое и не легкое, но только благодаря ей можно добиться результатов.
Помоги «Автономному действию» распространять агитацию против войны, освещать инициативы анархистов в России и социальный протест.
Добавить комментарий