Украинские ультраправые чем-то похожи как на своих российских, так и на западных единомышленников. Желая сохранить свою самобытность они стремятся отмежеваться как от “азиатской” России, так и от “прогнившей и погрязшей в деградации” Европы , но на практике заимствуют моду и на Востоке и на Западе.
Но не следует считать украинский нацизм вторичным во всём - специфическая геополитическая роль, двуязычность, многоконфессиональность, давняя традиция либеральной национально-освободительной борьбы и перманентная атмосфера экономического кризиса создают крайне плодородную почву для произрастания не только вербы и калины, а и нацистских сорняков. В Верховной Раде заседает ультраправая партия, набравшая более 10% голосов, а в некоторых регионах страны она и вовсе является доминирующей.
Несмотря на показную русофобию украинских ультраправых и шовинистически-имперские замашки их русских коллег, и те, и другие находят общий язык, когда дело касается противостояния левым, антифашистам, анархистам. Так что даже тем российским товарищам, кто далёк от теории должен быть интересен краткий экскурс в украинский нацистский бестиарий.
Для начала следует обозначить, что в Украине есть два основных национализма. Национализм украинский и национализм русский. Первый более широко представлен как на улице, так и в парламенте, но и второй нельзя оставлять без внимания, тем более, что здесь он часто рядится в одежды “антифашизма” или левой идеологии (“антифашист” с имперкой и портретом Николая Второго, скандирующий ксенофобские лозунги и мечтающий одновременно о Царе, Сталине и Путине - не редкость для Украины, и настоящим антифа приходится отмежевываться от этой публики).
Немного истории
Идеологической основой большинства украинских националистических течений является интегральный национализм. В этом отношении культовым может являться такой автор как Дмитрий Донцов. Показательно, что этот мыслитель не маргинален - цитаты из его творчества не так давно можно было встретить в метро наряду с другими классиками. Как и полагается нормальному фашисту-интеллектуалу, Донцов успел побыть социалистом, разочароваться и переключиться с социальной борьбы на национальную. Причём борьба эта должна вестись не только с внешними врагами, но и с внутренними. Донцов чётко разделяет нацию на “казаков” и “свинопасов” (угадайте в какую из категорий записывают себя его приверженцы). Разумеется, казаки должны править, свинопасы - подчиняться и потихоньку вымирать. Донцовщине свойственен “кшатрийский”, милитаристский дух, лишь украинцы-воины достойны войти в Европу. Именно Европа является идеалом, к которому должен стремиться украинский националист. Но войти туда надо не для мирной жизни (это для свинопасов), а для дальнейших славных битв.
Сегодняшние радикальные приверженцы Донцова делают вывод, что Европа “белого человека” и традиционных ценностей мертва и что последний островок, где они ещё теплятся, - это Украина. Так что им следует не просто войти в Европу как равные среди равных, а возродить старую Европу во всём её былом величии. Благо, воображаемых врагов хватает: тут вам и “исламская угроза”, и Китай, и Россия - в Вальгалле будет тесно. Чудовищный, болезненный бред. Тем более, что европейцы совершенно не стремятся лишиться завоёванных ими политических и социальных прав и свобод. Менее радикальные сторонники идей Донцова ограничиваются стандартными мантрами о евроинтеграции — в этом они мало чем отличаются от обычных либералов.
Важными элементами национальной мифологии в Украине является казачество (его, хоть и по-разному, любят как украинские, так и пророссийские наци), Украинская Народная Республика и, главные священные коровы националистов всех мастей, - Организация Украинских Националистов (ОУН) и Украинская Повстанческая Армия (УПА). Каждый находит в УПА что-то своё — это оправданно, поскольку под УПА подразумеваются довольно-таки разнородные силы. “Левые” наци (штрассерианского или национал-анархистского) толка видят УПА своих единомышленников, борцов за “социальные и национальные права”. Более традиционные правые донцовского толка - тех самых казаков, кшатрийское революционное меньшинство. Что видят в Украинской Повстанческой Армии бесхребетные национал-либералы - не понятно, но они тоже любят её чрезвычайно и считают предтечами новой украинской государственности. Не утруждая себя чрезмерным ковырянием в истории, замечу, что в УПА действительно имели место различные тенденции: как социальные и буржуазно-революционные, так и откровенно фашистские. На практике последние преобладали, так что на совести “национально-освободительных бойцов” немало пролитой крови мирного населения, еврейские погромы и в одно время - непосредственное сотрудничество с нацистами. Разница в том, что одни националисты эти преступления стремятся не замечать или же отбрасывать как незначительные, а другие гордятся ими, считая, что в них-то как раз и заключается вся соль и сила УПА.
С советских времён сложилось так, что украинские нацисты близки с украинскими правыми либералами. У них общие герои, общие символы, одно время были даже общие лозунги. Правда, совершенно разная интерпретация этих символов и лозунгов. Показателен Декалог Украинского Националиста, написанный одним из идеологов ОУН, в тексте явно ощущается донцовское влияние:
Я — дух извечной стихии, уберёгший Тебя от татарского потоптания и поставивший на грани двух миров созидать новую жизнь:
Обретёшь Украинскую Державу или погибнешь в борьбе за Неё.
Не позволишь никому пятнать славу и честь Твоей Нации.
Помни про великие дни наших Освободительных борений.
Гордись тем, что Ты — наследник борьбы за славу Владимирского Тризуба.
Отомсти за смерть Великих Рыцарей.
О деле не говори с тем, с кем можно, а с кем нужно.
Без колебаний совершишь самое опасное деяние, если того потребует добро дела.
Ненавистью и безоглядной борьбой будешь принимать врагов Твоей Нации.
Ни просьбы, ни угрозы, ни пытки, ни смерть не принудят тебя выдать тайну.
Будешь бороться ради возрастания силы, славы, богатства и пространства Украинской Державы.
Для национал-либерала это набор красивых слов, примерно как клятвы верности из рыцарских романов. Для радикального националиста - вполне серьёзное и чёткое руководство к действию. Иррациональность и вопиющая бессмысленность ему только добавляют убедительности. Есть нация, есть враги, есть месть, есть шанс ощутить себя не просто гопотой из подворотни, а наследником великих рыцарей - что ещё нужно для счастья?
Наше время. Украинские наци
Одна из важнейших украинских националистических организаций последних двух десятилетий - это УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона). Для украинского правого движения оно сыграла примерно такую же роль, как и РНЕ в России, стала кузницей кадров. Сегодня УНА-УНСО уже не активна и играет скорее декоративную роль, но в 90-е именно она определяла облик ультраправого движения. В рамках УНСО уживались как военизированные формирования, так и более умеренные силы, ограничивавшие свою активность культурной сферой, организация была достаточно разнородной. Они не были замечены в организованном расистском насилии, хоть периодически и могли контактировать и даже сливаться с наци-скинами на низовом уровне. Среди самых громких деяний УНСО - участие в конфликтах в Абхазии и Чечне (против российских войск), несанкционированное захоронение патриарха Филарета посреди площади (асфальт был вскрыт, патриарха захоронили, после чего состоялось грандиозное побоище с милицией). Организация была почти полностью уничтожена после провала кампании "Украина без Кучмы" и все попытки ее возрождения - последняя была предпринята в 2005 году - заканчивались неудачно. Именно УНСО внедрили своеобразную моду на камуфляж, которой следовал актив других ультраправых организации, таких как "Тризуб" или "Патриот Украины".
Одним из интересных отколков от УНСО является "Братство" — нечто среднее между политтехнологическим и арт-проектом. Лидер "Братства" Корчинский достаточно умён, чтобы не воспринимать правую идеологию всерьёз, и потому умело жонглирует словами и смыслами, меняя спонсоров и соратников, как перчатки. То они анархисты, то националисты, то православные, то все вышеперечисленное вместе. Насилие эта организация практикует редко, и только лишь когда это связано с непосредственной выгодой (можно вспомнить нападение на журналиста Ульянова в 2009 году, заказанное тогда ещё мэром Киева Леонидом “Космосом” Черновецким). К "Братству" с опаской относятся в том числе и в правом лагере: когда несколько лет назад другие националисты попытались сорвать лекцию Корчинского, их без лишних разговоров встретили ножами.
Интересны связи этой организации с русскими ультраправыми, в частности, с Дугиным (с которым они в итоге ритуально рассорились), позже - с Хомяковым, Широпаевым и другими наци-сепаратистами.
"Тризуб" был основан в 1993 году и с переменным успехом действовал до последнего времени. Сегодня организация почти уничтожена, по слухам, прикрывавшие их годами силовики лишились своих кресел и после этого ультраправые оказались лёгкой жертвой для милиции и спецслужб, организовавших показательный процесс.
Начиналась история "Тризуба" в качестве молодёжки КУН (Конгресса Украинских Националистов). Потом их пути разошлись и с тех пор КУН перестал восприниматься в качестве серьёзной силы, редкие вспышки их уличной активности исчерпываются поединками с памятниками Ленину (этот вид спорта вообще крайне популярен среди украинских правых разной степени радикальности). Забегая вперед, скажу, что история "Тризуба" закончилась как раз битвой с памятником, только уже не Ленина, а Сталина (Иосиф Виссарионович стоял на территории обкома местной Коммунистической Партии, аналога КПРФ). Сначала Сталину отпилили голову, а позже и вовсе взорвали. В итоге Сталина восстановили, но уже за заграждением. За заграждением же оказались и местные тризубовцы, которых обвинили в терроризме. В конечном счёте, все фигуранты вышли на свободу, но в ходе охоты на них была начисто разгромлена вся организационная инфраструктура.
В идеологии "Тризуба" нет расизма, присутствует умеренный антисемитизм. Они напоминают классических итальянских фашистов, видят себя прямыми продолжателями дела Степана Бандеры и носителями идей Донцова. Справедливости ради, нужно признать, что они ими и в самом деле являются: иногда кажется, что какой-то взвод ОУН-УПА потерялся в карпатских горах, замёрз, оттаял к концу 20-го века и спустился в города продолжать свою борьбу. На счету тризубовцев немало нападений на левых и правозащитников, поджог художественной галереи (где, по их мнению, пропагандировали содомию). На стене галереи была оставлена надпись “Ні содомії ОУН” (“Нет содомии ОУН”), которая долгое время была крылатой.
“Патриот Украины” похож на "Тризуб" и внешне, и судьбой. Начинались как партийная молодёжка (только не КУНа, а СНПУ, впоследствии партии "Свобода", о которой мы расскажем ниже), потом откололись. Различия наблюдаются в фасоне камуфляжа (ПУ признают только “бундес”) и по части идеологии. Сохраняя ритуальное почтение к Донцову и УПА, они являются скорее классическими белыми расистами, чем интегральными националистами. 14 слов Дэвида Лэйна, борьба с миграцией (которой в Украине практически нет, поэтому приходится охотиться на иностранных студентов), постоянные нападения как на расистской, так и на политической почве. "Патриот Украины" на определённом этапе сменил практически вымерших наци-скинхедов, но потом умер сам - активисты слишком уж увлеклись бизнесом и политикой, некоторые даже просочились в местные органы власти на районном уровне. Но наш Икар в камуфляже поднялся слишком высоко и небесный коловрат опалил ему крылья: когда силовики прессовали бизнесмена-покровителя “Патриотов”, под раздачу заодно попали и они (обвинили в попытке подрыва памятника Ленину, Сталиных на всех не хватило).
Идеология, политическая практика и судьба ПУ до боли напоминают историю российского НСО, только без такого обилия трупов на счету.
Небольшим апгрейдом ПУ была СНА, социал-националистическая ассамблея. По сути, это одна и та же организация, и в количественном, и в качественном отношении, поэтому не будем о ней подробно. СНА прославилась тем, что имела в своих рядах ставшего националистической иконой Максима Чайку (бонхед, погибший от удара ножом при попытке нападения превосходящими силами на антифа).
В Украине было ДПНИ. Оно есть и сейчас, впрочем состоит из одного подментованного “наци-правозащитника”. Помимо стука, публикаций в интернете и заседания в различных комитетах эта виртуальная организация ничем не прославилась.
Наци-автономы
Есть в Украине и свои наци-автономы. Более того, мы несём сомнительную пальму первенства - в Украине это движение получило большее развитие, чем в России. Начиналось всё с УНТП (Украинской национально-трудовой партии), стоявшей, как это ни смешно, на позициях классического гитлеризма. В середине 2000-х был даже забавный прецедент, дуэль между “справжнистами” (от слова “справжній”, “настоящий”) и “гитлеристами”. Первые провозглашали "аутентичный" украинский национализм, вторые выступали по олдскулу, любили Алоизыча, свастики, зиги, всё как полагается В результате одного из конфликтов "справжнисты" сожгли "нацистам" флаг, а потом между их лидерами состоялся ритуальный поединок. Не помню кто победил, важен сам градус противостояния. С тех пор прошло много времени, вчерашние справжнисты кидают зиги и организуют уличные нападения на левых и антифа, а бывшие вожди гитлеристов почитали Маркса, а кто-то и Кропоткина и перешли на “третий путь”, некоторые тянут на штрассерианцев, другие называют себя национал-анархистами. На левых они практически не нападают, и на уровне лидеров даже пытаются отказаться от расизма и антисемитизма. Только вот рядовой актив это не всегда понимает. Не так давно в Сумах были осуждены “национал-автономы”, пытавшиеся поджечь общежитие для иностранных студентов. Во Львове "Автономний Опір" нападал на панк-концерт, который показался им антифашистским (на самом деле, там собрались преимущественно аполиты). Сохраняют "национал-автономы" и ритуальную верность УПА, находя приличествующие их новому “левому” статусу цитаты из её идеологов. Впрочем, "полевение" не мешает им отмечать ритуальными пробежками день рождения Романа Шухевича, лидера СС-Галичина. Не прочь "левеющие" правые и поразгонять гей-парады. В 2012 году имел место примечательный эпизод: на “автономных националистов”, разгонявших гей-парад напали “неавтономные националисты”, обвинившие первых, что те разгоняют гей-парад недостаточно радикально. Гей-парада в тот день не было вовсе, но ребята всё равно нашли чем себя занять. Нужно признать, что АО отказались от былого примитивного авторитаризма. Теперь их идеалом является подобие "органической демократии" (хотя сами они не используют этот термин). Прямая демократия с отрицанием индивидуальной свободы личности, механическая власть количества. Таким "демократическим" способом нацавтономы оправдывают, к примеру, свою ксенофобию и верность консервативным ценностям. "Демократичное" изгнание мигрантов, "демократичное" ограничение межрасовых браков или "нетрадиционных сексуальных отношений". Эксплуатация, угнетение и геноцид тоже вполне могут быть объяснены "волей народа". Собственно говоря, именно так и действовали классические фашисты, так что особых идеологических новшеств АО не привнесли.
В целом, у национал-автономов сейчас явный кризис жанра - их отторгли правые и не привечают левые. Численность уменьшилась в несколько раз. К тому же, наметился жесткий раскол между "левым" крылом АО (сохранившим аутентичное название "Автономний Опір") и правым ("Народной Волей"). Всё это напоминает ситуацию с “Вольницей” в России. Но есть крошечная разница: в Украине ещё не умер парламентаризм и активно развивается политтехнологическое партстроительство как слева, так и справа. С самого начала над “Автономным Сопротивлением” висела тень Юрия Михальчишина, депутата ультраправой партии "Свобода". Несмотря на размежевание, на момент написания статьи его лекции ещё могут быть найдены на официальном сайте АО - opir.info. Но свинья всегда найдёт грязь, распрощавшись с парламентскими нацистами, часть "полевевшего" крыла связалась со старым мошенником Олегом Верником, который прославился в своё время тем, что смог развести на бабло сразу множество троцкистских и левокоммунистических интернационалов, плодя фальшивые организации. После того, как схема раскрылась, а левацкий жаргон обогатился новым словом "верникгейт", вчерашние троцкисты начали эксперименты с трейд-юнионизмом. Судя по всему, невзирая на апатию и массовое бегство рабочих из их организации, им всё-таки удалось найти свою нишу и новых спонсоров. На этот раз уже внутри страны. Откуда-то берутся деньги на аренду офисов в разных городах Украины и на оплату труда нескольких профессиональных журналистов, источники финансирования хранятся в тайне. "Левое" крыло национал-автономов играет в этом проекте роль пушечного мяса, создавая "радикальную" картинку для СМИ. Судя по всему, вполне бесплатно.
ВО "Свобода"
Вот мы и перешли к главному экземпляру нашей коллекции, к партии ВО "Свобода". Она начиналась в 90-е как Социал-Националистическая Партия Украины, но развитие получила в середине 2000-х, когда её возглавил Олег Тягныбок, имевший в то время депутатский мандат. Теперь мандаты есть уже более чем у трёх десятков нацистов. Конечно же, им пришлось разбавить свои ряды национал-демократами, бизнесменами, коррупционерами и чиновниками. Для настоящего ортодоксального наци "Свобода" - предатели, которые уклонились от светлых идеалов НС. Но для нас они остаются опасными врагами - даже отошедшая от тру-нацистских идеалов свободовская молодёжка продолжает нападать на левые акции и активистов. Помимо официального гитлерюгенда “Сокол”, у них есть ещё и неформальный С14 (игра слов С14 читается как “Січ”, намек на “Сечь”). Партийное прикрытие позволяет молодым бонам нападать на оппонентов, не боясь последствий. Помимо этого они активно участвуют в “социальной” деятельности, в частности, в антизастроечных акциях, привнося в них немного насилия и много партийного пиара. Как правило, в долгосрочной перспективе эти кампании не приносят большого успеха (к партиям у людей доверия куда меньше, чем к низовым инициативам и все, кроме ультраправых, от их кампаний со временем отходят), но способствуют мобилизации и повышению боевого духа активистов.
Кроме того, С14 славится тесным сотрудничеством с правоохранительными органами (к примеру, они помогают милиции организовывать контрольные закупки алкоголя и сигарет несовершеннолетними).
Их старшие товарищи из ВО "Свобода" входят в оппозиционную коалицию с национал-демократами. Их высокий результат на выборах во многом объясняется протестным голосованием - люди выбирали не безумных нацистов, а голосовали против "Партии Регионов". ВО "Свобода" занимается лоббированием заведомо непроходных националистических (русское националистическое лобби достаточно сильно, чтобы их блокировать) и потенциально проходных ультраконсервативных законов (когда доходит до борьбы за мораль и цензуру, они с русскими наци забывают о разногласиях и сливаются в экстазе). Ещё депутаты заботятся о повсеместном использовании слова “жид”, запрете русских имён и, самое главное, о сносе памятников Ленину.
Многие аналитики небезосновательно указывают, что лидера "Свободы" Олега Тягныбока прочат на пост удобного оппонента для Виктора Януковича во втором туре президентских выборов. Действующий президент Янукович обладает харизмой и интеллектом разношенного валенка, но даже он сможет обыграть нациста. Так что до 2015 года "Свободе" многое будет прощаться и сходить с рук.
Идеология Свободы крайне непоследовательна. Они пытаются апеллировать к рабочему электорату и озвучивают социальные лозунги. Особенно ярок в этом плане штрассерианец Юрий Михальчишин, который долгое время воспринимался в качестве духовного отца “автономных националистов”. Вместе с тем, “Свобода” подчёркивает свою лояльность к “национальному” бизнесу, и когда требуется, открещивается от всякого социализма.
Отдельным пунктом следует упомянуть украинский околофутбол. Он правый. Есть отдельные исключения (в частности, киевский “Арсенал”), но большая часть ультрас и хулиганов стоят на нацистских позициях. С ними ведёт активную работу и пытается взять под свой контроль партия “Свобода”, неплохо удаётся это с киевским Динамо и со львовскими Карпатами. Правыми (пусть часто и пророссийскими) являются также и крымские и восточно-украинские клубы. Но их вовлечённость в реальную политику сравнительно мала и обычно исчерпывается околофутбольным насилием и участием в символических акциях.
Русские наци
Русские нацисты в Украине представлены преимущественно в Крыму и восточных областях, но их вполне можно встретить и в Киеве. Нам более всего интересна молодёжь - “Сопротивление” и активисты “Русских пробежек” (тут они называются “Славянские пробежки”). В качестве политического субъекта эта публика выступать не может, но их периодически могут использовать разные силы — от “Молодых Регионов” (молодёжка партии власти), до "Украинского Выбора" Медведчука (молодой пророссийский проект, работающий со всеми подряд до сектантов из КОБ включительно).
Старшее поколение представлено “Народными Соборами”, “Родительскими Комитетами” и ряжеными казачками. Основной род деятельности: борьба за нравственность и борьба против бандеровцев. В первом случае нам иногда приходится вступать с ними в открытую конфронтацию (к примеру, когда они пытаются сорвать феминистическую акцию, утверждая, что она распространяет СПИД). Во втором случае приходится заботиться о том, чтобы нас с ними не спутали, т.к. во время столкновений с украинскими нацистами русские правые имеют скверную привычку называть себя “антифашистами”. Примерно как общество “НАШИ”, но ещё смешнее, потому что у нашистов хотя бы нет при этом имперок и публичных призывов “вернуть Русь славянам”.
Национал-демократы и "коммунисты"
Напоследок стоит упомянуть ещё две важные силы, которые формально нацистами не являются, но являются их вольными или невольными партнёрами. Во первых, это национал-демократы. Свою функцию (образование национального государства) они выполнили давно и сейчас пытаются заполнить чем-то бессмысленность своей политической ниши. Заполняют они её бредом. Эту публику обрисовал в своих воспоминаниях ещё Нестор Махно: “Я был убежден, что для таких украинцев нужен был только украинский язык, а не полнота свободы Украины и населяющего ее трудового народа”. Культ украинского языка, “возрождение традиций”, вышиванки, “верба и калина”, вся эта декоративная этнокультура становится главным краеугольным камнем политики. Борьба против русских надписей на шоколадках, требование издавать украинские глянцевые журналы на украинском языке, призывы бойкотировать фильмы с русским дубляжом и т.д. И все, кто не разделяет умиления и энтузиазма по этому поводу, объявляются врагами нации. С врагами нации, безусловно, следует бороться, и тут органичными союзниками нацдемов оказываются просто наци, без всяких сомнительных дополнений.
Это объясняет позорный союз оппозиции с нацистской “Свободой”. Это объясняет, почему такие “низовые” национал-либеральные организации как “Видсич” допускают в своей публичной риторике откровенно русофобские и антисемитские высказывания. Даже не потому, что они такие уж страшные фашисты - просто такова их политическая культура: они не могут критиковать политического деятеля, не пройдясь по его национальной или языковой принадлежности, а борьба за родной флаг или язык этикеток на шоколадках окажется в решающий момент важнее любой социальной борьбы. Несмотря на различия целей и политической философии, национал-демократы и нацисты оказываются очень близки в плане внешней атрибутики, а внешнее часто превалирует над внутренним.
Их зеркальными близнецами являются “коммунисты” из КПУ и аналогов. Эти измельчавшие и выродившиеся большевики являют собой ни что иное, как консервативных русских националистов. Даже их социальные лозунги вполне укладываются в консервативную парадигму, а реальная деятельность сводится, в первую очередь, к культу Сталина, агитации за политическое сближение с Россией и каноническое православие. Поэтому красный флаг на митингах вполне может соседствовать с портретом Николая Второго.
Сегодня украинская политика выходит на новый виток коммерциализации. Это в равной мере касается и левого, и правого сектора. Многие, глядя на стремительный успех “Свободы”, надеются, что его сможет повторить левая или социал-демократическая партия. Но нам не следует полагаться на эти иллюзии. Реальное противостояние происходит на улице, и чем дальше политики входят в коридоры власти, тем дальше отходят они от своих первоначальных идей. Ультраправые могут позволить себе такое предательство, поскольку их истинная идея изначально основана именно на предательстве - на подчинении и на стремлении подчинять. Получить власть в их системе координат значит выиграть, и цена тут не играет большой роли. Анархисты не могут позволить себе такой роскоши, не превратившись в андреев исаевых. Не нужно завидовать правым, которые карабкаются наверх. Тем больнее будет их падение, когда мы раскачаем фундамент.
Александр Володарский
Текст был написан еще до событий на Майдане. Материал публикован в жунале "Автоном" №35. Журнал можно купить в независимых книжных магазиназ Москвы и Петербурга или заказать по почте, написав по адресу avtonomjournal@gmail.com (сюда же пишите ваши предложения по текстам и сотрудничеству). Со списком корпунктов "Автонома" в регионах можно ознакомиться здесь.
Полистать новый номер на экране своего компьютера или же скачать его в формате .pdf