В 2015 году в DIY-издательстве Common Place вышла книга Игоря Подшивалова «Анархия в Сибири». Сам Игорь — старейший иркутский анархист современности, некоторое время участник «Автономного Действия», погиб в 2006 году под колёсами случайной машины. О нём написано (и ещё будет написано) уже многое. Поэтому поговорим о книге.
Название очень общее, и ожидать можно было бы чего угодно. На самом же деле это сборник статей разных лет, которые Игорь готовил к публикации под одной обложкой, но довести это начинание до конца не успел. Завершается книга весьма информативным послесловием Ярослава Леонтьева, озаглавленным «Последний анархист Сибири» (фактически, это краткая биография Подшивалова). Анархисты в Сибири (в том числе в Иркутске), разумеется, остались и после гибели Игоря, так что не вполне понятно, что имел в виду Леонтьев, но почитать интересно.
Что же до самой книги, то её разнородность даже удобна: отдельные главы посвящены совершенно разным сюжетам и связаны друг с другом довольно косвенно. То есть, их вполне возможно читать в любом порядке, в зависимости от того, что интересно прямо сейчас: арестанты XVI века, которые каждое лето убегали с каторги в тайгу по зову кукушки, сибирские приключения Бакунина, иркутские эсеры или восстания в ГУЛАГе. Объединяет все главы лишь пронизывающая всю книгу идея тяги людей к свободе. В XV ли веке, или в XX — всюду мы находим противостояние государственной бюрократии и репрессивной машины и, с другой стороны, человеческого освободительного инстинкта. Подшивалов часто называет этот инстинкт «крестьянской мечтой о вольной земле без государства и власти».
В Сибири эта мечта воплотилась, кажется, более полно, чем в других областях Российской Империи и её преемника — СССР. Сама колонизация Сибири происходила во многом не за счёт государства, а за счёт личной инициативы «ватажников» и прочих личностей без царя в голове. «Даже служивых людей охватила какая-то горячка… порою в событиях проявлялась как бы полная анархия» - пишет историк С.В. Бахрушин. Эту-то «анархию, проявляющуюся в событиях» и описывает в своих сибирских очерках Подшивалов.
При этом автор часто обращается к народным движениям, которые современный анархист скорее проигнорирует: например, старообрядцы («не должно быть власти, от людей поставленной») или казаки (в том числе и оказавшиеся в ходе революции 1917-1921 на стороне белых), какие-то почти случайные разбойники. Для Подшивалова важен сам факт бунта, выступления против установившегося порядка.
Вполне ожидаемо, что XX веку посвящено больше глав, чем любому другому: это целая половина книги. Подшивалов скрупулёзно описывает «сибирскую махновщину», процесс интеграции анархистских отрядов в большевистскую государственную машину, трагическую историю сибирских эсеров. Большое внимание уделено идее сибирской автономии, под бело-зеленым знаменем которой сражались многие герои книги. Напомним, что и в современной Российской Федерации немало людей столкнулись с государственным прессингом только потому, что осмелились заговорить о «федерализации Сибири».
После бурных событий гражданской войны Подшивалов ведёт нас дальше во времени. Последние крестьянские выступления времён коллективизации были подавлены ОГПУ. Следующие «проявления анархии в событиях» мы наблюдаем уже в лагерных бунтах в сталинском СССР: от восстания 1942 года в Воркуте, провозгласившего конечной целью повстанцев «полную свободу личности», до чёрных флагов над норильской зоной в 1953. Автоматным расстрелом норильского восстания событийная канва книги «Анархия в Сибири» и завершается. Но расстрелянные погибли не напрасно — Подшивалов напоминает нам, что без многочисленных лагерных восстаний не было бы и «десталинизации» (пусть частичной). Свобода во многом была вырвана у власти силой, и это достойное завершение истории о сибирской анархии.
Надеемся, впрочем, что завершение это лишь в том смысле, что о последующих событиях Подшивалов просто не успел написать. Но эти события (прошедшие и будущие), несомненно войдут в книги тех, кто будет учиться у Подшивалова. «Мечта о вольной земле без государства и власти» в Сибири уж точно никуда не делась.
В издательской аннотации к «Анархии в Сибири» сказано: «Главные герои книги — не «апостолы» анархизма Бакунин и Кропоткин, а простые люди, революционеры, ссыльные, казаки, старообрядцы, беглые крестьяне, те, в честь кого не вешают памятных досок, но кто в действительности творит историю». И это очень важный момент. Действительно, биографий «столпов анархизма», в общем-то, достаточно. Статьи Подшивалова в какой-то мере заполняют недостаток информации о низовых анархистских или около-анархистских (или анархистских по духу) движениях Сибири. В наши серые дветысячидесятые годы, когда утрачена вера любым авторитетам, появление такой книги кажется очень своевременным.
Материал был подготовлен для грядущего 37 номера журнала "Автоном". Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:
Ketzal
Добавить комментарий