Вадим Курылев: Трактат о духовности

В первую очередь, хочу сказать, что это моё мнение, никому не навязываемое. Вопрос самый сложный, сложнее, чем все вопросы об анархистской оборонительной армии, альтернативных энергоресурсах и т.д.

Итак, что из себя представляет анархист - член будущего свободного анархо-общества? Это человек, свободный от давления государственной власти, человек, сам решающий, как ему жить и во имя чего. Быть винтиком в механизме государства гораздо проще: всё уже придумано и предложено тебе в таком виде, что создается иллюзия того, что ты сам себе хозяин. При этом в реальности ты являешься рабом - как физическим, так и духовным. Тебе навязывается некая мораль, выработанная кем-то за тебя и поданная в виде догм: "по-другому и быть не может потому, что не может быть никогда!" Параллельно человек загружается проблемами со всех сторон, прежде всего - как жить, чтобы выжить? Ответ прост: работай, зарабатывай. Со всех сторон тебе капают на мозги о красивой жизни для тех, у кого есть деньги. Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему - на этом и играет Система, подменяя понятие "лучшей жизни" понятием "красивой жизни". Соответственно, весь твой физический и умственный потенциал уходит на зарабатывание денег, из которых в реальности ты получаешь десятую часть, а остальное получает хозяин - олигарх или государство. Всё твое время и силы тебе не принадлежат. Не слишком ли дорогая цена в обмен на иллюзии?

Для желающих жить "духовно" предлагается также удобный проверенный вариант - религия и церковь, чтобы оставить тебя в рамках той же системы, пусть даже на уровне твоей экзистенциальной сущности. Желательно, чтобы ты ещё не выскакивал за рамки местной религиозной традиции.

Анархистская духовность подразумевает под собой нечто гораздо более сложное, но и несравнимо более могучее. Настоящему анархисту не нужны законы, так же как и религиозная мораль, поскольку он имеет свою собственную мораль. Он живёт, полагаясь на собственную ответственность перед собой и перед обществом, а она у него есть, по крайней мере, если это настоящий анархист, а не разгильдяй, не желающий никому подчиняться просто для того, чтобы ничего не делать. Анархист самостоятельно развивается духовно, и процесс духовного развития длится в течение всей жизни. Прежде всего, надо понять, что духовность и религиозность - разные вещи. Это легче понять людям творческого призвания, поскольку они ежедневно сталкиваются с мистической составляющей искусства. Имея все необходимые профессиональные навыки, художник не может создать произведение искусства без вдохновения, которое является определённым состоянием его внутреннего мира. В такие периоды (у разных художников они различаются по силе и по частоте) творческий человек чувствует нечто, чего нельзя описать словами, некое состояние возвышенности и чистоты происходящего в его душе. Человеку не творческому такое состояние тоже знакомо - это любовь. Церковники во все времена умело пользовались этим, подводя под любовь и творческое вдохновение культово-религиозную платформу.

Как известно, церковь - дело политическое, и, например, христианство получило широкое распространение в Европе не в силу своей божественной исключительности и духовных высот, а в целях укрепления разваливающейся Римской империи. Можно утверждать, что клерикализм имеет не больше прав на воспитание в душе человека моральной основы, нужной власти, чем законченный негодяй на обучение детей моральным ценностям. Анархисты - духовно сильные люди, не нуждающиеся в приказах "сверху", чтобы знать, какой идти дорогой - зла или добра. Морализм церкви и государства приводит к тому, что человек поступает "хорошо" лишь потому, что за "плохо" он получит кару - божью или ментовскую. Иного хотят и добиваются анархисты: человеку не нужны никаких уровней законы и правила, чтобы быть Человеком. Государству и духовенству выгодно, чтобы своя моральная ответственность у человека атрофировалась - так человек становится хорошим рабом. Если бы не эти духовные "резервации", в которые загнана большая часть человечества, каждая человеческая личность развивалась бы самостоятельно и достигала бы в своём развитии куда лучших результатов, чем мы имеем повсеместно сейчас. Человек предназначен для гораздо большего, чем рабский труд и тупое созерцание "дебилизора".

***

Духовность человека есть его главная составляющая, отделяющая его от животных — не разум и логика, а именно духовность. Существуют очень умные животные, но не бывает животных, имеющих духовную сущность. Анархическое общество дает человеку возможность без давления государства, без церковно-моральных догм быть Человеком вольным и высокоразвитым, с высокой ответственностью и твёрдыми моральными устоями. Не нужны членам анархо-сообществ догматика церкви или государственные законы. Духовно развитый человек в принципе не нуждается в понукании сделать что-то нужное и хорошее, также не нуждается он в запретах делать что-то плохое.

Почему сейчас мы имеем общество, переполненное или негодяями, или людьми, не совершающими преступлений только из боязни понести наказание? Потому что государство не даёт в полной мере развиваться главному в человеке — его внутреннему миру. Внутренний мир взят под контроль с младых лет и выковывается по эскизам, навязанным правителями. Это не человек, каким он может и должен быть, это всего лишь его бледная копия, работающая на Систему. Этой копии, подобно корсету для человека с перебитым позвоночником, необходима сдерживающая его извне сила государства. Государство порождает калек и пользует их по полной в своих гнусных интересах. Эти духовные калеки не могут противостоять власти вообще — их хватает лишь на то, чтобы в бунтарском порыве поменять одну власть на другую.

Главное в будущем анархическом обществе — внутренние морально-духовные устои его членов. Постоянно взаимодействуя друг с другом, члены этого общества становятся невероятно сильными по сравнению с членами традиционных государственных обществ. Закономерно было бы получить вопрос от читателя: неужели все анархисты такие высоконравственные люди, что они берут на себя смелость строить общество, не охраняемое и не управляемое государством? Отвечу воображаемому оппоненту следующее. Анархисты такие же люди, как и все, то есть они рождены и выращены в той же Системе, что и все остальные. Но на их воспитании Система дала небольшой сбой, которого хватило на то, чтобы повзрослевший человек понял, что в мире всё обстоит не так, как нас уверяют.

Выросший внутри Системы анархист так же, как и все, отравлен и искалечен духовно, но он понимает это, в отличие от других. Понимает - и стремится избавиться от нравственных недугов, привитых ему государством. Подобно алкоголику, которого невозможно вылечить от алкоголизма, пока он не признает, что зависим от алкоголя, любой человек не сможет преодолеть власть Системы над собой, пока не признает, что он всецело в её власти. Когда он признает себя рабом Системы — он уже на пути к освобождению. Ему необходимо преодолеть зависимость от сомнительных благ, предлагаемых в обмен на него самого.

Анархисты — не всегда люди, уже преодолевшие духовную зависимость, но всегда знающие, что она существует и с ней необходимо бороться. Когда человек побеждает в себе Систему, он получает возможность помогать другим преодолеть то, что он сам уже преодолел. Итак, мне видится будущее анархическое общество как общество, где нравственность и духовность стоят на первом месте, все же остальные вопросы — экономический, оборонительный — на втором.

Нет смысла строить анархо-общество насильно. Оно должно взрасти из внутренних миров нравственно развитых и высоко-духовных индивидуумов. Таких людей вообще, в принципе, достаточно много, несмотря на все старания Системы свести их количество к минимуму. Но старания Системы по разобщению этих людей дают ощутимые результаты. Один человек читает в газете про другого, обвиняемого во всех смертных грехах, и не подозревает, что тот, о ком он читает — на самом деле одухотворенный и высоконравственный человек, такой же, как и сам читающий.

Большинство людей просто не знает, как объединиться с себе подобными, чтобы противостоять злу, творящемуся в мире. Таких людей в первую очередь необходимо вовлекать в анархо-движение в целом (и в движение Р.В.И.  в частности). Но (и это важно!) здесь они должны находить себе компанию из подобных им духовно развитых людей. Понятно, что нам трудно, и постоянно приходится отбивать вербальные атаки контрреволюционеров и спецслужбовских троллей, но давайте не терять своё лицо сознательных анархо-активистов, стремящихся построить общество в первую очередь свободных и чистых духом!

Вадим Курылев

Текст опубликован в последнем выпуске журнала "Автоном". В Москве и Петербурге журнал можно приобрести в независимых книжных магазинах, их списмо смотрите в разделе "Места продажи". Со списком корпунктов "Автонома" в регионах можно ознакомиться здесь. Также вы можете заказать журнал по почте, заказы направляйте по адресу avtonomjournal@gmail.com.

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости