Как торговые сети в России уничтожают хлеб

В результате последних изменений в законах торговые сети в России перестали перерабатывать залежавшийся хлеб и другие продукты — теперь они их безжалостно утилизируют. Максим Тройкин задумался о нашем отношении к хлебу и другой повседневной пище, а приходит к неутешительным выводам о маленьких, красных, пузатых человечках.

«Нет хлеба — клади зубы на полку»
(пословица)

В блокадном Ленинграде установленная норма хлеба для служащих, иждивенцев и детей была 125 г, для рабочих — 250 г, для фронтовиков — 500 г.

Война и тяжелые послевоенные годы научили советских людей ценить хлеб. Я убежден, что ни один грамм муки, ни одно зерно пшеницы не пропали зря. Сейчас война далеко позади, послевоенные годы пережиты и полки магазинов ломятся от всевозможных продуктов. Хлеб присутствует круглосуточно на витринах магазинов, а задумывались ли вы о цене такого изобилия? И речь не совсем о деньгах.

«Хлеб — кормилец», «Хлеб — всему голова«, «Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь», «Нет хлеба — клади зубы на полку» — вот так издавна русский народ отзывается о хлебе. Сейчас мало кто об этом задумывается о том, каким трудным путем попадает к нам на стол такой простой и в то же время необходимый продукт. Одни лишь комбайнеры (люди, которые убирают зерно) в сезон работают по 14-16 часов в сутки, а люди, которые это зерно сеют, обрабатывают удобрениями почву, доставляют зерно на заводы, мелют, пекут, развозят. Задумайтесь, сколько труда в этой буханке простого хлеба, сколько сил. В среднем на одну буханку хлеба (750 г) требуется 500 грамм муки, а для этого нужно от 300 до 400 грамм пшеницы.

Немного статистики: в 2016 году в России собрали рекордный урожай зерна — 119 млн тонн зерновых, из них 73,3 млн тонн пшеницы. В 2017 году — 134 млн тонн зерновых, из них 85 млн тонн пшеницы. В 2018 году прогнозируется сбор урожая зерновых около 100 млн тонн, из них 64,4 млн тонн пшеницы. Но вместе с такими рекордными показателями по сбору Россия показывает и рекордные показатели по экспорту пшеницы, занимая первые места в мире. 2016 год — 4 место в мире по экспорту зерновых, 2017-2018 годы — 2 место в мире по экспорту зерновых и 1 место по экспорту пшеницы.

...И тут я натыкаюсь на новость о росте цен на хлеб... О необоснованном росте цен на хлеб. Но как же так!? В новостях ссылаются на курс рубля по отношению к доллару, ссылаются на неурожаи. Давайте разберемся.

Так как экспортируют наше зерно заграницу за доллары, а курс доллара растет, то, следовательно, растет и цена на зерно и на муку, и на хлеб и эта цена растет не только заграницей. Из-за неблагоприятных условий, потери зерна в 2018 году составили около 30 млн тонн, но, как заявил руководитель центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский, «данный уровень валового сбора зерна ниже чем в последние два года, но существенно выше урожаев, полученных на протяжении всех предыдущих лет в постсоветской Россиии».

Получается, что мы возвращаемся в царскую Россию, которая кормила весь мир, но не могла прокормить собственных крестьян, и они умирали с голоду.

А теперь немного об отношении к хлебу в современной России. Я приведу пример магазинов, ритейлов. Зайдя в любое время в супермаркет, вы всегда найдете забитые хлебом полки. Один из законов успешной торговли гласит: «В магазине пустых мест быть не должно, каждое место должно или продавать или рекламировать». До 2018 года торговые сети закупали хлеб в огромных объемах, большую часть нераспроданного (просроченного) хлеба магазины возвращали поставщику, поставщики, в свою очередь, хлеб отправляли на переработку или просто продавали за копейки сельским хозяйствам для корма животным.

В начале 2018 года вступил в силу закон «О невозврате продуктов питания», тут не обошлось без участия знаменитой Ирины Яровой. После вступления в силу этого закона весь нераспроданный хлеб, как и прочие товары, нераспроданные в пределах срока годности, безжалостно утилизируют в магазинах. В «Ашанах», например, сбрасывают его в утилизатор (большую яму, напоминающую мясорубку), в «Пятерочках», согласно инструкции, режут упаковки, заливают хлоркой и выбрасывают в мусорные баки. Обратите внимание, заливают ХЛОРКОЙ, чтобы из мусорного бака его не смогли употребить в пищу те же бездомные, а если и употребят, то... сами понимаете, что будет.

И так происходит со всеми продуктами без исключения, в том числе и с теми, которые вполне можно перерабатывать. Утилизируются и чуть черствые булочки, и потерявшие товарный вид фрукты, и все абсолютно молочные продукты. Сразу вспомнилась одна бабушка, приходившая каждый день к магазину во время списания просроченного товара, она стояла около помойки и дожидалась, когда выкинут просрочку. К сожалению, в нашей стране слишком много людей, которые еле сводят концы с концами, и та самая буханка хлеба, стоимостью в среднем пятьдесят рублей, некоторым людям просто не по карману. Отдельный пласт — пенсионеры. Да и в обычной семье среднестатистического россиянина большая часть средств уходит на жилье и питание. Я говорю о людях с зарплатой в 10-15 тысяч рублей, а таких значительное число.

В магазинах крупных ритейлеров отношение к закупкам и продажам хлеба крайне хамское — нет тщательного планирования заказов хлеба у поставщиков, нет изучения потребностей населения. Вот пример: раньше в известной в России торговой сети магазинов продавался хлеб завода «Арнаут» под названием «Здоровая семья». Хлеб недешевый: пять ломтиков весом около 300 грамм по цене около 100 рублей. Такой хлеб почти никто не покупал, продажи были крайне низкими, его привозили, выкладывали на витрину, а через 5 дней, когда заканчивался срок годности, всю партию снимали и списывали. И таких примеров много.

В среднем в одном магазине этой известной в России продуктовой сети каждый день списывается и утилизируется хлеб на сумму от 3 до 7 тысяч рублей, а таких магазинов по России около 11,5 тысяч. А теперь посчитайте: это пример только одной сети, а у нас в стране множество продуктовых ритейлеров (и у каждого из них сотни и тысячи магазинов). И у всех одинаковое отношение к хлебу. Страшно подумать, сколько тонн хлеба беспощадно уничтожается каждый день, как будто у нас нет безработицы, маленьких зарплат, семей, которые живут за чертой бедности, пенсионеров, которые с утра до ночи копаются в мусорных контейнерах в надежде найти невредимую палку просроченной колбасы или буханку черствого хлеба.

Получается, что часть своей работы комбайнеры, пекари, развозчики и продавцы делают зря, раз немалая часть их трудов выбрасывается на помойку. А ведь эти люди работают по 12-16 часов в сутки, и труд этот не из легких.

Конечно, опытный торгаш скажет: «Это торговля, в ней не обойтись без потерь и списаний, а повышение цен всегда было, и это только на пользу, потому что в цену продукта уже включен процент от предполагаемой цены нераспроданного товара». Но на фоне неблагоприятной обстановки в стране, высокого уровня безработицы, низких зарплат, снижения уровня жизни, потери эти ничем не оправданы, не оправдано и повышение цен (тем более, что зарплаты комбайнеров, пекарей и работников торговли не повышаются и оставляют желать лучшего).

Низкий показатель сбора урожая в 2018 году по сравнению с предыдущими годами говорит о том, что дело не только в погоде, но и в усталости почвы. К зерновым ресурсам (и не только к зерновым) планеты необходимо относится бережно.

Итак, владельцы агрокомпаний и ритейлов беспощадно грабят не только нас с вами, завышая цены на хлеб, но они грабят и ресурсы нашей планеты варварскими способами бездумно собирая рекордные урожаи и в то же время тоннами выбрасывая хлеб на помойку.

Они грабят людей и землю вместо того, чтобы развивать отрасли выращивания, сбора зерна и производства хлеба.

Решение этой проблемы есть — я считаю целесообразным вырвать агрокомбинаты и ритейлы из цепких клешней частной собственности и передать их в руки народа, сделать производство и продажу хлеба ориентированными на население, а не на извлечение прибыли агрокомпаниями и ритейлами, сделать доступными цены для увеличения покупательского спроса, улучшить качество, жестко контролировать все стадии производства хлеба (от зерна и до буханки), чтобы ни один грамм зерна не пропал зря, тщательно планировать закупки хлеба магазинами, чтобы не выбрасывать хлеб почем зря.

Моя небольшая статья не только про хлеб. Хлеб я взял для примера. Вместо слова «хлеб» можно подставить слова «молоко», «мясо», «рыба», «металл», «нефть» — картина практически не изменится (например: кладбища автомобилей, поездов, самолетов и кораблей, огромные продуктовые свалки и в тоже время голод и низкий уровень жизни). Эта статья о маленьких, красных, пузатых человечках, описанных Максимом Горьким в романе «Мать», и об их отношении к хлебу, к продуктам, к ресурсам планеты к людям и людскому труду.

Текст подготовлен для журнала "Автоном"

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

3 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости