Лично для меня двадцатилетняя "грандиозная суматоха", которая и по сей день терзает меня, началось в 1989 году. Тогда будучи курсантом второго курса одного из высших военных училищ в Киеве (!!!) мне попался номер "Аргументов и фактов", в котором была опубликована небольшая заметка о создании оппозиционной КПСС Конфедерации Анархо-Синдикалистов (КАС) и пара слов о ее принципах. С этого момента мой стихийный юношеский бунт против действительности стал получать идейное обоснование. Начались индивидуальные идейные поиски в направлении контркультурного авангарда, анархизма, "новых левых" и т.п. левацких критиков авторитарной капиталистической цивилизации и официозной культуры.
Почти параллельно этому нами (мною и другими курсантами-хулиганами) на курсе была образована так называемая группа "Уклон", ставящая своей целью "борьбу с диктатом сержантского состава и агитацию курсантских масс за добровольный уход из армии, а, следовательно, и за отчисление из училища". В реальности наша борьба выражалась в мелком хулиганстве во время увольнений в город, пьянстве, самовольных отлучек из училища,общем похуизме, ношении длинных волос и ирокезов (!), прилюдном чморении армейской службы, начальства и т.п.
В конце концов, по группе "Уклон" начал работать "особый отдел" и уже было "большой брат" вычислил нас и даже военное командование объявило о существовании некой "подпольной подрывной антисоветской группы" в рядах курсантов, но все члены группы к этому времени уже написали рапорты о добровольном отчислении из училища (один все-таки остался - его папа служил шишкой в Генштабе в Москве и служба сулила ему немало привилегий, впрочем, этот Макс был комсоргом целого курса (200 человек), что не мешало ему быть самым большим распиздяем в нашей банде). Одним словом, члены группы оказались последовательными в своих убеждениях и добровольно покинули ряды репрессивного и авторитарного государственно института на третьем годе обучения. Нас направили в полевые воинские части рядовыми. Однако уже в 1990-м году большинство было демобилизовано. Все разъехались по домам в свои регионы и республики СССР и контакты были потеряны.
Поработав в родном Краснодаре полгода слесарем на хлопчатобумажном комбинате я отправился по городам и весям в поисках вольной студенческой жизни. По пути оказалась и Москва.
Именно там мне попал в руки первый революционно-анархический самиздат. Это была газетка "Черное Знамя", датированная началом 1990 года. Случилось это во время грандиозной "антикоммунистической" оппозиционной демонстрации в полмиллиона человек. Тогда и столкнулся в реале с членами КАС (Конфедерации Анархо-Синдикалистов) (подробнее об этой довольно умеренной либерально-либертарной организации читайте в последнем "Автономе") и другими анархами на Манежной площади. Именно тогда я впервые мне выпала честь пройти в колонне демонстрантов под черным флагом анархии.
Кстати, эта небольшая, но довольно злая газетка издавалась Анархо-коммунистическим Революционным Союзом в Питере и лидером этого близкого к платформизму Союза был небезызвестный Дима Жвания! Потом, как известно, он подался в троцкисты экзотической тенденции, организовав группку Революционные Пролетарские Ячейки, потом создал еще более экстравагантную "Рабочую борьбу", затем его уже по выбранной им самим траектории занесло даже в лидеры питерских нацболов-хунвейбинов, ну а сейчас он красуется, как известно, в рядах не менее шизофренического ДСПА. Однако я отвлекся.
Не сыскав ничего толком в Москве, я вернулся в Краснодар, разрезал эту газету "Черное Знамя" и стал клеить статьи из нее по трамвайным остановкам. Вскоре в одном из богемных пивняков познакомился с немногочисленными членами КАС-Краснодар, которые были очень умеренными и выступали с демократами в одном антикоммунистическом блоке. Их главной целью был "рыночный федеративный социализм" (но даже об этой "радикальной" цели местные КАСовцы говорили редко, практически основными их требованиями были: переименование Краснодара в Екатеринодар и отмена 6-й статьи советской конституции о правящей роли КПСС). Буквально уже в 1991-м году КАС-Краснодар прекратил свое существование, но к тому времени (еще до поездки по стране) уже с весны 1990 года не без моего участия был создан Союз Радикальной Анархической Молодежи (СРАМ), имевший отделения в Краснодаре и г. Шахты (Ростовская обл).....
Наиболее активную деятельность развернули молодые участники СРАМ в Шахтах (я тогда учился там в институте, но уже с третьего курса в 1992 году вместе с другим активистом был вышвырнут из вуза по сути за попытку организации студенческого профсоюза и..., как говорится, захипповал, посвятив себя полностью либертарному движению). Анархисты из Шахт проводили акции даже в Ростове-на-Дону, свободно печатались в местной прессе, городские политики всегда побаивались нас, боясь нашего влияния на массы студентов. По сути, в небольших Шахтах группа из 25-30 молодых анархов была самым крупным молодежным политическим объединением. Хотя именно студентов вузов было в группе меньшинство. В конце концов, меня и другого активиста Александра Любомищенко выперли из вуза за попытку создания самоуправляемого студенческого союза (хотя предлогом был, конечно, полный завал на экзаменах). В этот же период начинаются опять поездки по стране, участие в съезде АДА в Саратове в 1992-м году и лагере протеста против Сосновоборской АЭС под Питером. Другие времена были...другое настроение и нравы, блин. Угар!
В Краснодаре с активностью было похуже, активисты во многом оказались случайными для движения людьми и к концу 1991 - началу 1992 года краснодарское отделение практически не проявляло никакой активности. Но ранее, еще в ноябре 1990 (еще существовал СССР) года запомнился эпизод, когда СРАМ и КАС приняли участие в оппозиционной "демократической" демонстрации по центральной улице Краснодара. Навстречу "нашей" "антикоммунистической" колонне двигалась краснознаменная колонна сталинистов. Чуть не произошло столкновение. Менты разделили две колонны и еле удержали толпу с обеих сторон. "Демократы" развернулись и пошли в обратную сторону, анархисты под черными флагами тогда замыкали колонну и, таким образом, оказались впереди всей процессии. Так нас тогда и засняли на видео и фото отечественные и иностранные журналисты: тысячная колонна под черными флагами и впереди СРАМовский транспарант "Там где кончается государство, там начинается Человек!".
На осколках СРАМ в период распада старого а-движения в Краснодаре, после продолжительного периода агитации и тусования (лично я в это время занимался распространением либертарной литературы и агитацией, инициированы были и пара оранжевых акций,) среди местных нонконформистов в январе 1995 года, как ответ на начавшую 1-ю войну в Чечне, начала свою деятельность Федерация Анархистов Краснодара (ФАК). ФАК тут же стал выпускать поначалу малоформатную газету-зин "Автоном" (февраль 1995 года). Кстати, многие пункты нынешнего Манифеста АД уже тогда были изложены как основополагающие принципы ФАК.
Группа была, безусловно, анархистской, но под большим влиянием радикального наследия бунта 1968-года, контркультуры и некоторых идей французских и немецких "новых левых". К началу 1996 года, даже раньше, ФАКраснодара преобразовалась в Федерацию Анархистов Кубани, в которой состояли молодые анархисты из Краснодара, Сочи, Армавира, Белореченска, Новороссийска и Новокубанска. Проводилось немалое количество разнообразных демонстраций, акций, культурных мероприятий, съездов. Один из организованных ФАК слетов альтернативистской молодежи на Лунных Полянах собрал более 160 человек. Самым первым анархо-феминистским изданием в стране стал наш листок "Мать порядка" (в ФАК-Краснодар, кстати, анархисток всегда было заметно больше, чем анархистов). Были попытки активного участия и в рабочем движении в духе рев. синдикализма (газета "Мертвый труд"), но самого рабочего движения так и не возникло. По моим сведениям мы в Краснодаре одними из первых в СНГ применили тактику боевого "антифа" и стали пропагандировать эту движуху в "Автономе". Не раз мы уже с 1996-1997-го года делали успешные короткие броски на еще малочисленных тогда бонов, была и более крупная стычка с РНЕ после первомайских демонстраций. На наши демо тогда собиралось до 50 человек, а однажды в Новороссе аж 70 (правда, менты превентивно тогда задержали большую часть на вписках). Такой "массовостью" в те годы в стране мало кто мог похвастать.
В 1997-м году состоялась также поездка в гости к немецким автономам, и затем глупость и нелепая случайность привела к 1-му "Краснодарскому делу", обыскам, допросам, изъятиям компьютеров и литературы, прессу ФСБ. В стране появились первые "анархи"-политзеки.... К концу 1998-го года развитие движения на местном региональном уровне становится уже недостаточным. Приходит понимание необходимости нового межрегионального объединения, "Автоном" уже тогда довольно широко распространялся по стране от Бреста до Владивостока и достиг тиража в 2 тысячи экземпляров. К его редакции подключаются и активисты из других регионов. Но он формально в этот момент еще остается органом Федерации Анархистов Кубани.
Кстати, на протяжении всего времени существования ФАК в крае мы так и не нашли ни одной радикальной группы левацкой или либертарной направленности. Одним словом, мы собрали всех кого можно было (конечно, главным образом, среди тусовочной молодежи). Нет, все-таки был один человек и есть до сих пор - Юра К., марксист, член Марксистской Рабочей Партии. Я был с ним знаком еще со времен, когда он был сталинистом. Сейчас МРП - это небольшой антиавангардистский марксистский кружок с довольно классической идеологией, совмещающий в себе идеи коммунистов рабочих советов, пособничество тред-юнионизму и элементы идеологии исторического меньшевизма. МРП выпускает газету "Левый поворот", которая как раз печатается и верстается в Краснодаре.
Во время расцвета ФАК время было бурное, власти дозволяли заметно больше, чем сегодня, настроение было приподнятое и "угарное". Запомнился, например, легендарный бунт краснодарских студентов, когда тысячная толпа, после отмены бесплатного проезда в городском транспорте, вышла из-под контроля профкомычей, перекрыла центр города, раскачивала трамваи и троллейбусы (вроде один перевернули) и била стекла. В свое время ФАКовцы одни из первых стали практиковать боевое антифа именно в той стилистике, которая существует сейчас. Затем это нашло свое отражение в специальном и постоянном разделе "Автонома" (когда его редакция стала межрегиональной).
Итак, в стране появляются люди, которые пришли примерно к тем же выводам, что и краснодарцы насчет необходимости объединения радикально левых антиавторитарных и антикапиталистических активистов в межрегиональную структуру. Идея была проста: радикальность действия и стилистика западного автономизма, но при условии более четкой организации и твердой либертарно-коммунистической программной ориентации. Такие люди заявляют о себе в Москве (Саша Л., который уже к тому времени плотно сотрудничал с "Автономом", и группа "Дикобраз) и Нижнем Новгороде(Нижегородская Анархо-Группа).
К концу 1999-го в 2000-м оформляется идея СРД (Социального Революционного Движения). Проект долго, долго утрясался, обсуждался, подключались активисты из других городов. И на одной из конференций СРД в Южной Озереевке под Новороссийском появляется и название "Автономное Действие", кстати, на равных с этим названием соперничало тогда "Автономное Сопротивление", но последнее не прошло при голосовании. И только много позже дело дошло до учредительного съезда новоиспеченной федерации либертарных коммунистов.
К 2002-2003 году растет численность АД в целом и Краснодарской группы в частности, на наши собрания приходят до полусотни человек. Издается внутренний бюллетень "А4". Появляются и союзники. От полунезависимого комсомола откалывается группа "Восход", которая заявляет о себе как о коммунистах рабочих советов. АД-Краснодар, группа "Восход" и несколько внегрупповых либертариев вместе выступают на демонстрациях, организуют лагерь под Горячим ключом, выпускают номер совместной газеты "Цепная реакция", появляется сайт. Но через время "Восход" разваливается и анархи опять остаются в одиночестве. Затем с 2004 году - новая волна репрессий, уголовные дела, попадания в тюрьмы (об этом времени уже более или менее известно)...
С 2006 года в Краснодаре начинается упадок, отток людей, расколы, появление других автономных проектов, к сожалению, больше субкультурных (ФНБ, антифа, экологи), нерегулярно выходит неоднозначная анархо-газетка "Сопротивление", издаваемая сперва бывшим адешником, а теперь КЛАС (см.ниже). Нарастает разочарование в старой стратегии и тактики.
Сейчас в Краснодаре все довольно уныло... Группы АД на сегодня вэтом городе нет. Формально существуют: малочисленная Группа либертарных коммунистов (бывшие участники АД , либертарный марксист и др), МРП в составе одного человека, вяло проявляющая себя АНТИФА (там тоже есть бывшие адешники), проэкологическая тусовка, выступающая в роли "массовой" поддержки и "радикального" крыла эко-НПО, вроде еще есть туса хардкор-ФНБ . Появилась и анархистская молодежная группа, некоторые ее члены проявляли желание возродить АД-Краснодар (участвуют в Первомайских шествиях, антифа и т.п.). Однако в самое последнее время мне как-то особо не слышно про ее активную деятельность.
Вот такая ностальгическая историческая справка...
P.S. Может будет интересно. Вот как сложилась судьба матерей и отцов-основателей ФАК. "Крутой" товарищ Баррикада (Алена), к примеру, закончила она совсем не по радикально-феминистски. Вышла замуж за "нормального" парня, сперва жила где-то на Урале или на Севере, но уже долгое время вроде обитает в Питере. Никаких контактов у меня с ней нет. Одно время она поддерживала контакты с Искрой. Товарищ Искра познакомилась в свою очередь с правым польским анархистом-экологом, другом Стаса Маркелова, и эмигрировала в Польшу, живет в Силезии в шахтерском пролетарском городе. Время от времени она приезжает в Краснодар и мы приятно общаемся. Товарищ Танчик села в свое время на наркоту, получила условный срок за это. Но потом вроде завязала... сейчас не контактируем совсем. Товарищ Пулька отошла раньше всех... решила посвятить свое свободное время налаживанию неудачной личной жизни. Вот такие дела. Из пятерых "отцов и матерей" основателей ФАК остался я один. Еще один "отец", кстати, эмигрировал в Израиль и по слухам продолжал там анархическую деятельность.
тов. Кабанос
Далее приложение для любопытных: текст из раннего "Автонома", который может в той или иной степени характеризовать настроение и поиски краснодарских либертариев времен ФАК: "Революционная контрповседневность"
Текст был опубликован в жунале "Автоном" №35. Журнал можно купить в независимых книжных магазиназ Москвы и Петербурга или заказать по почте, написав по адресу avtonomjournal@gmail.com (сюда же пишите ваши предложения по текстам и сотрудничеству). Со списком корпунктов "Автонома" в регионах можно ознакомиться здесь.
Полистать новый номер на экране своего компьютера или же скачать его в формате .pdf