Текст подготовлен для 37 номера журнала «Автоном».
Профессиональный спорт нередко переходит ту грань, после которой можно сомневаться, что речь вообще идет о спорте. Яркий пример — «Континентальная хоккейная лига», которая была создана по просьбе самого Владимира Путина. КХЛ — это даже не бизнес, так как ни одна из её команд не приносит прибыль своим владельцам. Это скорее такая игра самых привилегированных слоев российского общества, в элитном клубе олигархов считается, что у каждого должна быть своя хоккейная команда. И выиграет в этой игре тот, кто смелее остальных расходует миллионы на свое хобби, вне зависимости от того, кто выиграет чемпионат.
Существуют только две страны, в которых хоккей популярнее футбола — Финляндия и Канада. Причины тому очевидны, достаточно посмотреть на карту мира. Я занимался хоккеем, когда мне было 7 или 8 лет, но довольно недолго – уже тогда программа тренировок была довольно серьезной, на льду требовалось появляться в 9 утра по выходным, и родители решили, что ни им, ни мне такое не нужно. У тех, кто играет до 12-летнего возраста, каждую неделю как минимум 4 тренировки, жесточайшее соперничество – уже тогда определяют, у кого талант.
Именно благодаря этой системе и благодаря приоритету над футболом, финская хоккейная сборная может играть на равных со сборными стран, где население в 30-60 раз больше – таких, как Россия или США. И самая популярная хоккейная команда в стране — «Йокерит» из Хельсинки. Осенью 2014 года она оказалась в цирке под названием КХЛ. Это случилось после того, как ее бывшей главный владелец, финский бизнесмен и герой светских хроник Хяллис Харкимо в летом 2013 года продал ледовую арену и 49% от самой команды династии Ротенбергов и их близкому другу Геннадию Тимченко, которые имеют давние связи и бизнес-интересы в Финляндии.
Почему «Йокерит» оказался в КХЛ?
Продажа была большим скандалом в Финляндии, и по сей день неизвестно, сколько Хяллису требовалось заплатить остальным командам финской лиги, чтобы они смирились с уходом самой популярной команды в КХЛ. Раньше финская хоккейная федерация жестко пересекала все попытки финских команд уйти от национальной лиги в КХЛ, но у многолетнего лидера федерации Калерво Куммола всегда были особенные отношения с Харкимо. Как говорят, «в Финляндии коррупции не существует» — существуют только стойкие, дружеские отношения, которые позволяют решать деликатные вопросы без лишнего вмешательства тех, кому это не положено.
Arena Events Oy, холдинг, который Ротенберги и Тимченко покупали, был убыточным до продажи в течение многих лет подряд. Самой убыточной частью корпорации была хоккейная команда, и, возможно, без нее холдинг может выйти в прибыль. Но Ротенберги и Тимченко тоже вынуждены вливать большие деньги в «Йокерит», в котором они владеют 49%. После вступления в КХЛ владельцы были вынуждены увеличивать бюджет команды с 9 миллионов евро до 18-20. Так как команда уже была убыточной, дополнительные деньги почти все идут на минусовую часть баланса.
Но Ротенберги и Тимченко могут спокойно себе позволять столь дорогое хобби. Arena Events Oy и «Йокерит» — это плацдарм, через которого они надеются получить доступ к более интересным финским активам. В течение ближайших лет, в районе Пасила, в котором находится арена команды, будет построен новый офисный район, который будет одним из крупнейших в стране.
Попадание Ротенбергов и Тимченко в санкционный список после российской агрессии в Украине только замедлил этот процесс, но не остановил его. Они продали большую часть Arena Events наследнику династии Роману Ротенбергу, которого в санкционном списке нет. У Романа финский паспорт, и финским языком он владеет лучше, чем большинство финнов, так как сдал финский язык в финском ЕГЭ с оценкой «Magna cum laude», которая выше среднего.
При строительстве арены в 90-х годах, многим финским корпорациям продали ложи в вечное владение. После попадания владельцев под санкции, некоторые корпорации (например, банк «Nordea») перестали посещать свои ложи, но с другими проблемами, связанными с санкциями, финский бизнес Ротенбергов не сталкивается. То есть, несмотря на того, что в короткой перспективе КХЛ — просто роскошное хобби олигархов, которым они вынуждены заниматься, чтобы заискивать перед самым влиятельным человеком страны, позже это хобби может открывать новые бизнес-перспективы его участникам, в том числе за рубежом. И наличие команды в такой хоккейной державе как Финляндии, не может не радовать главного героя появления лиги КХЛ — Владимира Владимировича.
Но сам «Йокерит» вряд ли когда-нибудь будет прибыльным бизнесом. В КХЛ зарплаты игроков с легкостью превышают половину всего бюджета команд. В Финляндии у них подоходный налог будет ближе к 50% а в России он всего 12%, и разница в целом будет чистым убытком финским владельцам. Для «Йокерит» будет крайне затруднительно арендовать лучших игроков КХЛ, так как из-за этой налоговой разницы клуб должен выплачивать им на 1/3 больше, чтобы получилась одинаковая зарплата после налогов.
По этой причине я в сентябре не ожидал, что «Йокерит» может попадать в плей-офф, теперь я удивлен, но не думаю, что они когда-нибудь будут чемпионами, по крайней мере если Ротенберги и Тимченко не примут особенного решения, что это должно случиться.
Пролетарские корни «Йокерит»
Этот отвратительный цирк и показуха почти полностью убивает мой интерес к этому виду спорта. Но, тем не менее, я не могу быть полностью равнодушен к «Йокерит», а всего лишь на 95%.Причина — корни команды в рабочем спорте, в рабочих кварталах моего родного города Хельсинки.
Две хоккейные команды Хельсинки – это HIFK и «Йокерит». HIFK – старейшая хоккейная команда страны, сам клуб (который занимается не только хоккеем) создан в 1897 году. Его название – на шведском языке, это уже дает ему определенную элитность и статусность, понятно, что создавали его не простые смертные. Несмотря на то, что большинство шведскоязычных в Финляндии – обычные рабочие, шведский язык до сих пор является символом элитности и аристократичности, поскольку исторически шведский язык был языком финского дворянства. И до сих пор шведскоязычные намного дольше живут, намного меньше страдают от алкоголизма и депрессии, чем те около 94% финнов, у которых родной язык — финский.
История «Йокерит» начинается с 1906, тогда была организована спортивный клуб рабочих «Töölön vesa» («Отпрыск Тёлё»). Тёлё — средневековая деревня, к которой перенесли Хельсинки в 1640 году, через 90 лет после создания города. В 1920-1930 годах древняя деревня сменилась одноименным городском районом среднего класса, но в 1906 году Тёлё был слабо развитым пригородом, в котором жило много рабочих.
«Отпрыск» был пионером рабочего спортивного движения, которое было мощнейшим двигателем общества. Сейчас сложно себя представить, сколь политизированным тогда был спорт. У рабочих и у среднего класса были отдельные спортивные команды и отдельные региональные и национальные соревнования. Даже международные игры были отдельные — олимпийские игры были созданы буржуями, туда не пускали представителей рабочего спорта.
Вместо олимпийских игр Советский союз организовал с 1921 года спартакиады, но финские организации рабочего спорта предпочитали третью, социал-демократическую альтернативу, «олимпийские игры рабочих», которые были проведены 6 раз с 1925 по 1937 (3 зимние и 3 летние), и в которых участвовали от 4 до 18 стран.
Если буржуи не пускали представителей рабочего спорта в олимпийские игры, то рабочие тоже презирали олимпиады из-за скрытого профессионализма, национализма, милитаризма и конкурентного подхода. В рабочих олимпиадах не выдавали медали, только грамоты. Финская команда была самая успешная в рабочих олимпиадах, но были споры касательно того, должно ли быть в рабочем спорте вообще разделение на национальные команды. В Финляндии социал-демократы выступали за использование финского флага в международных играх, большевики выступали против, но оказались в меньшинстве.
В 1929 году в финском Спортивном Союзе Рабочих (TUL) случился раскол, большевиков исключили. Они создали собственную федерацию, но уже в следующем году ее запретили, и ее руководство оказалось в тюрьме. 157 различные организаций рабочего спорта запретили во время действия антикоммунистических законов 1929-1944, но «Töölön vesa» остался в руках социал-демократов и под репрессии не попал.
После второй мировой, Советский Союз решил выступать в олимпийских играх, и внутри Финляндии политические пристрастия в спорте тоже смягчились. Буржуйские и рабочие команды выступали в общих играх, и хоккейная команда «Töölön vesa» впервые оказалась в высшей лиге в 1955 году. Но игра в высокой лиге оказалась очень затратной для организации рабочих, и она почти обанкротилась. В 1967 бизнесмен Аймо Мякинен купил «Отпрыска» (который в 1964 выпал из высшей лиги) за счет денег, которые он накопил на строительном бизнесе, и переименовал его в «Йокерит». Несмотря на то, что рабочие уже не владели командой, она не прекращала быть любимцем рабочего класса.
Команда рабочих кварталов
Аймо был амбициозным и талантливым управленцем. В 1969 году «Йокерит» оказался в высшей лиге, и в 1973 он стал чемпионом. Аймо сделал ставку на выращивание собственной молодежи, в первую очередь из молодежи рабочих пригородов, которые очень активно построили в 1960 — 1970-х годах.
Сейчас такие восточные пригороды Хельсинки как Вуосаари и Контула – весьма спокойные, но в 1960-х — 1970-х они были больше похожи на советские спальные районы. Огромное количество молодежи, дети крестьян, которые были вынуждены массово мигрировать в города после коллапса мелкого сельского хозяйства Финляндии под давлением мирового рынка в 1960-х годах. Делать в восточных районах было ничего. Никакой сферы услуг, в некоторых районах в первое время даже магазинов не было, а только автобус с продуктами приезжал пару раз в неделю. Следовательно, шел непрерывный мордобой между молодежными бандами и выросло второе финское поколение наркоманов (первые были ветераны мировой, которые сели на наркотики на фронте, где их раздавало командование).
Именно в этой среде Аймо Мякинен выращивал кадры для своего команды. «Йокерит» создал команду в каждом районе, их назвали в чести команд североамериканской хоккейной лиги НХЛ, например, во Вуосаари играли Toronto Maple Leafs, в Мыллыпюро Detroit Red Wings и в Якомяки New York Rangers. Скоро в этих молодежных командах «Йокерит» играли до 1500 молодых ребят, они стали костяком команды в 1970-х и ранних 80-х годах. Самые большие успехи среди этих ребят рабочих краев достиг Яри Курри, пятикратный обладатель кубка Стэнли, который сейчас является главным менеджером «Йокерит» в КХЛ.
В игре «Йокерит» сделал ставку на талант, когда HIFK делал ставку на грубую силу. У HIFK до сих пор репутация самых брутальных игроков в премьер-лиге. До начала девяностых «Йокерит» был командой простой, командой финоязычных и командой рабочих, обычно на втором месте в столице, 1987-1989 они даже выпали из высшей лиги. Я ходил в школу в восточных пригородах, и даже в более благополучных школах никто не посмел бы признаться, что болеет за HIFK.
В Хельсинки уровень сегрегации между районами на порядок выше, чем в российских городах, в столице есть районы, в которых высшее образование у 8.8% (именно в восточной части города), и есть районы где оно есть у 80% у людей с 25 до 48 лет. На востоке также жили шведскоязычные дети из обычных рабочих семей, но они ходили в шведскоязычную школу в другом районе, и среди финоязычных детей была определенная неприязнь к ним.
От пролетариата к попсу
С тех пор много поменялось – в начало 90-х бизнесмен Хяллис Харкимо купил «Йокерит» и сделал большие финансовые вложении. Харкимо построил новую шикарную ледовую арену, а HIFK остался в старой, которую они раньше делили с «Йокерит». В 1990-х годах «Йокерит» стал чемпионом аж четыре раза, пришло много новых болельщиков, и классовое разделение ушло в прошлом. У команды появилась совершенно новый попсовый имидж, в том числе благодаря молодому Теему Селянне, у которого была внешность и манер общения поп-звезды. В 1992 году он перешел в НХЛ и стал там одним из лучших игроков всех времен. В 1990-х бюджет «Йокерит» стал крупнейшим в лиге. И билеты на игры стали дороже, чем билеты на HIFK, и это привело много новых, пролетарских сторонников старому шведскоязычному клубу.
В 1999-2004 Хяллис Харкимо пытался распространять брэнд «Йокерит» также в футболе, FC Jokerit играл в высшей лиге 1999-2001 и в 2003 годах, но так и не стал прибыльным предприятием. Однако в развитии движения футбольных фанатов движение «Йокерит» и его группировка «116% Boys» играли большую роль. Несмотря на то, что в Финляндии хоккей намного более популярный спорт, чем футбол, фанатское движение в футболе намного более развитое. Один из создателей «116% Boys», Пааво Архинмяки, стал председателем партии «Левый союз» в 2009 году, и 2011–2014 он был министром культуры и спорта в финском правительстве. На парламентских выборах 2011 он получил больше всех голосов в Хельсинки, 5,0%. Но внутри партии левых он является представителем умеренного крыла, которое готово к любым компромиссам с правыми партиями, чтобы попасть в правительство.
После закрытия футбольной команды в 2004 году, только немногие из «116% Boys» перешли на трибуны хоккейной команды. Большинство футбольных фанатов в Финляндии с презрением относятся к хоккею и хоккейным фанатам. Но, тем не менее, после закрытия футбольного клуба фанатское и ультрас-движение у «Йокерит» получил импульс для развития, «Ultras Jokerit» действовал в 2004-2010 годах и в течение этих годов фанатский сектор «Йокерит» стал самым массовым в финском хоккее. В 2012 году футбольный клуб создали снова усилиями любителей, и теперь он играет в пятом дивизионе.
Государственно-общественная система в Финляндии — своеобразный «социал-демократический корпоративизм», и любая самодеятельность подавляется, но мягкими методами. Следовательно, «Ultras Jokerit» был подавлен, и вместо него пришла официозная фанатская ассоциация «Eteläpääty» («Южная трибуна»), которая имеет дружественные отношения с руководством. Многие фанаты считают, что с тех пор движение у «Йокерит» пошло на спад. До середины прошлого десятилетия у «Йокерит» было множество небольших хулиганских группировок («MK12», «Young Boys», NKN, «Brigata Giallorossa 103»), но после пары драк общественное мнение и официозные представители фанатов их быстро осудили и они сошли на нет. Таковы закономерности финского общества.
Фанатское движение в Финляндии — аполитичное. Далеко не все являются сторонниками партии Архинмяки («Левый союз»), и еще меньше тех, кто сочувствует анархистам. Но у националистов тоже нет никакой роли в фанатском движении, и если кто воспринимает КХЛ всерьёз и ищет себе команду, за которую можно болеть, то «Йокерит» является вполне толерантной альтернативой. Но сам я буду выступать за них только тогда, когда команду отнимут у Ротенбергов с Тимченко, и возвратят рабочим, которые ее создавали.
Антти Раутиайнен